kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогический проект «Маленькие искорки большой надежды»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными, способными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект «Маленькие искорки большой надежды»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г. НАДЫМА

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»)





Педагогический проект

«Маленькие искорки большой надежды»



Разработчики:

методист МДОУ

О.В. Федорова







г. Надым, 2016г.



Содержание



Паспорт проекта________________________________________________ стр. 3

Введение _______________________________________________________ стр. 5

Реферативная часть_________________________________________________ стр.7

Проектная часть_________________________________________________ стр.17

Заключение ________________________________________________________стр.30

Литература _____________________________________________________ стр.31







































Паспорт проекта.

1

Наименование

Педагогический проект «Искорки большой надежды»

2

Основание для разработки проекта.

1.Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)

3. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 гг., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р

4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

5. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования»

6. Приказ департамента образования ЯНАО от 31.01.2014г №134 «Об утверждении Плана действий по обеспечению введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на территории Ямало – Ненецкого автономного округа»

7. Приказ департамента образования Надымский район №1139 от 24.12.2013г «Об утверждении дорожной карты развития современной информационно-технологической образовательной среды муниципальной системы образования Надымского района на 2013-2017»

8. Программа Развития Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Улыбка» г. Надыма» на 2015-2019г

9. Основная образовательная программа МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма».

10.Устав МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма»

3

Заказчик проекта.

Родители, воспитанники, коллектив МДОУ «Детский сад «Улыбка»


4

Целевая группа.

Воспитанники 2-7 лет

7

Цель проекта

Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.


8

Задачи

проекта.

  • выявить уровень интеллектуальных творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности воспитанников ;

  • определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;

  • организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей;

  • проводить мероприятия творческой направленности для одаренных детей (олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, КВН);

  • совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в ДОУ и семье (тематические родительские собрания, мастер – классы, круглые столы с участием детей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков, факультативов и секций по способностям);


9

Ожидаемый результат проекта.

Ожидаемый результат:

  • увеличение количества одарённых детей, адекватно проявляющих свои интеллектуально - творческие или иные способности;

  • повышение качества образования и воспитания дошкольников в целом;

  • положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, фестивалей, творческих выставок, соревнований различного уровня;

  • создание комплекса благоприятных условий, обеспечивающего формирование и развитие личности, важнейшими качествами которого станут инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность развиваться в течение всей жизни.

  • создание творческого педагогического коллектива работающего в тандеме с родителями воспитанников



10

Срок реализации проекта

5 лет (январь2016- май 2020уч. г.)











«Если дети – национальное достояние

любой страны, то одаренные дети –

её интеллектуальный и творческий

потенциал»

Р.Н. Бунеев


Введение


  Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными, способными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

  Проблема детской одарённости давно волнует многих учёных, педагогов, психологов. Высокий творческий потенциал, составляющий основу детской одаренности, проявляется часто уже в дошкольном возрасте. Что же такое одаренность? Под этим термином понимается высокий уровень развития способностей, значительно отличающихся от среднего. Одаренный ребенок обычно выделяется яркими достижениями в том или ином виде деятельности: художественной, технической, коммуникативной, спортивной. Работе с одарёнными детьми большое внимание уделял  В.А. Сухомлинский, который считал: «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, дать  все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод...», » Одарённость обнаруживается тогда, когда ей удалось проявиться и закрепиться», «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат». Эти слова замечательного, великого русского педагога должны стать ключевыми в современном образовании  для тех педагогов, кто выявляет одарённых детей  и работает с одарёнными детьми, поддерживает юные дарования и верит в детей с неординарными способностями.

Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего времени. Одаренный ребенок, в отличие от одарённого взрослого, сформировавшаяся личность, будущее которого ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития. Не случайно федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.

Основную цель по работе с одарёнными детьми поставил  Президент России  В.В. Путин в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»:

«Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одарённостью, независимо от сферы одарённости…», определены меры по поиску и поддержке талантливых детей:»…  В новом «Законе об образовании»/2012год/указывается ,что образование доступно каждому ребёнку в  нашей стране и он получает право на   дальнейшее развитие и обучение по индивидуальным  программам для  одарённых и способных детей. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» /2008год/основной задачей является: «…создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования ; создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи…»

Опираясь на заключения А.И. Савенкова по проблеме одаренности, можно сказать, что мозг человека с его способностью к мышлению, творчеству может рассматриваться как величайший из даров природы, и в этом смысле «одаренность» представляется уже не как исключительность, а как имеющийся у каждого «дар». Если придерживаться психофизиологической точки зрения, то надо признать относительную редкость этого явления, и в связи с этим содействовать  организации специального обучения. С другой стороны, исходя из гуманистической педагогики, можно признать потенциальную одаренность каждого ребенка и   развивать  интеллектуально-творческий  потенциал каждого ребенка .

 Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. Главенствующими чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Принимая во внимание то, что каждый ребенок имеет задатки, необходимо проявлять внимание к развитию каждого воспитанника, считая его потенциально одаренным в той или иной сфере деятельности.

Анализ данной ситуации позволил выявить противоречия между:

  • Необходимостью:

- выявления способных и высоко мотивированных дошкольников 3-7 лет, в развитии интеллектуально-творческих способностей и отсутствием обобщенной информации по данному направлению;

-предоставления возможности каждому воспитаннику адекватно удовлетворять пробудившуюся страсть к познанию и отсутствием систематической тандемной работы педагогов ДОУ с родителями воспитанников.

На базе МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма» разработан проект по выявлению и работе с одаренными детьми «Искорки большой надежды», направленный создание системы по раскрытию у детей своих потенциальных возможностей

На сегодняшний день в дошкольных учреждениях должна быть сформирована определенная система поддержки одаренных детей, особенно в части работы с детьми, уже проявившими свои способности. Не только от педагогов, но и от родителей зависит, насколько он разовьет свои возможности и насколько активно и творчески он сможет участвовать в жизни общества. Проект «Искорки большой надежды», предполагает дифференциацию и индивидуализацию обучения обеспечивает саморазвитие дошкольников, способствуют повышению их мотивации к познанию и самопознанию.  



Гипотеза проекта реализации интеллектуально-творческого потенциала детей,  обеспечит условия для саморазвития воспитанников, повышения их мотиваций к познанию и само­воспитанию обучающей деятельности, нацеленной на развитие принципиально новой системы образования для одаренных детей.

Цель проекта: Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.

Задачи.

  • выявить уровень интеллектуальных творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности воспитанников ;

  • определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;

  • организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей;

  • проводить мероприятия творческой направленности для одаренных детей (олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, КВН);

  • совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в ДОУ и семье (тематические родительские собрания, мастер – классы, круглые столы с участием детей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков, факультативов и секций по способностям)


Реферативная часть

Теоретическая интерпретация опыта:

Немного истории

Человеческое мышление, способность к творчеству – величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

Идея неравномерности этого распределения вполне очевидна, однако не все с ней согласны. Как-то, смеясь, М. Монтень заметил, что из всех способностей Бог наиболее справедливо распределил умственные, ибо никто не жалуется на их недостаток.

Многие специалисты называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей. Этот генетически обусловленный дар в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развития. Внешнее окружение, или, как говорят в психолого-педагогической литературе, среда и воспитание, либо подавляют его, либо помогают этому дару раскрыться. И подобно тому, как ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить этот природный дар в выдающийся талант.

В последнее время многое стало меняться, и термин «одаренность» вновь стал использоваться в психолого-педагогической литературе. Для выяснения сути понятия «одаренность» кратко остановимся на истории его становления. Отжившие свой век и отвергнутые наукой теории и представления продолжают жить в сознании людей, и ориентация на них порождает не просто массу заблуждений, но и крайне негативно влияет на практику воспитания и обучения, а, следовательно, на судьбы детей.

Долгое время господствовало представление о божественном происхождении дара, определяющего индивидуальные различия людей. Так, например, еще Платон писал о том, что «...поэт творит не от искусства и знания, а от божественного предопределения».

В середине XIX века сформировалось другое понимание. Известный английский ученый Френсис Гальтон, вдохновленный трудами своего двоюродного брата Чарльза Дарвина, стал активно разрабатывать идею о том, что гениальный человек – «продукт гениального рода». Он внимательно проанализировал родословные выдающихся людей своего времени и прошлого и нашел ряд закономерностей, достаточно ясно указывающих, с его точки зрения, на то, что проявления одаренности зависят, в первую очередь, от наследственности.

Однако уже позже, с появлением и развитием генетики, было доказано, что процесс передачи наследственных признаков опосредован множеством факторов и имеет далеко не прямой характер. Говоря иначе, дар, о котором мы говорим, не может быть унаследован напрямую, подобно родовому замку, дворянскому титулу, мельнице или Коту в сапогах, как, например, в знаменитой сказке Ш. Перро.

Остановимся на этом подробнее несколько позже. А пока отметим важную веху в истории изучения проблемы одаренности – Ф. Гальтон, образно говоря, спустил проблему одаренности с небес на землю. После него идея божественной природы одаренности в серьезных научных источниках уже не обсуждается, разработка проблем одаренности идет в другом, естественно научном русле.

Параллельно, правда, существовала и прямо противоположная точка зрения, согласно которой никакого дара (ни божественного, ни врожденного) вообще не существует. Эта идея нашла свое выражение в несколько странном термине «tabula rasa» (лат. «чистая доска»). Ребенок подобен «чистой доске», без всяких знаков и идей, и нет никакой, ни божественной, ни наследственной, предрасположенности к умственной или какой-либо другой деятельности. Несмотря на явную сомнительность, ощущавшуюся еще в пору своего зарождения, данная теория находит своих приверженцев и поныне.

Реальная практика свидетельствовала о том, что умственные, творческие способности людей не равны и отличия эти проявляются уже в детстве. Диапазон их очень широк – от умственной отсталости до высокой степени одаренности. Объяснить эти различия только воздействием среды и воспитания невозможно. В особенности, когда речь идет о редко встречающихся, выдающихся проявлениях одаренности.


Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренность – это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других:

– общие способности или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;

– совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей;

– талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Большинство психологов рассматривает креативность (творческий потенциал) человека как один из важнейших и, в известной мере, независимый фактор одаренности. Американский психолог П. Торренс определил креативность как процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности и дефицита информации. Этот процесс включает поиск и определение проблемы, выдвижение и проверку гипотез о путях ее решения, поиск и обоснование решений. Главную роль при этом играет дивергентное (идущее в разных направлениях) мышление, способное приводить к неожиданным выводам, в отличие от конвергентного, последовательного мышления, причем креативность предполагает интеллектуальное развитие человека выше среднего уровня, поскольку лишь такой уровень может обеспечить основу для творческой продуктивности. Кроме того, в многочисленных исследованиях была продемонстрирована важная роль мотивационно-личностных особенностей и условий социального окружения одаренных детей в реализации их потенциала. Согласно концепции Дж. Рензулли, развитие одаренности основано на взаимосвязи трех конструктов: интеллекта выше среднего уровня, креативности и приверженности к задаче.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» - «одаренные дети встречаются крайне редко». Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует незначительная часть детей.

Тот или другой ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам. Существует множество видов и форм одаренности, поскольку психические возможности ребенка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития.

Одаренность ребенка часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, ребенок, увлеченный техникой, дома строит свои модели, но к школьной либо социально организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции, студии) его занятие не имеет никакого отношения. Другой ребенок увлеченно сочиняет стихи или рассказы, но не хочет демонстрировать их педагогу. Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьной деятельности, но и по его внешкольным делам, а также по инициированным им самим формам деятельности.

В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток (в силу условий жизни) соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит такому ребенку их усвоить, как его одаренность становится явной и очевидной для педагога.

В некоторых случаях причиной замаскированности проявлений одаренности являются те или иные трудности развития ребенка. Например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п. могут привести к снижению показателей успешности ребенка (несмотря на потенциально высокий уровень его способностей).

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидном виде. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны делать своего рода «допуск» на недостаточное знание о действительных возможностях ребенка, понимая при этом, что существуют одаренные дети, чью одаренность они пока не смогли увидеть.

С другой стороны, одаренность далеко не всегда можно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Совершенно ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности сравнительно с ребенком, для которого не были созданы такие условия.

Поскольку одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, следует учитывать сложность самой проблемы «одаренный ребенок». В значительной мере она связана со спецификой детской одаренности. Одаренность конкретного ребенка – в значительной мере условная характеристика. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок» в плане констатации (жесткой фиксации) статуса данного ребенка. Ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он – «одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей одаренности. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком, который начал обучение в специализированном образовательном учреждении, но потом перестал считаться одаренным.

Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высокоразвито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.

Вторая особенность — непрекращающаяся познавательная активность и высокоразвитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.

В-третьих, большинству одаренных свойственны: большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.

Исходя из этого, в практической работе с одаренными детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или понятие «ребенок с признаками одаренности»).

В научной психологической литературе труды по одаренным детям и их проблемы наиболее изучены Н.С. Лейтесом. В его трудах рассмотрены вопросы возрастной одаренности, индивидуальных различиях психологических проблем одаренности. В многосторонних исследованиях он обосновал положение о том, что ключом к раскрытию возрастной одаренности являются сенситивные периоды психического развития; убедительно показал, в частности, что сенситивным для умственного развития человека является каждый из периодов возрастного созревания. Подтвердилась значимость дошкольного и младшего школьного возрастов: ни раньше, ни позже способности так быстро и продуктивно не развиваются; именно в эту пору жизни появляются чудо-дети (вундеркинды); одаренность в этом возрасте яркая и массовая. Дети, по Н.С. Лейтесу, в целом одареннее взрослых. Вместе с тем яркое проявление способностей к подростковому возрасту у большинства детей чаще всего снижается.

Группа исследователей Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Маркутина, АА Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, Л.В. Попова, М.С. Старчеус, В С Юркевич также глубоко изучали проблемы одаренности. В их работах отражены современные исследования по данной проблеме в России и за рубежом. Основная направленность их работы - возрастные и индивидуально-типические особенности развития одаренности дошкольников, способы ее выявления проблемы воспитания и обучения одаренных воспитанников.

В настоящее время внимание многих психологов и педагогов привлекает проблема детской одаренности, ее природы, возможности выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей. При этом диагностика одаренности и работа с одаренными детьми базируются на тех данных, которые были получены в специальных исследованиях. Эти исследования выделили виды одаренности, которые приведены ниже в таблице №1

Таблица №1.

Виды различий

Виды одаренности

По широте проявлений

Общая одаренность (интеллектуальная;

творческая)

Специальная одаренность

По типу предпочитаемой деятельности

творческая;

академическая;

психомоторная

коммуникативная

По интенсивности проявлений

повышенная способность к обучению (способные);

одаренные; высокоодаренные (талантливые)

По темпу психического развития

С нормальным темпом психического развития;

Со значительным опережением возрастного

темпа развития

По возрастным особенностям проявления

стабильная;

приходящая (возрастная)

 

Более подробно виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности показаны на схеме №1 и в таблице №2.






 Схема №1. «Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности»

 Таблица № 2.


Виды

одаренности

Составляющие

Как проявляются

Академическая

одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

Стремление ребенка к получению

знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому

Способности к обучению

Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Проявление фантазии в творческих художественных работах, высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки)

Вокальная одаренность

Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух

Литературная одаренность

Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов

Артистическая одаренность

Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память

Конструкторская одаренность

Развитое пространственное

мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации

Психомоторная

одаренность

Спортивная одаренность

Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость

Хореографическая одаренность

Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная

память

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная   одаренность

Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние,

гасить конфликты

Лидерская одаренность

Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении

цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать

ситуацию



Новизна проекта заключается в создание условий, обеспечивающих раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей.

Участники проекта:

-администрация ДОУ;

- воспитанники 2-7 лет;

- педагогический коллектив ДОУ;

-родители воспитанников ДОУ, социальные партнеры.


Срок реализации проекта (5 лет)

Февраль 2016г. - май 2020г., включает 3 этапа:

- первый этап – организационный (январь 2016г.- март 2016г.);

- второй этап – практический (март 2016г.- апрель 2020г.);

- третий этап – обобщающий (май-июнь 2020г.).

Ожидаемые результаты

  • увеличение количества одарённых детей, адекватно проявляющих свои интеллектуально - творческие или иные способности;

  • повышение качества образования и воспитания дошкольников в целом;

  • положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, фестивалей, творческих выставок, соревнований различного уровня;

  • создание комплекса благоприятных условий, обеспечивающего формирование и развитие личности, важнейшими качествами которого станут инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность развиваться в течение всей жизни.

  • создание творческого педагогического коллектива работающего в тандеме с родителями воспитанников


Образовательные и социальные риски при реализации проекта

«Искорки большой надежды»

  • неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, а проявления истинной одаренности снизятся;

  • рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одаренными» и «обычными» дошкольниками, невнимание к последним. Это приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность в силу обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одаренных;

  • снижение социального престижа и значимости данной работы среди родителей, педагогов ДОУ.


Контроль за реализацией проекта

Администрация ДОУ

Принципы, заложенные в основу проекта

  1. Принцип целостности образования – под целостностью образования понимается единство процессов развития, обучения, воспитания, адекватность педагогических технологий задачам обучения.

  2. Принцип индивидуализации – подразумевающий всесторонний и всеобъемлющий учет уровня развития способностей каждого воспитанника, формирование на этой основе индивидуальных программ развития и обучения.

  3. Принцип вариативности. Данный принцип предполагает гибкое сочетание освоения Основной образовательной программы и дополнительного образования, позволяющих воспитаннику раскрыть и развить склонности и способности, с учетом возрастных особенностей и уровня развития дошкольников.

  4. Принцип развивающего обучения – развивающее обучение опирается на зону ближайшего развития ребенка и способствует ускорению развития.

  5. Принцип обновления содержания и методов обучения – использование эффективных образовательных технологий, внедрение в практику инноваций соответствующих ФГОС.

Приоритетные направления:

  • реализация государственной и региональной политики в сфере образования;

  • сохранение и укрепление здоровья воспитанников;

  • обеспечение оптимального уровня образованности, который характеризуется

способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь

на социальный опыт в соответствии с возрастными возможностями воспитанников;

  • создание комплекса условий, обеспечивающих доступность качественного образования с учётом образовательных потребностей родителей воспитанников и факторов его социально-экономического развития.

Принципы реализации проекта:

  • личностно-ориентированного подхода (раскрытие в каждом ребенке творческого потенциала, развитие его склонностей и потребностей для реализации их в избранной профессиональной деятельности);

  • программно-целевого подхода (единая система планирования, своевременное внесение коррективов в планы);

  • здоровьесберегающий (создание условий, благоприятных для укрепления физического, нравственно-психического здоровья школьников);

  • вариативности (осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития школы, выбора учащимися дополнительных образовательных услуг).

  • социальной обусловленности и непрерывного обновления целей, содержания и методов обучения одаренных детей;- данный принцип предполагает подготовку личности одаренного ребенка к вхождению в современное мировое сообщество, реализацию социального заказа образованию на формирование и развитие базовых компонентов социокультурных компетенций;

  • единства, преемственности целей, содержания и методов воспитания и развития, обеспечивающий единое образовательное пространство, целостность образовательной системы для одарённых детей;

  • индивидуально-личностной ориентации, право на самореализацию, самобытность, автономию, свободное развитие, что является основным критерием успешного образования и развития одаренного ребенка;

  • единства деятельностного и творческого подходов к содержанию и организации процесса педагогической, психологической и социальной поддержки одаренных детей;

  • принцип свободы выбора интеллектуальных, творческих кружков дополнительного образования , спортивных секций.


Формы работы с одаренными воспитанниками:

- факультативы;

- кружки по интересам;

- конкурсы различного уровня;

- интеллектуальный марафон;

- участие в олимпиадах;

- работа по индивидуальным планам специалистов, педагогов дополнительного образования


Условия реализации проекта

Нормативно – правовое обеспечение

1.Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)

3. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 гг., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р

4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

5. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования»

6. Приказ департамента образования ЯНАО от 31.01.2014г №134 «Об утверждении Плана действий по обеспечению введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на территории Ямало – Ненецкого автономного округа»

7. Приказ департамента образования Надымский район №1139 от 24.12.2013г «Об утверждении дорожной карты развития современной информационно-технологической образовательной среды муниципальной системы образования Надымского района на 2013-2017»

8. Программа Развития Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Улыбка» г. Надыма» на 2015-2019г

9. Основная образовательная программа МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма».

10.Устав МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма»


Ресурсное обеспечение реализации программы:

- Кадровое. Самообразование, аттестация, обобщение педагогического опыта, регулярное повышение квалификации педагогов на курсах, семинарах, в творческих группах.

- Научно-методическое. Создание компьютерной базы данных о передовом педагогическом опыте педагогов в работе с одаренными детьми, применение инновационных педагогических технологий.

- Материально-техническое. Использование современного учебного и спортивного оборудования.

Условия реализации проекта.

При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.

Такими условиями являются:

  • наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;

  • наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;

  • создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;

  • наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;

  • введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;

  • использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий,

  • занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,

  • работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка;

  • участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества

  • тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей;

Посещение кружков и секций ДОУ организованных на платной и бесплатной основе, а также вне детского сада, таких, как «Дом творчества», «ДШИ», «ЦКиД», спортивный комплекс «Олимп» и др.



Проектная часть


Механизм реализации проекта


Этапы

Основные задачи

Сроки

I этап

Организационный

Проведение подготовительных мероприятий: проведение социологического опроса, разработка методических и информационных материалов, проведение обучающих семинаров.

Изучение потенциала родителей в вопросах сотрудничества семьи и ДОУ. Изучение передового опыта по данному направлению Проведение опроса

Подготовка нормативно-организационных документов и методических материалов для внедрения проекта.

Психолого-педагогическое исследование уровня одаренности воспитанников детского сада, результатом которого должно являться создание «Банка данных по одаренным детям». Данное исследование может занять 1,5 – 3 месяцев.

Анализ содержания «Банка данных по одаренным детям» воспитателями групп и специалистами, ведущими кружки и секции. Выбор направленности для дальнейшего развития каждого ребенка, составление индивидуального маршрута.

Первичная диагностика детей специалистами кружков и секций в соответствии с индивидуальным маршрутом (начало учебного года)

Коррекция рабочих программ воспитателей и специалистов, ведущих кружки и секции с учетом индивидуального подхода к одаренным детям

Развивающая работа с воспитанниками в соответствии с индивидуальным маршрутом развития ребенка



Февраль - март2016 г.




II этап

Основной

Реализация действий и мероприятий, направленных на достижение поставленных целей и задач.

Реализация каждой задачи по направлениям деятельности с каждой категорией участников.

Проводится промежуточная диагностика достижений воспитанников, анализируют результаты, проводят коррекцию рабочих программ. Результаты диагностики и выводы по дальнейшей работе в данном направлении вносятся в «Банк данных по одаренным детям»





Март 2016

– апрель 2020г





III этап

Итоговый






Подведение итогов реализации проекта, в том числе: проведение социологического опроса по выявлению эффективности проекта, издание методических и информационных материалов, корректировка проекта на следующий период, проведение заключительных встреч, мастер – классов, круглых столов, семинаров и пр.

Обсуждение итогов развивающей работы с одаренными детьми, выявляются проблемы;

Производится коррекция проекта в соответствии с выявленными проблемами

 


Май – июнь 2019г.








Педагогические технологии проекта


Технологии поддержки ребенка. Наиболее полно эти технологии представлены в зарубежных исследованиях по гуманистической психологии (К. Роджерс). Согласно этим исследованиям, основная задача педагога состоит в оказании помощи ребенку в его личностном росте. Иначе говоря, педагогика должна быть сродни терапии: она всегда должна возвращать ребенку его физическое и психическое здоровье.

Педагог должен создать в работе с одаренными детьми атмосферу для индивидуального развития, а именно:

- на всем протяжении учебного процесса демонстрировать детям свое полное доверие к ними;

- помогать воспитанникам в достижении цели и задачи предстоящей деятельности;

- исходить из того, что у детей есть внутренняя мотивация;

- быть источником разнообразного опыта, к которому можно всегда обратиться;

- быть активным участником группового и субъект-субъектного взаимодействия;

- открыто выражать свои чувства;

- стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого ребенка;

- хорошо знать себя и свои возможности.

Таким образом, основными показателями технологий поддержки выступают: внимательное, приветливое отношение к ребенку, доверие к ним, взаимопонимание и сотрудничество, использование деятельностного содержания, позитивная оценка достижений и др.

Технология самоисследования. Педагог, организующий самопознание и самовоспитание детей, делает упор на их самосознание, проникновение самим ребенком в свой внутренний мир. Задача изучения личности решается в ходе этого процесса. Меняется педагогическая позиция: из наблюдателя педагог превращается в советника, консультанта, помощника.

Успех работы по реализации проекта «Искорки большой надежды», прежде всего, зависит от участия в нем: постоянного действующего родительского, педагогического, актива, способного изучать, систематизировать и обрабатывать новые материалы по данному направлению, оказывать помощь в использовании технологий, направленных на мотивационную готовность воспитанников к развивающему обучению.

Технология проблемного обучения.

Эту технологию мы рассматриваем как базовую, поскольку преобразующая деятельность ученика может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Как показывает опыт, решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности воспитанников.


Структура процесса проблемного обучения представляет собой комплекс взаимосвязанных и усложняющихся ситуаций. Реализуя технологию проблемного обучения, педагог чаще всего использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. Алгоритм решения проблемной задачи включает четыре этапа:


Методика «малых групп» для старших дошкольников

Эта методика наиболее эффективно применяется на индивидуальных занятиях. Каждая микрогруппа готовит ответ на один из обсуждаемых вопросов, который может выбирать как по собственному желанию, так и по жребию. При обсуждении вопросов участники каждой группы выступают, оппонируют, рецензируют и делают дополнения. За правильный ответ получают индивидуальные оценки, а «малые группы» - определенное количество баллов.


Игровая ситуация позволяет создать необходимый эмоциональный настрой и побудить дошкольников к более напряженной и разнообразной работе.


Технология проективного обучения для старших дошкольников


В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение дошкольниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования –совместный с взрослым проект, в качестве которого могут выступать альбом рисунков, аппликаций и т.д.


Важно, что проектное обучение по своей сути является личностно ориентированным, а значит позволяет дошкольникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы воспитанников, дает возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха.

Обучение детей в системе дополнительного образования

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, включения его в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

Технология дополнительного образования - процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной возрастной категории в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности определенного направления позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя их потенциал.


Формы поучения одаренных детей:


1)индивидуальное обучение или обучение в малых группах по дополнительным программам:

  • Художественно – эстетической направленности:

вокальная студия «Колокольчики», ИЗО студия «Акварелька», «Танцующие бусинки»;

  • Физкультурно – оздоровительной направленности:

спортивно - оздоровительная секция «Виват, гимнастика!» ;

  • Познавательно – исследовательского направления: экологический кружок «Лаборатория природы; студия робототехники «Рободелкин», «АБВГДЕЙКА»

2) мастер-классы, творческие лаборатории;

3) система творческих конкурсов;

В дополнительном образовании можно использовать такой мощный ресурс развития одаренности, как единство и взаимодействие с социальными партнерами, что в обычном режиме затруднено.

Вместе с тем данная форма работы с одаренным ребенком таит серьезные опасности. Очень важно не создавать у него "чувства исключительности": и потому, что оно может не получить подтверждения в дальнейшей жизни, и потому, что кружки и студии посещают не только особо одаренные дети, но и те, кому просто доставляет удовольствие заниматься по данному направлению, и отношения с ними должны складываться гармонично.


План мероприятий по реализации проекта «Искорки большой надежды»

на 2016-2020г.г.


Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Диагностика одаренных детей

Создание и пополнение базы данных одаренных детей ДОУ.

Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одаренных ш Постоянно действующий семинар по углубленному изучению с педагогами о специфике и основных направлений работы с одаренными детьми


Разработка нормативных документов по инновационному проекту

ежегодно

ежегодно педагог-психолог

2.

Внедрение проблемно - исследовательских, проектных методов обучения, развивая непрерывно у воспитанников творческое и интеллектуальное мышление

Выявление детей, имеющих ярко выраженные способности, изучение интересов и наклонностей детей ( наблюдение, беседы, анкетирование)

Разработка индивидуального маршрута

сопровождения одаренного ребенка.

ежегодно

Зам. зав по по УВР

 

3.

Отбор детей в кружки, факультативы ДОУ

по заявкам родителей и выбору воспитанника)

ежегодно

Зам. зав по УВР

 

4

Организация психолого-педагогического просвещения родителей о талантливости и одарённости дошкольников

ежегодно

педагог-психолог

5.

Расширение связей с социальными партнерами, для положительной социализации воспитанников в мире.

Составление и пополнение банка данных одаренных детей. Создание банка диагностики одаренности в школе.

Май,

 

Администрация

6.

Организация и проведение олимпиад для дошкольников

Октябрь

 

Администрация

7.

Результативное участие в конкурсах различной направленности и различного уровня

Индивидуальные консультации для воспитателей по вопросам реализации проекта

Постоянно 

Старший воспитатель 

8.

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

Постоянно

Методист 

9.

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

Постоянно

Администрация

10.

Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей

с 2016года

Администрация

11.

Проведение КВН, «Умников и умниц», «Мир – талантов» и др. конкурсных мероприятий институционального уровня

Создание детских портфолио

Постоянно

Администрация

12

Обобщение опыта работы воспитателей, специалистов, педагогов дополнительного образования, работающих  с одаренными детьми

Ежегодно

Воспитатели, специалисты, педагоги дополнительного образования.

13

Аналитический отчет по каждому году

Ежегодно май

Зам. зав по УВР

 

14

Размещение на Сайте ДОУ работы с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети»

 С апреля 2016г

Зам. зав по УВР

 

 



Критериальная база


Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность проекта определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного ребенка. То есть, успешность выполнения цели определяется тем, насколько проект повышает для одаренного ребенка шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность, в-третьих, стабильная лидерская позиция.


Критерии

Показатели

Методика изучения

Самоактуализированность личности

  1. Умение и стремление воспитанников к познанию и проявлению своих возможностей.

  2. Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.

  3. Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.

  4. Способность к рефлексии.

  5. Мотивационная сфера: учебная мотивация, мотивация интеллектуально-познавательного плана, мотивация общения и поведения.

  6. Уровень коммуникативной культуры

    • Тест оценки потребности в достижении, метод экспертной оценки.

    • Краткий тест творческого мышления П.Торренса (фигурная форма), папка достижений учащихся.

    • Опросник субъектного отношения одаренного ребенка к деятельности, самому себе и окружающим.

    • Метод незаконченного предложения.

    • Тест «Исследование школьной мотивации».

Удовлетворенность , педагогов и родителей жизнедеятельностью одаренных детей в ДОУ

  1. Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках проекта, взаимоотношениями в детском коллективе.

  2. Комфортность, защищенность личности одаренного дошкольника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в ДОУ.

  3. Удовлетворенность родителей результатами воспитания и развития своего ребенка.

    • Изучение удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в ДОУ.

    • Анкетирование педагогов и родителей

Конкурентоспособность одаренных воспитанников

  1. Эффективность и качество подготовки одаренных воспитанников.

  2. Участие воспитанников, педагогов в смотрах, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях и т.д.

  3. Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников ДОУ.

    • Методики статистического анализа данных, их динамика.



Диагностический инструментарий

Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является аналитико-диагностический, подразумевающий использование разносторонней информации, включающей мнение родителей, воспитателей, тестирование педагога-психолога, оценки специалистов. Методики исследования одаренности детей должны обеспечивать принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, охватывать познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления. Предварительное индивидуальное тестирование по психологическим методикам должно производиться психологом детского сада. В то же время, тотально диагностировать каждого ребенка по всем методикам не целесообразно. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одаренность) по результатам заполнения экспертных листов воспитателями, специалистами и родителями, а также по результатам собственных наблюдений психолога, воспитателя или другого специалиста. Нужно иметь в виду, что способности ребенка проявляются неравномерно и на разных ступенях развития не могут быть выявлены при помощи одинаковых методик. Поэтому предлагаемый комплект методик разделен на отдельные возрастные группы. В таблице № 3 показаны основные методы и методики для исследования одаренности воспитанников детского сада, а также подразделение (кружок, индивидуальная, групповая работа воспитателя), в задачу которых входит дальнейшее развитие какого-либо вида одаренности ребенка. По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию одаренности воспитанников детского сада, определится банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка можно будет использовать для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развитию его одаренности, в том числе для его направления в соответствующий кружок  по согласованию с родителями.



1 младшая группа (от 2-до 3-х лет)

Виды одаренности

Составляющие

Методики диагностики

Кружок, секция, направленный на развитие качества

Воспитатель

Психолог

Академическая

одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

  • Наблюдение,

  • Педагогическая диагностика,

  • Ведение индивидуальных карт развития

  • Наблюдение,

  • Анализ индивидуальных карт развития

  • Беседы с воспитателем

  • Беседы с родителями

  • Изучения продуктов детского творчества


-

 

Способности к обучению

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Вокальная одаренность

Литературная одаренность

Артистическая одаренность

Конструкторская одаренность

Психомоторная

одаренность

Спортивная одаренность

Хореографическая одаренность

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная   одаренность

Лидерская одаренность

 

-

-

2 младшая группа (от 3-х до 4-х лет)

Академическая

одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

  • Наблюдение,

  • Педагогическая диагностика,

  • Ведение индивидуальных карт развития

Экспресс-методика для 2-й младшей группы

 

Способности к обучению

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Изучения продуктов детского творчества

Вокальная одаренность

Наблюдение

 

Литературная одаренность

Артистическая одаренность

Конструкторская одаренность

Наблюдение,

Изучения продуктов детского творчества

Психомоторная

одаренность

Спортивная одаренность

-

Хореографическая одаренность

-

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная   одаренность

Наблюдение в свободной деятельности

Лидерская одаренность

Средняя группа (0т 4-х до 5-ти   лет)

Академическая

одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

  • Наблюдение,

  • Педагогическая диагностика,

  • Ведение индивидуальных карт развития

  • Лист экспертной оценки

Наблюдение,

Экспресс-методика для средней группы

Цветовой тест Люшера-Эткинга

Доп. образование АБВГДЕЙКА

Способности к обучению

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Изучения продуктов детского творчества,

Тест «Что за игрушка»

ИЗО студия «Акварелька»

Вокальная одаренность

Наблюдение

Методики В.кудрявцева «Солнце в комнате» и «Как спасти зайчика?»

 

Музыкальные занятия,

Школа исскуств №1

Литературная одаренность


Артистическая одаренность

Конструкторская одаренность

Наблюдение,

Изучения продуктов детского творчества

Кружок «Лаборатория природы»

Психомоторная

одаренность

Спортивная одаренность

-

Физкультурные занятия

Секция «Виват, гимнастика»»

Хореографическая одаренность

-

Хореографический кружок «Танцующие бусинки»

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная   одаренность

Наблюдение в свободной деятельности

Воспитатель через сюжетно-ролевые игры

Лидерская одаренность

Старшая группа (0т 5-ти до 6-ти лет)

Академическая

одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

  • Наблюдение,

  • Педагогическая диагностика,

  • Ведение индивидуальных карт развития

  • Лист экспертной оценки

Наблюдение,

Экспресс-методика для старшей группы

Цветовой тест Люшера-Эткинга

Кружок «Лаборатория природы»,

Кружок «Робототехника»

Способности к обучению

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Изучения продуктов детского творчества,

Тест «Назови и дорисуй»

Художественный кружок

Вокальная одаренность

Наблюдение

Музыкальные занятия

Школа искусств №1

Литературная одаренность

Тест Витцлака «Составь рассказ по картинкам»,

Занятия по развитию речи

Артистическая одаренность

-

Занятия по развитию речи

Конструкторская одаренность

Наблюдение в играх,

Изучения продуктов детского творчества

Кружок «Рободелкин»

Психомоторная

одаренность

Спортивная одаренность

-

Физкультурные занятия

Кружок «Остров здоровья»

Хореографическая одаренность

-

Хореографический кружок «Танцующие бусинки»

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная   одаренность

Наблюдение в свободной деятельности,

Анализ результатов анкетирования родителей


Воспитатель через сюжетно-ролевые игры

Лидерская одаренность

Подготовительная к школе группа (0т 6-ти до 7-ти лет)

Академическая

одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

  • Наблюдение,

  • Педагогическая диагностика,

  • Ведение индивидуальных карт развития,

  • Лист экспертной оценки по общей одаренности,

  • Лист экспертной оценки «Изучение образовательной потребности дошкольника»

Наблюдение,

Экспресс-методика для подготовительной группы

Тест Пьерона_Тулуза

Цветовой тест Люшера-Эткинга

Методика Юркевича «Древо желаний»

Кружок «Лаболатория природы»,

Кружок по «АБВГДЕЙКА»

Способности к обучению

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Изучения продуктов детского творчества,

«Краткий тест креативности» Торранса

Тест креативности Вильямса

Рисунок человека

Рисунки на заданную тему

ИЗО студия «Акварелька»

Вокальная одаренность

Наблюдение

Студия «Колокольчики»

Литературная одаренность

Тест «Составь рассказ по сюжетной картинке»

Театрализация сказок

Артистическая одаренность

-

Театрализация сказок

Конструкторская одаренность

Тест Равена,

Наблюдение в играх,

Изучения продуктов детского творчества

Кружок «Рободелкин»

Психомоторная

одаренность

Спортивная одаренность

-

Физкультурные занятия

Кружок «Виват, гимнастика!»

Хореографическая одаренность

-

Хореографический кружок

«Танцующие бусинки»

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная   одаренность

Тест-игра «Довольна ли мама?»

Тест-игра «Ситуации»

Тест Темпла, Дарки, Томаса

Наблюдение в свободной деятельности,

Анализ результатов анкетирования родителей

Воспитатель через сюжетно-ролевые игры

 

  • Специалисты, ведущие различные кружки и секции, проводят самостоятельный мониторинг развития способностей детей в своем направлении по собственным методикам (входная, промежуточная и итоговая диагностики, анализ динамики изменений, выводы).

  • Если большинство показателей по всем результатам исследования ребенка превосходят среднюю норму возрастного развития примерно на 30%, то можно говорить об его общей одаренности.

С педагогами:

1. Тест «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности? » В. С. Юркевич

2.Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников (Лосева А.А.)

3.Экспрес–анкета «Одаренный ребенок»»

4. Анкета профессиональной позиции педагога как воспитателя (самооценка)

С родителями:

1. Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников Дж. Рензулли, Р. Хартман,

К. Каллахэн

2.Методика « Определение склонностей ребенка

 Функции мониторинга

-информационно - оценочная (определение результативности проекта);

-организационно - деятельностная (интеграция получаемой информации для определения наиболее успешной деятельности участников в процессе реализации проекта);

-прогностическая (определение состояния реализации проекта на данном этапе; прогнозирование дальнейших результатов и внесение соответствующих, при необходимости, корректив).

- Опрос и анкетирование родителей о результатах работы по данному направлению


Заключение

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Способности в отличие от задатков – приобретенное качество. Именно в годы детства (в отличие от зрелости) внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности, в т.ч. одаренность, не получающие постоянного подтверждения могут стереться со временем: если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, то реализуется лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга

В настоящее время приоритетным направлением в работе с одаренными детьми является реализация задач формирования устойчивой мотивации у дошкольников на созидательное самовыражение личности, расширения сфер приложения способностей детей, поиск новых форм организации познавательной деятельности.

Перспективы развития проекта. Перспектива развития проекта заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей и родителей по развитию одаренности и талантливости детей 2-3 лет

Способы трансляции опыта. Распространение успешного педагогического опыта по проекту планируется посредством:

- участие в педагогических мероприятиях в рамках реализации годового плана ОУ;

- участие в конкурсном движении различного уровня;

- размещение информации о реализации проекта в СМИ различного уровня, на сайте ДОУ и в сети Интернет.

Возможность распространения опыта реализации проекта. Обобщенный позитивный опыт реализации педагогического проекта может быть распространён на территории Надымского района, Ямало-Ненецкого автономного округа, а также Российской Федерации.











Список литературы



1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А.

2. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005

3. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М.

Белоусова Л.Е. Удивительные истории. ТРИЗ. Библиотека программы «Детство». С.-П., 2003г.

4.Буктакова В.М. Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. Сфера. С.-П. 2009.

5. Клименко В.В. “Психологические тесты таланта” С-Петербург 1996

Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.; Воронеж, 2003.

6.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. /З.А.Михайлова. – М.: «Просвещение», 1985.

7.Матюшкин А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / А.М. Матюшкин. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.

Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М., 1996.

8. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.

9. Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000. М.

10. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000. Москва.

11.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 2008г Ярославль.

12. Юзбекова Е.А.Ступеньки творчества. Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. Москва., 2006.

13. Яфаева В.Г.Концептуально-интегративная модель формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в сфере интеллектуального развития детей.


30



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Педагогический проект «Маленькие искорки большой надежды»

Автор: Фёдорова Оксана Владимировна

Дата: 23.08.2016

Номер свидетельства: 340363


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства