Педагогический совет «Этнокультурное воспитание дошкольников на основе культуры и традиций казахского народа»
Педагогический совет «Этнокультурное воспитание дошкольников на основе культуры и традиций казахского народа»
Форма проведения: деловая игра – Выпуск журнала «Этнокультурное наследие Казахстана»
Цель: Систематизировать знания педагогов по теме педсовета, вооружить их практическими навыками работы. Систематизировать у педагогов знания о культуре и традициях казахского народа.
Данный педагогический совет обобщает опыт работы детского сада по этнокультурному наследию Казахстана. В педсовете использованы разнообразные игры с педагогами: "Пирог ожидания", "Достижение цели", «Знатоки старинных слов», "Разыгрывание этюдов".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет «Этнокультурное воспитание дошкольников на основе культуры и традиций казахского народа» »
Педагогический совет № 2 «Этнокультурное воспитание дошкольников на основе культуры и традиций казахского народа»
Форма проведения: деловая игра – Выпуск журнала «Этнокультурное наследие Казахстана»
Цель: Систематизировать знания педагогов по теме педсовета, вооружить их практическими навыками работы. Систематизировать у педагогов знания о культуре и традициях казахского народа.
Повестка дня:
Анализ выполнения решения педагогического совета № 1.
О результатах смотра-конкурса «Лучший национальный костюм».
Доклад Толстогузовой А.В. «Содержание работы по этнокультурному компоненту в образовательных программах детского сада в подобласти «Музыка»».
Доклад Жумасейтовой Т.Ж. «Основные методы развития ценностного отношения к родному поселку и краю».
Доклад Жакупбековой Р.С. «Патриотическое воспитание, как необходимое средство воспитания подрастающего поколения в современном обществе».
Создание журнала «Этнокультурное наследие Казахстана».
Подведение итогов педсовета, принятие решения.
Предварительная подготовка:
Разработка плана педсовета.
Проведение организационного заседания ответственных за рубрики журнала, распределение ролей.
Оборудование:
Написанные названия рубрик, табличка «Редакция журнала», клей, журналы, ножницы, по 6 листов формата А4, 2 файловые папки, «Пирог ожидания»
Ход педсовета:
- Уважаемые педагоги, я рада приветствовать вас на втором педагогическом совете «Этнокультурное воспитание дошкольников на основе культуры и традиций казахского народа». Наш педагогический совет пройдет сегодня в необычной форме – форме выпуска журнала «Этнокультурное наследие Казахстана». Для этого мы все сегодня будем работать в издательстве «Педагогический вестник Балдыргана» и поделимся на две команды. Как известно, в любой редакции имеются корреспонденты, главный редактор, ответственный за номер корреспондент, ответственный редактор. Сейчас вам необходимо будет распределить внутри своей группы эти роли, ответственным редактором назначается методист детского сада-Константиниди Анна Петровна. В течение нашего педагогического совета вы будете получать интересную информацию, зачитывать интересные статьи (консультации), добывать информацию для журнала из многих источников и так далее. Конечным итогом нашего педагогического совета будет выпуск двух журналов по этнокультурному наследию Казахского народа.
Игровой прием «Пирог ожидания».
- Педагоги, обратите пожалуйста внимание на наш пирог, он разделен на части. Сейчас каждый из вас на кусочке пирога напишет свои ожидания от нашего педагогического совета. Все ваши ожидания мы с вами зачитаем в конце нашего педагогического совета.
- В своей деятельности каждый педагог постоянно ставит перед собой цели и делает все для того, чтобы реализовать их. Давайте с вами поиграем в игру «Достижение цели».
Упражнение «Достижение цели».
Задание. Выбрать партнера и попросить у него какой-либо предмет (очки, ручку и т.д.)
Задача. Высказать свою просьбу так, чтобы собеседник не смог найти ни одного аргумента, чтобы отказать вам.
Выполнение решения предыдущего педсовета. Выступление методиста Константиниди А.П.
- На прошлом педагогическом совете педагогам администрацией детского сада были сделаны следующие замечания и рекомендации:
В результате анализа принятых решений предыдущего педсовета
1. Создавать условия, обеспечивающие доступность качественного дошкольного образования в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом.
2. Утвердить годовой план КГКП ДО «Балдырган», сетки ОУД, графики работы специалистов ДО на 2014 – 2015 учебный год.
3. Утвердить состав аттестационной комиссии, ПМПК, творческой группы; планы работы данных объединений.
В результате проверки устранения было выявлено, что педагогами всех возрастных групп вся необходимая документация была подготовлена, все планы были утверждены.
То есть все замечания и рекомендации педагогами были выполнены.
Анализ календарно-тематических планов и программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста, положения вариативного компонента показал, что педагогами систематически и регулярно планируется и проводятся ОУД по нравственно-патриотическому воспитанию. Темы ОУД и развлечений интересные и разнообразные, содержание их соответствуют возрасту детей. Работу педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей считать соответствующей достаточному уровню. Педагогам всех групп продолжать систематическую работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, используя разнообразные формы организации (посиделки, викторины, путешествия, экскурсии и т. д., учитывая актуальные текущие события и знаменательные даты).
О результатах смотра-конкурса «Лучший национальный костюм».
Доклад Толстогузовой А.В. «Содержание работы по этнокультурному компоненту в образовательных программах детского сада в подобласти «Музыка»».
Интеллектуально – творческая игра «Знатоки старинных слов».
- В последние годы в нашей стране повысился интерес людей к национальным особенностям, традициям, обычаям. Задача современного человека – сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями. При ознакомлении детей дошкольного возраста с казахскими народными обычаями и традициями следует использовать то, что сделает ребят лучше, чище, духовно богаче. Детям дошкольного возраста часто бывают недоступны многие слова и их смысл, встречающиеся в народных сказках и других художественных произведениях, поэтому педагогам необходимо знать их самим и уметь доступно и правильно объяснять их значение детям.
Вопросы викторины «Знатоки старинных слов».
Разгадайте старинную казахскую загадку: "Один ворсовый ковер, один безворсовый". Иногда можно подумать, что казахи под ворсовым и безворсовым коврами подразумевали растение Мать-и-мачеха. Но на самом деле для кочевника ворсовый ковер - это степь, земля, а безворсовый ковер - небо.
Назовите градацию родственных связей поколений. По-русски (по восходящей): сын — внук — правнук — праправнук, прапраправнук и т.д.
По-казахски: бала — немере — шөбере — шөпшек — немене — туажат — жүрежат (седьмое поколение). Далее жұрағат, жекжат, жамағат и так далее.
Как и у всех народов, у казахов имеются свои национальные праздники. Расскажите пожалуйста про каждый из нижеперечисленных праздников.
Наурыз— праздник обновления, благоденствия, весны, начала года. В эту пору очищают родники, источники, сажают деревья, совершаются добрые деяния.
Қымызмұрындық — праздник лета, проводится в промежутке месяцев мая — июня. Пора доения кобылиц, изготовления кумыса; близкие и дальние родичи приглашают друг друга в гости. Проводятся разные национальные игры, состязания.
Мизам (сабан той) — праздник в честь земледельцев и животноводов, праздник урожая.
Соғым басы — праздник зимы. Проводится после выпада снега и наступления холодов. Пора повсеместного забоя скота на зиму. Угощают друг друга убойным мясом. Долгими зимними вечерами акыны, певцы, сказители, музыканты забавляют народ своим искусством. Сочиняются сказы, киссы, дастаны, сказки. Праздник отдохновения.
Знаете ли вы, что у древних казахов, существовала строгая градация онтогенеза (от рождения до 60 лет). Сейчас вы должны будете соединить название возраста по- казахски и возрастной период
Только что родившийся ребенок называется — нәресте,
От одного года до семи лет – сәби,
Девочка между годом и двумя годами – бөпе,
Мальчик такого же возраста — бөбек,
Мальчик в возрасте от двух до трех лет — бүлдіріп,
От трех до пяти лет — балдырған,
От восьми до двенадцати лет — ойын баласы,
От двенадцати до пятнадцати лет — сығыр,
От пятнадцати до шестнадцати лет — ересек бала,
От шестнадцати до девятнадцати лет — бозбала,
От двадцати до тридцати лет — жасжігіт,
Мужчина в возрасте от тридцати до сорока лет —кұржігіт,
От сорока до пятидесяти лет — ер түлегі,
От пятидесяти до шестидесяти лет — жігіт ағасы.
Казах любит, чтобы в речи была «изюминка», некая загадочность. Проиллюстрирую сказанное примером из сказки об Алдаре-косе. Помните, между ханом и Обманщиком состоялся такой диалог: (раздать педагогам)
«С каких пор холм покрылся снегом?»
«Пожалуй, с четверть века».
«Двумя еще владеете?»
«Владею ныне тремя».
«Как относитесь к дали?»
«Даль мне близка».
«Как относитесь к ближнему?»
«Ближнее мне далеко».
«С сорока возьмете по одной?»
«Если на то будет ваша воля».
«Тогда берите заранее».
«Могу взять и потом. Надеюсь, не обманут, мой повелитель».
Нукеры ничего не поняли из этого разговора и попросили Алдара разъяснить его суть.
И Алдар сказал:
«Хан поначалу спросил: «Давно ли холм покрылся снегом?» Это означало: «Давно ли побелела ваша голова?». И я ответил: «Уже четверть века». Потом хан спросил: «Владею ли я двумя?» Означало это: «Крепко ли я стою на двух ногах?» Я сказал: «Владею тремя», то есть, «Хожу с палкой». «Как относитесь к дали?» — спросил хан. Смысл: «Хорошо ли видите издалека?» Я сказал: «Даль мне близка», значит: «Далекое вижу хорошо». Хан поинтересовался: «Как относитесь к ближнему?», то есть, «Как видите вблизи?» Я ответил: «Ближнее мне далеко». Означает: «Вблизи вижу плохо». Хан догадался, что вы все из нашего разговора ничего не поняли и что потом все равно придете ко мне за разъяснением, а потому спросил: «С сорока возьмете по одной?», что означало: «Возьму ли с каждого из сорока нукеров по одной лошади?» Вот и вся разгадка».
Доклад Жумасейтовой Т.Ж. «Основные методы развития ценностного отношения к родному поселку и краю».
Домашнее задание для воспитателей групп «Презентация дидактической игры по этнопедагогике».
Игры с педагогами на выразительность жестов (движений и мимики) детей дошкольного возраста «Разыгрывание этюдов».
- Уважаемые педагоги, сейчас вам предлагается превратиться в детей и разыграть этюды.
1. «Изобрази жестом». Дети, стоят в кругу, жестами изображают слова, которые им называет педагог: «высокий», «маленький», «там», «я», «до свидания» и др.
2. «Глухая бабушка». Ребенок разговаривает с глухой бабушкой (роль бабушки исполняет педагог), которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук, так как она ничего не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Витя?» (называет имя любого ребенка), «Чьи игрушки?», «Где мама?» и т.п. Ребенок жестами отвечает.
3. «Тише». Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Детям предлагается так перейти дорогу, чтобы не разбудить котенка, знаками показывая друг другу: «Тише!».
4. «Ласка». Детям предлагается показать, как они любят свою игрушку, котенка, собачку и т.д.
5. «Вкусная конфета». У педагога в руках воображаемый кулек с конфетами. Он протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете, жестом благодарят, потом разворачивают бумажку и берут конфету в рот. Предлагая показать мимикой и жестами, какие конфеты на вкус.
Домашнее задание для воспитателей групп «Интересные факты об этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста».
Доклад Жакупбековой Р.С. «Патриотическое воспитание, как необходимое средство воспитания подрастающего поколения в современном обществе».
- Сейчас, уважаемые педагоги подошло время подводить итоги нашего педагогического совета и сдавать все материалы в редакцию. Ваш журнал может состоять из следующих разделов:
1. Обложка журнала.
2. Если спросишь – я отвечу (вопросы о происхождении этнических терминов, как знакомить детей с культурой и бытом казахского народа, назначение предметов быта и т.д.)
3. Играем с детьми (использование дидактических игр в детском саду).
4. Знаете ли вы? (интересные факты об этнопедагогике)
5. Для вас, родители. (методические рекомендации родителям)
6. Для вас, воспитатели. (методические рекомендации воспитателям)
- И другие разделы по вашему желанию. Для выбора разделов журнала у вас есть вся необходимая информации в виде иллюстраций, буклетов и прочей другой информации.
Рефлексия педагогического совета «Плюс-минус-интересно» Эдварда де Боно.
- Уважаемые педагоги, Для письменного выполнения вам предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на педагогическом совете, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на педагогическом совете, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, оказалась для вас не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» вписываются все любопытные факты, о которых узнали и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме.
Решение педагогического совета:
Систематически планировать воспитательно - образовательную работу по нравственно-патриотическому воспитанию, используя разнообразные формы и виды деятельности.
Продумать содержание уголков казахского языка в каждой возрастной группе.
Изготовление выпуска журнала «Этнокультурное наследие Казахстана» с целью ознакомления родительской общественности с культурой и традициями казахского народа.