Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект на тему: «Развитие связной речи детей 3-4 лет посредством русской народной сказки»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 15
Педагогический проект на тему: «Развитие речи детей 3-4 лет посредством русской народной сказки»
Выполнила:
воспитатель Тынская Анна
Александровна
г. Лысково
Содержание
Введение
Актуальность темы
Гипотеза, цель проекта
Задачи, методы и формы проекта
Этапы и сроки реализации
«Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни»
К. Д. Ушинский
Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. Однажды прядя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает часть слов и не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям.
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.
Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.
Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал, развивать их речь.
А что может духовно обогатить среду? Я пришла к выводу, что главная задача педагога это использование русских народных сказок в дошкольном учреждении для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
В дошкольный период у детей интенсивно развивается воображение, способность действовать в образном плане, умение понимать читаемый текст и осуществлять элементарный анализ, поэтому в детстве роль сказки велика. Исследователи сходятся во мнении, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка.
Участники моего проекта являются дети 3-4 лет, воспитатели и родители. Через русские народные сказки ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей второй младшей группы я выбрала методическую тему «Русская народная сказка- как средство развития речи.»
ПРОБЛЕМА
Почему наши дети плохо говорят? Может, потому что мы разучились с ними разговаривать. Родители детей отмечают отсутствие у них времени и желания, чтобы почитать детям сказку. Современные родители, а, как следствие, их дети, в большинстве своем не посещают библиотеки. Более того, анкетирование родителей указывает на их низкую информированность по поводу того, какие книги покупать и читать детям в разные возрастные периоды.
Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная) дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работы с ней.
Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Русская народная сказка – явление уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму.
ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА
Если использовать русскую народную сказку наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности детей.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей.Определитьуровень развития речевого умения детей.
Создание системы работы и проверка педагогических условий по развитию речевого творчества детей.
Приобщение детей к культуре своего народа.
Расширение знаний детей об окружающей действительности, развитие умения тонко чувствовать художественную форму, мелодию и ритм родного языка.
Использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
Расширить знания о сказочных героях русских народных сказок.
Формировать нравственные представления о добре и зле, о хороших поступках и плохих.
Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, учить рассказывать знакомые сказки.
Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.
Содействовать совершенствованию навыков продуктивной деятельности.
Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие. Создавать благоприятный психологический климат во время всех мероприятий.
Создавать в семье благоприятные условия для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду.
Развивать совместное творчество родителей и детей, заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней
Тип проекта: групповой, познавательно-творческий.
По содержанию: социально - педагогический.
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатель группы, родители.
По времени проведения: долгосрочный (сентябрь-май 2015г)
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПPОЕКТА
ФОРМЫ:
Занятия, досуги, консультативная работа с воспитателями и родителями, свободно-самостоятельная деятельность, индивидуальная работа с использованием дидактических материалов.
МЕТОДЫ: наблюдение, рассказ, игры, показ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЕКТА:
С ДЕТЬМИ
– в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей: проведение цикла тематических занятий по различным видам деятельности с целью обогащения педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания по средствам эффективного использования русских народных сказок;
- дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации;
- специальные игровые задания;
С РОДИТЕЛЯМИ
- анкетирование
– посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья - детский сад»:
- проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей;
- проведение совместных досуговых мероприятий с родителями и детьми.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Познакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
- Обогатить социальный быт дошкольников, расширится их кругозор;
- Повысить интерес детей к русской народной сказке;
- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
- Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
-У успешное овладение грамотной и связной речью.
-Выразительное интонирование детьми голосов героев сказок;
-Использование образных выражений при пересказе сказок;
- Выразительная передача мимикой и движениями эмоциональных состояний героев сказок;
-Доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.
- Сформировать коммуникативную и социальную компетентность детей;
- У родителей сформировать представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;
- Родителей вовлечь в единое пространство «семья – детский сад»;
-Повысится культурный уровень дошкольников.
ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ:
Данный проект реализовался в 3 этапа.
I этап – подготовительный: подготовка целей и задач, подбор литературы по устному народному творчеству;
ЭТАПЫ
ЗАДАЧИ
МЕРОПРИЯТИЯ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Повышение собственной профессиональной компетентности
Изучение программно-методического материала по направлению работы
Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом
Подбор программно-методического материала по направлению работы
Подбор диагностического инструментария
Обогащение игровой среды
Пополнение игровой среды
Изготовление наглядности (атрибутов к сказке)
Педагогическое просвещение родителей
Анкетирование родителей по выявлению организации чтения сказок дома
Проведение консультаций
Оформление наглядно-агитационного материала по организации деятельности дома
II этап – практический: собственно – исследовательский (основной): выполнение основных мероприятий, предусмотренных проектом;
ПРАКТИЧЕСКИЙ
Выявить уровень развития детей
Проведение мониторинга, автор-составитель. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
Реализация поставленных задач
Проведение занятий по чтению художественной литературы
Наглядная агитация для родителей (папка-передвижка, консультация)
Мастер-класс для воспитателей ДОУ по русской народной сказке «Теремок».
III этап – заключительный. Завершающий: обобщение результатов работы, их анализиз, формулировка выводов.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Оценка эффективности проведения работы с детьми по развитию речи посредством русской народной сказки
Мониторинг детей
Презентация проекта
Оценка эффективности работы с родителями
Анкетирование
Перспективный план работы со сказкой ( 2-я мл. группа).
Содержание
Программные задачи
Работа с родителями
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь
Определить уровень развития речи детей – диагностирование.
Выявление трудностей у детей.
Анкетирование
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
1.Рассказывание русской народной сказки «Репка».
2. Вспомним сказку по иллюстрациям
1.Рассказывание русской народной сказки «Колобок».
1. Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, точно отвечать на вопросы по содержанию. Обогащать активный словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
2. Закрепить знание содержания сказки, учить выделять и называть характерные признаки персонажей. Учить воспроизводить текст знакомой сказки о иллюстрациям с помощью вопросов воспитателя. Развивать интонационную выразительность речи.
Работа с родителями по пополнению книжного уголка русскими народны-ми сказками.
2. Показ настольного театра «Колобок».
2. Помочь детям запомнить последовательность действий героев сказки. Поощрять участие в рассказывании, развивать интонационную выразительность речи.
3. Слушание аудиозаписи «Колобок».
3. Учить детей слушать сказку, следить за развитием действия. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
4. Моделирование сказки «Колобок».
4. Развивать у детей познавательные психические процессы (память, мышление, внимание). Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей с помощью модели.
Н
О
Я
Б
Р
Ь
1. .Рассказывание русской народной сказки «Теремок».
1.Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию, Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи. Обогащать словарь детей. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Анкетирование родителей: «Сказка в жизни ребёнка».
2. Показ настольного театра «Теремок».
2. Порадовать детей, учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову.
3. Помочь детям запомнить содержание сказки, побуждать к участию в рассказывании.
3. Вспомним сказку по иллюстрациям.
4. Закрепить знание содержания сказки, учить выделять и называть характерные признаки персонажей. Учить воспроизводить текст знакомой сказки о иллюстрациям с помощью вопросов воспитателя. Развивать интонационную выразительность речи.
4. Рассказывание детьми сказки «Теремок» с помощью мнемотаблицы.
5. Учить детей воспроизводить сказку с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середина, конец). Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление.
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
1. Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».
1. Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию. Обращать внимание на образный язык сказки. Обогащать словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Консультация для родителей: «Значение сказки для развития и воспитания ребёнка» (папка-ширма).
2. Показ настольног театра «Маша и медведь».
2. Порадовать детей встречей со знакомой сказкой, развивать чуткость к художественно-выразительным средствам сказки.
3. Н/печатная игра «В гостях у Машеньки и медведя».
3. Познакомить детей с внутренним убранством русской избы, предметами быта (короб, кочерга, ухват, прялка и др.). Развивать логическое мышление при составлении картинки из отдельных частей. Обогащать словарь детей.
4. Рассказывание детьми сказки «Машенька и медведь» с помощью мнемотаблицы.
4. Учить детей воспроизводить сказку с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середина, конец). Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, мышление, внимание.
Я
Н
В
А
Р
Ь
1. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».
1. Учить детей эмоционально воспринимать сказку, отвечать на вопросы по содержанию. Поощрять стремление интонационно точно повторять песенки из сказки. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Оформление альбома: «Моя любимая сказка» (сотворчество детей и родителей).
2. Показ настольного театра «Заюшкина избушка».
2. Порадовать детей встречей со знакомой сказкой, помочь запомнить содержание сказки, развивать чуткость к художественно-выразительным средствам сказки.
3. Игра-пазлы «Заюшкина избушка».
3. Напомнить детям героев сказки, развивать логическое мышление, внимание.
4. Рассказывание детьми сказки «Заюшкина избушка» с помощью мнемотаблицы.
4. Учить детей воспроизводить сказку с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середина, конец). Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, мышление, внимание.
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
1.Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса».
1. Учить детей внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию. Обращать внимание детей на образный язык сказки. Обогащать словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Консультация для родителей: «О чём рассказывает сказка» (папка-ширма).
2. Показ настольного театра «Кот, петух и лиса».
2. Порадовать детей встречей со знакомой сказкой, помочь запомнить сюжет сказки. Поощрять участие в рассказывании, интонационно-выразительном повторении песенок героев сказки.
3. «Отгадай загадку» (отгадывание загадок о героях сказки).
3. Уточнить представление детей о загадках. Учить отгадывать описательные загадки. Развивать логическое мышление.
4. Слушание аудиозаписи сказки «Кот, петух и лиса».
4. Учить детей внимательно слушать сказку, следить за развитием действия.
5. Моделирование сказки «Кот, петух и лиса».
5. Развивать у детей познавательные психические процессы(память, мышление, внимание). Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей с помощью модели.
М
А
Р
Т
1. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко».
1. Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию, поощрять использование детьми в ответах сказочных оборотов. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Консультация для родителей: «Как ускорить процесс понимания сказки» (папка-ширма).
2. Показ настольного театра «Петушок и бобовое зернышко».
2. Доставить детям радость от встречи со знакомой сказкой, помочь представить образы персонажей, помочь запомнить образы персонажей, поощрять участие в рассказывании.
3. Н/печатная игра «Собери фигурку».
3. Учить детей анализировать элементарную контурную схему, выделять основную форму предмета. Закреплять знание о героях сказки .
.
4. Рассказывание детьми сказки «Петушок и бобовое зернышко» с помощью мнемотаблицы.
4.Учить детей пересказывать сказку с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки. Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление.
А
П
Р
Е
Л
Ь
1. Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».
1. Учить детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать сюжет, отвечать на вопросы по содержанию. Обогащать словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Кольсультация для родителей: «Использова- ние мнемотаблиц при ознакомлении со сказкой» (папка-ширма).
2. Показ пальчикового театра по сказке «У страха глаза велики».
2. 1.Рассказывание русской народной сказки «Колобок
3. Ознакомление с малыми фольклорными формами: потешки о животных.
3. Знакомить детей с жанром потешки, поощрять выразительное рассказывание потешек. Обогащать словарь детей образными словами и выражениями.
4. Рассказывание детьми сказки «У страха глаза велики» с помощью мнемотаблицы.
4. Учить детей пересказывать сказку с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки. Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, мышление, внимание.
М
А
Й
1. Чтение русской народной сказки «Волк и козлята».
1. Учить детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать сюжет, отвечать на вопросы по содержанию. Обогащать словарь детей. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.
Консультация для родителей: «Использование различных видов театра при ознакомлении детей со сказкой».(папка-ширма).
2. Показ настольного театра «Волк и козлята».
2. Порадовать детей встречей со знакомой сказкой. Развивать чуткость к художественно-выразительным средствам сказки.
3. Н/печатная игра «Собери картинку».
3. Напомнить детям героев сказки «Волк и козлята». Развивать внимание, логическое мышление при составлении целого из частей.
4. Игры-имитации «Волк», «Козлята».
4. Учить детей координировать свои движения с текстом (из сказки). Развивать способность через пластику передавать характер героев сказки
5.Рассказывание сказки «Волк и козлята» при помощи моделирования.
5. Развивать у детей познавательные психические процессы (память, внимание, мышление). Помочь запомнить сюжет и рассказать сказку с помощью модели.
1. Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».
1. Познакомить детей с шуточной сказкой. Учить понимать эмоционально-образное содержание сказки. Обогащать словарь детей, подводить их к пониманию значения пословиц. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.
Работа с родителями по пополнению группы различными видами театра :настольный, би-ба-бо и т. д.
2. Отгадывание загадок о животных.
2. Развивать логическое мышление при отгадывании описательных загадок. Закреплять знание некоторых особенностей внешнего вида и повадок животных-героев сказок.
3. Дидактическая игра «Наши сказки».
3. Закрепить знание детьми русских народных сказок о животных. Развивать познавательные психические процессы (внимание, мышление, память).
4. Рассказывание детьми сказки «У страха глаза велики» с помощью мнемотаблицы.
4. Учить детей воспроизводить сказку с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середину, конец). Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы :память, мышление, внимание.
ДИАГНОСТИКА
В результате проведения обследования речевого развития детей младшего дошкольного возраста можно выделить три уровня: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень — ребенок получает 24 балла; средний уровень — 16 баллов; низкий — 8 баллов.
Результаты следующие:
2 младшая гр.
Сентябрь 2014 г.
Май 2015
2015 г
Высокий уровень
38 %
61 %
Средний уровень
45 %
27 %
Низкий уровень
17 %
12 %
Высокий уровень 38 % Высокий уровень 61 %
Средний уровень 45 % Средний уровень 27%
Низкий уровень -17 %. Низкий уровень 12 %
Диагностика результатов деятельности по данному проекту на конец года показала эффективность внедряемой мною работы по ознакомлению детей с русскими народным сказками.
Наблюдается улучшение уровня развития речи детей, соответствия уровня развития возрастным нормам наблюдается у 86% детей группы.
Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:
С помощью русских народных сказок можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я активно использую этот богатейший материал словесного творчества народа.
Дети успешно овладели грамотной и связной речью, научились использовать образные выражения при пересказе сказок, передают мимикой и движениями эмоциональное состояние героев сказок, улучшилось звукопроизношение, появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу. Родители вовлечены в единое пространство «семья - детский сад». Повысился культурный уровень дошкольников.
Вывод
Таким образом, приобщение ребёнка к русской народной сказке следует начинать с раннего детства. Мой опыт работы показывает, что сказка является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи.
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; слушали сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривали иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности дети разыгрывали знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывали новые, свои сказки, либо меняли окончание известных сказок. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь. Итоговый мониторинг указывает на то, что у детей повысился уровень знаний русских народных сказок, расширился кругозор, речь детей стала более насыщенной и выразительной.
Родители приняли активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в обсуждении вопросов о детском чтении. Итоговое анкетирование указывает на то, что повысился уровень общей осведомленности по вопросам домашнего чтения.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат.
Диагностика развития речи по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред.Васильевой М.А.
Младшая группа
1. Словарь
а. «Скажи, что это»
Предлагается картинка, на которой по 2-3 предмета одежды, мебели, посуды, животных, овощей, фруктов. Воспитатель показывает предмет на картинке (например, чайник) и спрашивает: что это? Ребенок называет. Воспитатель обобщает: Чайник – это посуда, а есть еще на картинке посуда? Ребенок показывает и называет. Аналогично с другими предметными картинками одежды, мебели, животных и т.д.
б.«Назови ласково»
Предлагается по 2 картинки, где один и тот же предмет большого и маленького размера. Воспитатель выкладывает большие предметы по одному и называет, ребенок дополняет маленьким предметом и называет в уменьшительно-ласкательной форме:
Большой ключ – маленький…ключик
Большой дом – маленький…домик
Большая кровать – маленькая …кроватка
Большая шишка – маленькая …шишечка
Большое яблоко – маленькое …яблочко
Большое ведро – маленькое…ведерко
2. Грамматический строй речи
а. Единственное и множественное число (по картинкам)
Воспитатель выкладывает картинку, где один предмет и много таких же предметов. Воспитатель называет один предмет, ребенок – много предметов.
Один утенок – много утят
Один котенок – много котят
Одна ленточка – много ленточек
Одна кукла - много кукол
Одно яблоко - много яблок
Одна слива – много слив
б.«Назови детенышей» (по картинкам)
У медведя – медвежата
У кошки – котята
У лисы – лисята
У собаки – щенята
У козы – козлята
У зайца – зайчата
3.Связная речь
а. Предлагается картинка с несложным сюжетом. Воспитатель просит ребенка рассказать, что он видит на картинке ( с наводящими вопросами).
б.Расскажи сказку (по иллюстрациям знакомых сказок «Репка» или «Колобок»)
в.Расскажи любое стихотворение наизусть
приложение
Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора - это и подвижные, дидактические, пальчиковые игры.
Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения. В соответствии с этим разработала цикл развлечений художественно-эстетического цикла.
Изготовлены настольные театры: «Маша и медведь», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Колобок» и театры на фланелеграфе: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба».
В группе есть аудио и видеокассеты со сказками;
Конкурсы и выставки детских рисунков;
Открытые мероприятия и праздники;
Анкетирование;
Беседы;
индивидуальные и групповые консультации;
родительские собрания;
привлекались родителей к помощи при изготовлении костюмов и атрибутов к русским народным сказкам;
неоднократно организовывала совместные выставки работ;
регулярно помещала в уголок для родителей материалы по развитию речевой активности, альбомы устного народного творчества.
Список литературы
Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю. Вы и младенец: у истоков общения. – М.: Педагогика, 1991
Белая К. Ю. Занятия с малышами в детском саду. (Модель воспитания детей раннего возраста). – М., ЛИНКА - ПРЕСС, 2002.
Бениаминова М. В. Воспитание детей. – М.: Медицина, 1986
Богина Т. Л., Терехова Н. Т. Режим дня в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1987
Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет. – С.Пб. Паритет, 2006.
Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети: пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1985.
Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004.
Ввозная В. И., Коновалова И. Т., Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н., Резяпова С. З. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1983
10. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа. – М.: Просвещение,1994
11. Гербова В. В., Иванкова Р. А., Казакова Р. Г. и др. Воспитание детей во второй младшей группе детского сада: Пособие для воспитателя – М.: Просвещение, 1981
12. Гербова В. В., Комарова Т. С. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». М. Мозаика-Синтез, 2005.
13. Гербова В. В., Максаков А. И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986
14. Жуковская Р. И. Родной край: Пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1985
15. Зворыгина Е. В., Карпинская Н. С., Кононова И. М. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1985
16. Каменева Л. А., Матвеева А. К., Маневцова Л. М. Как знакомить дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1983.
17. Лесина С. В. Индивидуальное развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях (Диагностика, планирование, конспекты занятий) – Волгоград: Учитель, 2005.
18. Нечаева В. Г. Воспитание детей третьего года жизни в дошкольном учреждении. – М.: Просвещение, 1965.
19. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. – Ярославль: ТОО Гринго, 1995
20. Островская Л. Ф. Правильно ли воспитываем малыша. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1979.
21. Островская Л. Ф. Игрушки и пособия для детского сада. (Оборудование педагогического процесса). – М.: Просвещение, 1982.
22. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез. 2004.
23. Петрова В. А. Занятия по развитию речи с детьми до трех лет. – М.: Просвещение, 1970.
24. Пилюгина Э. Г., Максимова З. Н. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение. 1973.
25. Поддьяков Н. Н., Аванесова В. Н. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей – М.: Просвещение, 1981.
26. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М.: Просвещение, 1966.
27. Сотникова В. М. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. 28. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: (Из опыта работы) – М.: Просвещение, 1983.
29. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика. – М.: Астрель, 2004. 30. Фонарев А. М., Новоселова С. Л., Каплан Л. И. Воспитание и обучение детей раннего возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1986.