kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Перспективный план по ЗКР в старшей группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

перспективный план по звуковой культуре речи в старшей группе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Перспективный план по ЗКР в старшей группе»

Перспективный план по ЗКР в старшей группе

Словарь. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500—3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. В речи ребенка шестого года жизни, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только некоторые трудные малознакомые слова (экскаватор).

Воспитатель вводит в речь детей новые слова, углубляет понимание ребенком смысла слов, уже имеющихся в его активном словаре, учит пользоваться словами, выражающими различные смысловые оттенки.

Грамматический строй. У детей пяти-шести лет возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи.

Звукопроизношение. На шестом году жизни ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако еще встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся четко; р заменяется л или й; л заменяется л'. Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой. Перед воспитателем стоит задача научить детей правильно произносить все звуки родного языка и вводить их в речь.

Обследование звукопроизношения детей проводится по картинкам, подобранным на следующие группы звуков: свистящие (с, с’, з, з', ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л', р, р').

Добавляются картинки для обследования произношения йотированных гласных: я(jа), е(iэ), е(jо), ю(jу).


Дети на 6-м году жизни овладевают следующими умениями:

  1. Слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавая его звучание.

  2. Воспроизводить ритм речи, правильно пользоваться речевым дыханием.

  3. Читать стихи не крикливо, пользуясь средним темпом речи; говорить громко, чтобы слышали окружающие.

  4. Слышать в потешке, чистоговорке, стихотворении часто повторяющийся звук.

  5. Слышать в отдельном слове интонационно выделяемый воспитателем звук и называть его.

  6. С помощью воспитателя произносить слова, интонационно подчеркивая в них нужный простой по артикуляции звук.

Основные задачи:

  1. Продолжается работа по совершенствованию произносительной стороны речи.

  2. Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание (учить детей произносить на выдохе более 5 слов), силу и высоту голоса.

  3. Продолжается работа по совершенствованию звукопроизношения.

  4. Формирование фонематического восприятия (обучение детей действию звукового анализа). Обучение действию звукового анализа проводится по методики Журовой:

  • Вычленить звук (назвать звук), который артикуляционно подчеркнуто, произнес воспитатель.

  • Определить место звука в слове.

  • Назвать слово с заданным звуком.

  1. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

  2. Развитие мелкой моторики.

  3. Планировать НОД в соответствии с методикой Фомичевой М. Ф. работу над звуком. Работа над звуком проходит в три этапа:

  • Работа над артикуляцией.

  • Вызывание звука.

  • Закрепление звука.


Работа по звуковой культуре речи проводится в различных формах:

  1. На занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятий по родному языку;

  2. Различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание занятий  по родному языку;

  3. Отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);

  4. Дополнительная работа по звуковой культуре речи вне занятий (различные игры, упражнения в игровой форме и др.).


Для воспитания звуковой культуры речи используются следующие методы:

  1. дидактические игры («Чей домик?»).

  2. подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»).

  3. дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.).

  4. метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)


Дидактические игры и упражнения


  1. На развитие слухового внимания:

«Послушай и повтори», «Магнитофон», «Попугай», «Телефон», «Кто что услышал?», «Кто позвал?», «Что звучало? «Будь внимателен», «Эхо», «Дятел», «Кто лучше слушает?», «Хлопки», «Найди картинку», «Где стучали?».

  1. На развитие фонематического слуха:

«Кубик», «Внимательные ушки», «Подними флажок», «Собери пирамидку», «Кто больше?», «Волшебный паровозик».

  1. Для выработки длительного выдоха:

«Футбол», «Снежок», «Чей пароход гудит дольше», «Буль-бульки», «Волшебные пузырьки», «Вьюга», «Гудок», «Кораблики», «Дудочка», «Губная гармошка», «Цветочный магазин», «Свеча», «Косари», «Бабочки летают», «Ветерок», «Одуванчик».

  1. Для развития речевого дыхания:

«Эхо», «Волшебное зеркало», «Определи место игрушки».

  1. Для дифференциации звуков:

«Волшебный мешочек», «Чей домик?», «Собери букет», «Найди пару», «Магазин», «Найди место картинке».























Библиографический список


  1. Алексеева М. М., Яшина В. И.Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников./ М. М. Алексеева, В. И.Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с.

  2. Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детских садов. 4-е издание. /М. Г. Генинг, Н. А. Герман. – Чебоксары., 1980. – 135 с.

  3. Гербова В.В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая возрастная группа./В. В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 128 с.

  4. Гридчина И. И. Речевые пятиминутки./ И. И. Гридчина. – СПб.: КАРО, 2009. – 96 с.

  5. Карпухина Н. А. конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Развитие речи и знакомство с художественной литературой./ Н. А. Карпухина. – Воронеж.: ИП Лакоценин, 2009. – 240 с.

  6. Логинова, В. И., Бабаева, Т. И., Ноткина, Н. А. и др. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду./ В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина. – СПб.: Акцидент, 1999. – 224 с.

  7. Смирнова, М. В.Скороговорки для развития речи. Гусыня-хохотушка./ М. В. Смирнова. - СПб.: Литера, 2007. – 10 с.

  8. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитием речи./ О. С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 288 с.

  9. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 3-4 лет: Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения./ О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 224 с.

  10. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения./М. Ф. Фомичева. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Перспективный план по ЗКР в старшей группе

Автор: Комисаренко Юлия Александровна

Дата: 28.05.2023

Номер свидетельства: 632556


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства