kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогический проект «Русская матрёшка-душа России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитать интерес к истории России, народному творчеству на примере русской национальной матрешки; приобщить детей к прекрасному; формировать у детей чувство патриотизма.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект «Русская матрёшка-душа России»»

Педагогический творческий проект

«Русская матрёшка-душа России»

  в логопедической группе № 2 «Речецветик»

Автор: Островерхова Н.В. – воспитатель,

Соавторы, непосредственно-совместная реализация проекта:

Бирюкова Т. А. – музыкальный руководитель

Разделы программы:

- познавательное развитие;

- социально-коммуникативное развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- речевое развитие.

Тип проекта. Долгосрочный, на протяжении учебного года 2021-2022

Актуальность темы.  

Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей трудно чем - либо удивить. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрешкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма. 

   Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребенка исторические сведения – это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек.

Предмет исследования. Русская Матрёшка.

Проблема.

   Значимая для детей проблема: как появилась матрешка, какие бывают матрешки? На решение этой проблемы и направлен наш проект.

   Недостаток знаний о русских народных матрешках был выявлен при анкетировании детей в форме беседы.

Цели: Воспитать интерес к истории России, народному творчеству на примере русской национальной матрешки; приобщить детей к прекрасному; формировать у детей чувство патриотизма.

Участники проекта:

- дети средней группы;

- родители и другие члены семьи воспитанников детского сада;

- воспитатели средней группы.

Ожидаемый результат:

  1. Знакомство с особенностями русской народной игрушки (материал, форма, цвет, узор).

  2. Разучивание простейших элементов росписи.

  3. Получить представление о цветовой гамме матрешек.

  4. Научить различать особенности разных матрешек.

  5. Расширение и активизация словарного запаса слов.

Задачи для детей:

- познакомить детей с историей матрешки как видом народного промысла;

- дать знания о матрешке, о ее цветовой гамме;

- научить видеть необычное в обычном;

- учить получать радость от увиденного;

- освоить некоторые художественные элементы;

- содействовать развитию творческих способностей детей.

Для родителей:

- вызывать интерес к русской народной игрушке;

- приобщать к истокам русской народной культуры;

- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.

Для педагога:

- способствовать творческой активности детей;

- создать условия для формирования у детей познавательных умений;

- вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс;

- развивать социально – профессиональную компетентность и личностный потенциал.

Предметно – развивающая среда:

- игрушки матрешки;

- иллюстрация матрешек.

Направление реализации проекта:

- совместная деятельность с детьми;

- взаимосвязь с родителями.

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный (сентябрь –октябрь)

  1. Планирование работы.

  2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).

  3. Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.

Методы и приёмы:

  1. Опрос.

  2. Беседа: «Матрешка народная игрушка - культурное наследие России».

2 этап. Основной (октябрь-апрель)

Цель:

  1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.

  2. Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.

  3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.

  4. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки –путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.

Организация совместной деятельности с детьми.

Познавательно-исследовательская деятельность

  1. Беседа: «Матрешка- культурное наследие России».

  2. «Откуда появилась матрешка?».

  3. «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России»).

  4. «Матрёшка – как символ семьи».

  5. «Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)».

  6. Изучение свойств дерева. Экспериментирование.

  7. Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька, Неваляшка.


Коммуникативная деятельность

  1. Рассматривание изображений разных матрешек

  2. Чтение стихов и загадок о кукле.

  3. Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.

  4. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки».

  5. Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», «Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».

  6. Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки». Учим водить хоровод (костюмированный).



Продуктивная деятельность

Рисование.

Тема: «Красавицы- подружки» (Семеновская, Полховская, Вятская… матрешки)

Лепка.

Тема: «Хоровод матрешек» (пластилиновое творчество).

Аппликация.

Тема: «Детская авторская матрёшка.»

Тема: «Изготовление открыток - вкладышей в виде матрёшки (в качестве Приглашения на фольклорный праздник).»


Музыкально-художественная деятельность

  1. Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…».

  2. Неваляшки (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой).

Игровая деятельность

  1. Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички».

  2. Дидактические игры:

  • «Собери матрешку».

  • «Построй ряд с закрытыми глазами».

  • «Эти удивительные узоры».

  1. Пальчиковые игры.

3 этап. Заключительный ( май)

Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.

Итог проекта:

  1. Оформление методических пособий для педагогов.

  2. Конспект досуга «Посиделки за самоваром».

  3. Оформление мини-музея: «Хоровод матрешек»

Для родителей:

1.Выставка рисунков детей «Авторская матрешка»;

2.Консультация «Как играть с матрешкой».

Вывод:

    Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно. В этой игрушке отразились народный представления о семье, мире, добре, красоте.

    Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делают по – своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек. Также поиграли с матрешкой, прочитали стихи про матрешек, спели песни, потанцевали.

   Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России, символом народного искусства, и очень нравится людям, потому что она несет в себе любовь и дружбу

Методическая литература:

Соловьева Л. Н. «Русская матрёшка», Москва – ИНТЕРБУК, 1993.

Бусеева–Давыдова И. «Игрушки Крутца», изд-во Детская литература,1991.

Нефедова О. «Русская матрёшка», Юный художник, №12 1982

Алексахин Н.Н. Матрёшка: Методика преподавания росписи матрёшки. – М.:Народное образование, 1998.- 96с.

Город мастеров. Узоры Полхов-Майдана. Знакомство с промыслами и ремёслами. Худ. Т. Носова.

Грибовская А.А. Детям о народном искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста.

О.А. Соломенникова «Радость творчества»

Иллюстрации о разновидностях матрёшки (приложение №1





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Педагогический проект «Русская матрёшка-душа России»

Автор: Островерхова Наталья Владимировна

Дата: 24.10.2022

Номер свидетельства: 615853


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства