Педагогический проект «Русская матрёшка-душа России»
Педагогический проект «Русская матрёшка-душа России»
Воспитать интерес к истории России, народному творчеству на примере русской национальной матрешки; приобщить детей к прекрасному; формировать у детей чувство патриотизма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тип проекта. Долгосрочный, на протяжении учебного года 2021-2022
Актуальность темы.
Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей трудно чем - либо удивить. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрешкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма.
Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребенка исторические сведения – это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек.
Предмет исследования. Русская Матрёшка.
Проблема.
Значимая для детей проблема: как появилась матрешка, какие бывают матрешки? На решение этой проблемы и направлен наш проект.
Недостаток знаний о русских народных матрешках был выявлен при анкетировании детей в форме беседы.
Цели: Воспитать интерес к истории России, народному творчеству на примере русской национальной матрешки; приобщить детей к прекрасному; формировать у детей чувство патриотизма.
Участники проекта:
- дети средней группы;
- родители и другие члены семьи воспитанников детского сада;
- воспитатели средней группы.
Ожидаемый результат:
Знакомство с особенностями русской народной игрушки (материал, форма, цвет, узор).
Разучивание простейших элементов росписи.
Получить представление о цветовой гамме матрешек.
Научить различать особенности разных матрешек.
Расширение и активизация словарного запаса слов.
Задачи для детей:
- познакомить детей с историей матрешки как видом народного промысла;
- дать знания о матрешке, о ее цветовой гамме;
- научить видеть необычное в обычном;
- учить получать радость от увиденного;
- освоить некоторые художественные элементы;
- содействовать развитию творческих способностей детей.
Для родителей:
- вызывать интерес к русской народной игрушке;
- приобщать к истокам русской народной культуры;
- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.
Для педагога:
- способствовать творческой активности детей;
- создать условия для формирования у детей познавательных умений;
- вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс;
- развивать социально – профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Предметно – развивающая среда:
- игрушки матрешки;
- иллюстрация матрешек.
Направление реализации проекта:
- совместная деятельность с детьми;
- взаимосвязь с родителями.
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный (сентябрь –октябрь)
Планирование работы.
Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).
Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.
Методы и приёмы:
Опрос.
Беседа: «Матрешка народная игрушка - культурное наследие России».
2 этап. Основной (октябрь-апрель)
Цель:
Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.
Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.
Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки –путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.
Организация совместной деятельности с детьми.
Познавательно-исследовательская деятельность
Беседа: «Матрешка- культурное наследие России».
«Откуда появилась матрешка?».
«Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России»).
«Матрёшка – как символ семьи».
«Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)».
Изучение свойств дерева. Экспериментирование.
Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька, Неваляшка.
Коммуникативная деятельность
Рассматривание изображений разных матрешек
Чтение стихов и загадок о кукле.
Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.
Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», «Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».
Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки». Учим водить хоровод (костюмированный).
Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички».
Дидактические игры:
«Собери матрешку».
«Построй ряд с закрытыми глазами».
«Эти удивительные узоры».
Пальчиковые игры.
3 этап. Заключительный ( май)
Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.
Итог проекта:
Оформление методических пособий для педагогов.
Конспект досуга «Посиделки за самоваром».
Оформление мини-музея: «Хоровод матрешек»
Для родителей:
1.Выставка рисунков детей «Авторская матрешка»;
2.Консультация «Как играть с матрешкой».
Вывод:
Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно. В этой игрушке отразились народный представления о семье, мире, добре, красоте.
Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делают по – своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек. Также поиграли с матрешкой, прочитали стихи про матрешек, спели песни, потанцевали.
Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России, символом народного искусства, и очень нравится людям, потому что она несет в себе любовь и дружбу
Методическая литература:
Соловьева Л. Н. «Русская матрёшка», Москва – ИНТЕРБУК, 1993.
Бусеева–Давыдова И. «Игрушки Крутца», изд-во Детская литература,1991.
Нефедова О. «Русская матрёшка», Юный художник, №12 1982