Просмотр содержимого документа
«Перспективный план по ЗКР в старшей группе»
Перспективный план по ЗКР в старшей группе
Словарь. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500—3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. В речи ребенка шестого года жизни, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только некоторые трудные малознакомые слова (экскаватор).
Воспитатель вводит в речь детей новые слова, углубляет понимание ребенком смысла слов, уже имеющихся в его активном словаре, учит пользоваться словами, выражающими различные смысловые оттенки.
Грамматический строй. У детей пяти-шести лет возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи.
Звукопроизношение. На шестом году жизни ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако еще встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся четко; р заменяется л или й; л заменяется л'. Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой. Перед воспитателем стоит задача научить детей правильно произносить все звуки родного языка и вводить их в речь.
Обследование звукопроизношения детей проводится по картинкам, подобранным на следующие группы звуков: свистящие (с, с’, з, з', ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л', р, р').
Читать стихи не крикливо, пользуясь средним темпом речи; говорить громко, чтобы слышали окружающие.
Слышать в потешке, чистоговорке, стихотворении часто повторяющийся звук.
Слышать в отдельном слове интонационно выделяемый воспитателем звук и называть его.
С помощью воспитателя произносить слова, интонационно подчеркивая в них нужный простой по артикуляции звук.
Основные задачи:
Продолжается работа по совершенствованию произносительной стороны речи.
Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание (учить детей произносить на выдохе более 5 слов), силу и высоту голоса.
Продолжается работа по совершенствованию звукопроизношения.
Формирование фонематического восприятия (обучение детей действию звукового анализа). Обучение действию звукового анализа проводится по методики Журовой:
Вычленить звук (назвать звук), который артикуляционно подчеркнуто, произнес воспитатель.
Алексеева М. М., Яшина В. И.Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников./ М. М. Алексеева, В. И.Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детских садов. 4-е издание. /М. Г. Генинг, Н. А. Герман. – Чебоксары., 1980. – 135 с.
Гербова В.В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая возрастная группа./В. В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 128 с.
Гридчина И. И. Речевые пятиминутки./ И. И. Гридчина. – СПб.: КАРО, 2009. – 96 с.
Карпухина Н. А. конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Развитие речи и знакомство с художественной литературой./ Н. А. Карпухина. – Воронеж.: ИП Лакоценин, 2009. – 240 с.
Логинова, В. И., Бабаева, Т. И., Ноткина, Н. А. и др. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду./ В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина. – СПб.: Акцидент, 1999. – 224 с.
Смирнова, М. В.Скороговорки для развития речи. Гусыня-хохотушка./ М. В. Смирнова. - СПб.: Литера, 2007. – 10 с.
Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитием речи./ О. С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 288 с.
Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 3-4 лет: Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения./ О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 224 с.
Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения./М. Ф. Фомичева. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.