Педагогический проект «Развитие мелкой моторики у дошкольников, имеющих ограниченные возможности здоровья»
Педагогический проект «Развитие мелкой моторики у дошкольников, имеющих ограниченные возможности здоровья»
Актуальность проекта по данной проблеме очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект «Развитие мелкой моторики у дошкольников, имеющих ограниченные возможности здоровья»»
Педагогический проект
Тема:
«Развитие мелкой моторики у дошкольников, имеющих ограниченные возможности здоровья»
Введение
Актуальность проекта по данной проблеме очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка.
Выбор темы проекта не случаен и обусловлен рядом причин.
Во-первых, родителей детей старшего дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как правильно подготовить ребенка к школе. Однако, большая часть родителей думая о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно развивать мелкую моторику у ребенка, а ведь развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.
Во-вторых, группу компенсирующей направленности посещают дети, имеющие проблемы в речевом развитии. Детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижения скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции и наиболее отчетливо в серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Особого внимания требует рассмотрение особенностей мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев, кисти рук, при специальных пробах более отчетливо обнаруживается резко выраженная замедленность, застёгивание на одной позе, пропуск отдельных элементов и другие особенности. Учеными давно доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.
Проблема проекта: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что систематическая и целенаправленная работа, основанная на комплексном подходе, будет способствовать развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель проекта: Сформировать коммуникативные навыки посредством развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста и подготовки руки к письму.
Задачи проекта:
1. Разработать комплекс мероприятий по организации процесса развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
2. Формировать и совершенствовать пространственные представления:
ориентация на листе;
ориентация в пространстве на примере собственного тела.
3. В процессе работы над мелкой моторикой способствовать развитию у детей следующих психических процессов:
произвольного внимания;
логического мышления;
памяти и речи детей.
4. Формировать навыки учебной деятельности:
умение действовать по словесным инструкциям;
контроль за собственными действиями.
5. На основе изученных литературных источников, практического опыта – сформировать рекомендации по эффективному использованию упражнений и игр, направленных на развитие мелкой моторики у дошкольников. Ожидаемые результаты:
увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной;
возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
дети используют пальчиковую гимнастику в различных видах деятельности;
у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь;
родители стали единомышленниками с педагогами в ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;
родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома;
предложенные упражнения помогут развить мелкую моторику рук и речь ребёнка, кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений, что в дальнейшем облегчит обучению письму.
Сроки разработки и реализации проекта: 2022-2023 учебный год.
Ресурсы проекта:
1. Дети, родители, воспитатели.
2 -дидактические и настольные игры для развития мелкой моторики;
3. Изготовление шнуровок, сухого бассейна, тактильных мешочков, модули из прищепок, ковриков для развития мелкой моторики.
Методы: различные игры и упражнения на развития мелкой моторики рук, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность, заучивание стихов и потешек, чтение художественной литературы.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
I этап - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
ЗАДАЧИ:
Изучение научно-методической литературы по теме исследования;
Изучение понятий касающихся темы проекта;
Подбор диагностического материала;
Разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики;
Создание предметно – развивающей среды;
Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движения рук;
Создание картотеки пальчиковых игр и упражнений;
Изучение полученных результатов, теоретическая подготовка к последующей деятельности с детьми.
Решая задачи развития мелкой моторики, необходимо создание условиий в группе. Предметно - развивающая среда в группе представлена следующими компонентами:
Пазлы «Азбука», «Игрушки», «Формы», «Звери»;
«Геометрические бусы»;
«Кубики в картинках»;
«Цветные столбики»;
Пирамидки разных размеров;
Вкладыши – чашечки;
Мозаика разных размеров;
Счётные палочки;
Пальчиковый театр «Колобок», «Теремок», «Репка»;
Мелкая мозаика;
Мелкий конструктор;
Разрезные картинки;
Рабочие тетради «Прописи – готовим руку к письму»;
Модули с прищепками;
Клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон – для развития дифференцированных движений пальцев рук;
Шаблоны (лекала) по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования;
Информационные стенды для родителей, консультации:
«Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста», «Почему проводить с детьми речевые пальчиковые игры и упражнения», «Речь и пальчики», «Как проводить с ребёнком речевые и пальчиковые игры».
В группе все игровые компоненты должны находиться в свободно – доступном для детей месте и вызывать у детей желание и интерес играть с ними.
Разработаны и изготовлены следующие пособия, игры на развитие мелкой моторики:
коробки с сортировкой цветных камушков;
«волшебные мешочки» с мелкими предметами и буквами;
шаблоны (лекала) по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования;
мешочки с крупами (фасоль, рис, горох) – для ощупывания;
зона для развития мелкой моторики и упражнений с сыпучим материалом;
коробки с прорезями для крышек разного размера;
вкладыши для цилиндров с подходящими по размеру отверстиями;
коробочки для перекладывания и сортировки природного материала;
разрезные картинки по лексическим темам;
созданы условия для ручного труда, оригами, изготовление поделок из природного материала;
Одним из важнейших условий эффективности проводимой работы является совместная деятельность педагогов и родителей. Поэтому задача - повысить психолого-педагогическую грамотность родителей, разъяснить, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
С целью знакомства родителей с особенностями развития детей старшего дошкольного возраста для родительских собраний подготовлены информационные выступления: «Пальчиками играем – речь развиваем», и консультации по данной теме, подготовлены рекомендации «Как проводить с ребёнком речевые пальчиковые игры».
III. этап - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Систематическая работа в данном направлении позволит достигнуть положительной динамики. Усовершенствовать умение детей действовать по словесным инструкциям, значительно повысить уровень произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления. Улучшить память и речь. Дети научаться застёгивать пуговицы, завязывать шнурки.
Выводы:
Анализируя проделанную работу, можно сделать вывод:
Совместными усилиями педагогов и родителей удалось добиться положительных результатов. Осознание родителями необходимости и значимости развития ручной моторики у детей, при подготовке к школе.
Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находиться в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук, затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Таким образом, в результате проделанной работы можно сказать, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей старшего возраста во взаимодействии с родителями способствует улучшению произношения многих звуков, развитию коммуникативных навыков и развитию общей сенсомоторной и речедвигательной моторики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры». СПб.,2003.
А.Е. Белая В. И. Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников». Москва: «Профиздат», 2006.
Т. Ю. Бардышева «Развитие мелкой моторики».Издательский дом «Карапуз» 2012.
Пальчиковая гимнастика и игры по методике Е. Железновой.
С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь» Москва «Классик»,2008.
Дефектология N – 3 – 1994г.
Веракса А. Н., Гуторова Н. Ф. Практический психолог в детском саду: Методическое пособие. –М.: Мозаика- Синтез, 2011.
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребёнка в дошкольном детстве: Методическое пособие. –М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.
О. Жукова «Развитие ручной умелости – основа будущего развития ребёнка» Научно-практический журнал предшкольной подготовки детей» № 2, 2009.
Н. Г. Медведева «Как подготовить руку ребёнка к письму», журнал Современный детский сад № 5, 2009.