Данная разработка создана с целью обсудить с коллегами проблему адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, а так же поделиться своим опытом и изучить опыт коллег по этому вопросу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогическая гостиная "В детский сад с улыбкой"»
Педагогическая гостиная «В детский сад с улыбкой»
В воспитании все дело в том, кто воспитатель.
К. Д. Ушинский
Цель: обсудить с коллегами проблему адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ; поделиться своим опытом и изучить опыт коллег.
Рано или поздно в каждой семье возникает вопрос: «Отдавать ребенка в детский сад или нет?». Многие родители принимают решение отдать ребёнка в сад ввиду занятости или по личным соображениям (в саду ребёнок быстрее социализируется, развивается и т.д.) и тут задача воспитателя создать все условия для того, чтобы малыш безболезненно прошел все этапы адаптации к условиям ДОУ.
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством. Актуальность обусловлена тем, что адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, с новым окружением и новыми отношениями, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита.
Целью моей работы по адаптации являлось:
Создание условий для наиболее безболезненной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения и повышение уровня психолого – педагогической грамотности родителей в вопросах эмоционального развития ребёнка.
Реализация данной цели обусловила решение задач:
1) Изучить проблему адаптации, ее виды и выявить особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
2) Организовать воспитательно-образовательный процесс, в соответствии с возрастными особенностями детей.
3) Создать систему взаимодействия с родителями.
Принципами моей работы по адаптации детей в ДОУ являются:
1) ознакомление родителей с условиями работы ДОУ,
2) постепенное привыкание детей к новым условиям,
3) гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей,
4) сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малышей привычек.
5) индивидуальный подход к ребенку.
В процессе своей работы по адаптации ребенка в ДОУ я использовала такие формы и способы адаптации детей как:
• Элементы телесной терапии (обнять, погладить).
С помощью телесно-ориентированной терапии оздоравливаются внутренние органы и улучшается самочувствие.
• Исполнение колыбельных песен перед сном.
Колыбельные песни - первые уроки языка для ребенка. Колыбельные снимают тревожность, возбуждение, действуют на малыша успокаивающе.
• Релаксационные игры (песок, вода).
Релаксация - это снятие напряжения, расслабление, отдых. Упражнения должны быть в доступной игровой форме.
Кроме того, игрушки для игр с песком и водой обеспечивают детское экспериментирование, разнообразие игровых действий.
• Музыкальные занятия и развитие движений.
Музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Песни разного характера вызывают у детей положительный эмоциональный отклик.
• Конструирование
Кубики. Строительство из кубиков и конструирование развивают ловкость рук и крупную моторику, целенаправленность своих действий, образное мышление и воображение.
• Игровые методы взаимодействия с ребенком.
Предметная деятельность является ведущей, т.к. она обеспечивает развитие всех остальных сторон жизни ребёнка: внимания, памяти, речи и мышления.
Рассматривание иллюстраций в книгах. Книжная иллюстрация помогает ребенку в познании мира, освоении эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведения. С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения.
Художественное творчество. Рисование и создание различных объектов своими руками полезно и для моторного, и для психического развития ребенка (развивается эмоциональная сфера, эстетическое восприятие). В том числе, творчество способствует развитию самосознания. Годовалый малыш, рисуя или просто сминая бумагу, и наблюдая результат действий, осознает себя источником происходящего, субъектом действия.
Период адаптации детей раннего возраста разделяют на 3 уровня:
1) Тяжелый уровень адаптации (от 2 до 6 месяцев) - дети проявляют тревогу и беспокойство. Требуют постоянного внимания воспитателя и не замечают ровесников.
2) Средний уровень адаптации (20-40 дней) - дети характеризуются привыканием к детскому саду, адекватным поведением: наблюдают за действиями взрослых и ровесников, в первые дни плачут, вспоминают родителей после их ухода, но в течение дня играют с ровесниками и общаются со взрослыми.
3) Легкий уровень адаптации (7-10 дней) - при ознакомлении с окружающей обстановкой легко включается в предметную, самостоятельную или игровую деятельность. Могут играть как самостоятельно, так и с ровесниками. Быстро и легко устанавливают контакт со взрослыми.
Показатели окончания периода адаптации:
• спокойное, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями;
• уравновешенное настроение в течение всего дня;
• адекватное отношение к предложениям взрослых;
• общение со взрослыми по собственной инициативе;
• умение общаться с ровесниками, не конфликтовать;
• желание кушать самостоятельно, доедать норму до конца;
• спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени.
Снизить напряженность острого периода адаптации можно за счет выполнения следующих правил:
• индивидуальный подход к каждой семье;
• своевременное информирование всех заинтересованных сторон;
• создание в детском саду благоприятной психологической атмосферы и условий для воспитанников.
Целенаправленная подготовка родителей и воспитателей дает свои положительные результаты даже при тяжелой адаптации. Семье малыша тоже требуется время, чтобы приспособиться к новым обстоятельствам. Чтобы избежать осложнений и обеспечить нормальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение.