kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогический проект «Развитие мелкой моторики у дошкольников, имеющих ограниченные возможности здоровья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность проекта по  данной проблеме очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что  многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект «Развитие мелкой моторики у дошкольников, имеющих ограниченные возможности здоровья»»

Педагогический проект

Тема:

«Развитие мелкой моторики у дошкольников, имеющих ограниченные возможности здоровья»


Введение

Актуальность проекта по данной проблеме очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка.

Выбор темы проекта не случаен и обусловлен рядом причин.

Во-первых, родителей детей старшего дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как правильно подготовить ребенка к школе. Однако, большая часть родителей думая о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно развивать мелкую моторику у ребенка, а ведь развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.

Во-вторых, группу компенсирующей направленности посещают дети, имеющие проблемы в речевом развитии. Детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижения скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции и наиболее отчетливо в серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Особого внимания требует рассмотрение особенностей мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев, кисти рук, при специальных пробах более отчетливо обнаруживается резко выраженная замедленность, застёгивание на одной позе, пропуск отдельных элементов и другие особенности. Учеными давно доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.

Проблема проекта: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что систематическая и целенаправленная работа, основанная на комплексном подходе, будет способствовать развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Цель проекта: Сформировать коммуникативные навыки посредством развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста и подготовки руки к письму.

Задачи проекта:

1. Разработать комплекс мероприятий по организации процесса развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

2. Формировать и совершенствовать пространственные представления:

  • ориентация на листе;

  • ориентация в пространстве на примере собственного тела.

3. В процессе работы над мелкой моторикой способствовать развитию у детей следующих психических процессов:

  • произвольного внимания;

  • логического мышления;

  • памяти и речи детей.

4. Формировать навыки учебной деятельности:

  • умение действовать по словесным инструкциям;

  • контроль за собственными действиями.

5. На основе изученных литературных источников, практического опыта – сформировать рекомендации по эффективному использованию упражнений и игр, направленных на развитие мелкой моторики у дошкольников. Ожидаемые результаты:

  • увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной;

  • возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

дети используют пальчиковую гимнастику в различных видах деятельности;

  • у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь;

  • родители стали единомышленниками с педагогами в ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;

  • родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома;

  • предложенные упражнения помогут развить мелкую моторику рук и речь ребёнка, кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений, что в дальнейшем облегчит обучению письму.

Сроки разработки и реализации проекта: 2022-2023 учебный год.

Ресурсы проекта:

1. Дети, родители, воспитатели.

2 -дидактические и настольные игры для развития мелкой моторики;

- гуашь, пластилин, кисти, ватные палочки, газеты, картон, ватман, клей ПВА, лак акриловый, прищепки, шнурки, салфетки, цветная бумага, цветной картон, шерстяные нитки, иголки, крупы, цветной песок.

3. Изготовление шнуровок, сухого бассейна, тактильных мешочков, модули из прищепок, ковриков для развития мелкой моторики.

Методы: различные игры и упражнения на развития мелкой моторики рук, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность, заучивание стихов и потешек, чтение художественной литературы.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

I этап - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

ЗАДАЧИ:

  • Изучение научно-методической литературы по теме исследования;

  • Изучение понятий касающихся темы проекта;

  • Подбор диагностического материала;

  • Разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики;

  • Создание предметно – развивающей среды;

  • Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движения рук;

  • Создание картотеки пальчиковых игр и упражнений;

  • Изучение полученных результатов, теоретическая подготовка к последующей деятельности с детьми.

Решая задачи развития мелкой моторики, необходимо создание условиий в группе. Предметно - развивающая среда в группе представлена следующими компонентами:

  • Пазлы «Азбука», «Игрушки», «Формы», «Звери»;

  • «Геометрические бусы»;

  • «Кубики в картинках»;

  • «Цветные столбики»;

  • Пирамидки разных размеров;

  • Вкладыши – чашечки;

  • Мозаика разных размеров;

    • Счётные палочки;

    • Пальчиковый театр «Колобок», «Теремок», «Репка»;

    • Мелкая мозаика;

    • Мелкий конструктор;

    • Разрезные картинки;

    • Рабочие тетради «Прописи – готовим руку к письму»;

    • Модули с прищепками;

    • Клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон – для развития дифференцированных движений пальцев рук;

    • Шаблоны (лекала) по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования;

    • Информационные стенды для родителей, консультации:

«Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста», «Почему проводить с детьми речевые пальчиковые игры и упражнения», «Речь и пальчики», «Как проводить с ребёнком речевые и пальчиковые игры».

В группе все игровые компоненты должны находиться в свободно – доступном для детей месте и вызывать у детей желание и интерес играть с ними.

Разработаны и изготовлены следующие пособия, игры на развитие мелкой моторики:

      • коробки с сортировкой цветных камушков;

      • «волшебные мешочки» с мелкими предметами и буквами;

      • шаблоны (лекала) по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования;

      • мешочки с крупами (фасоль, рис, горох) – для ощупывания;

      • зона для развития мелкой моторики и упражнений с сыпучим материалом;

      • коробки с прорезями для крышек разного размера;

      • вкладыши для цилиндров с подходящими по размеру отверстиями;

      • коробочки для перекладывания и сортировки природного материала;

      • разрезные картинки по лексическим темам;

      • созданы условия для ручного труда, оригами, изготовление поделок из природного материала;

      • шнуровка (огород, жучок, гриб, ёж, паровоз, пальма, корабль).

      • рамки с застёжками (пуговицы, молния, ленты, шнуровка, кнопки);

  • ·футляры с предметами – секретиками (по-разному открывающиеся коробочки, кошельки);

      • сортировка пуговиц по цвету и размеру;

      • мячи (колючие, рифлёные, плюшевые, вязаные);

      • пробки от пластиковых бутылок, разного цвета – для запоминания цветов, просверленные посередине для нанизывания бус;

      • аппликаторы «Кузнецова», коврики типа «травка» для массажа ладоней;

      • пальчиковый « сухой бассейн» с игрушками «киндер – сюрпризов»;

      • грецкие орехи, цилиндры, кольца – для самомассажа кистей рук;

      • пополнена картотека пальчиковой гимнастики, игр, упражнений.

II этап - ОСНОВНОЙ, РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

ЗАДАЧИ:

  • Составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики, дидактических игр, упражнений, массажа с детьми;

  • Разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики;

  • Разучивание стихов, потешек;

  • Оформление папок – передвижек, информационных листов, выставок для родителей;

  • Изготовление дидактических игр, пособий для развития крупной и мелкой моторики;

  • Разучивание с детьми игр и упражнений и применение пальчиковой гимнастики во время досуга, в процессе непрерывной образовательной деятельности;

  • Выставка игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;

  • Консультации, беседы с родителями, дни общения, мастер – класс для родителей «Волшебные пальчики».

Основной этап реализации проекта

(практический)

Приступая к реализации задач второго этапа проекта, был составлен перспективный план проведения мероприятий по развитию мелкой моторики.

Перспективное планирование игр и упражнений для развития мелкой моторики рук с детьми старшей группы в разных видах деятельности.

Месяц

Неделя

Игр и упражнений

сентябрь


1 неделя

П.Г. « Кулачок- ладошка»

П.И. « Большой - маленький»

М.М. модули с прищепками

Пальчиковый бассейн

2 неделя

П.Г. «Яичко»

П. И. «Петушок»

М.М. коробка для крышек разного размера.

Массаж «Орешек»- Покатаем с горки

3 неделя

П.Г. «Гнездышко»

П.И. «Гей, чем дом»

М.М. сыпучий материал.

Сортировка природного материала.

Пальчиковый бассейн.

4 неделя


П.Г. «Коготки»

П.И. «Кошечка»

М.М. коробка с шариками разного размера.

Массаж «Орешек», «Карусель».

октябрь


1 неделя

П.Г. «Пчела»

П.И. « Ай, ду- ду», «Овощи».

М.М. мелкий конструктор «Лего», шнуровка «Жучок»

Пальчиковый бассейн.

2 неделя

П.Г. «Рыбка»

П.И. « Осень»

М.М. вкладыши- чашечки.

Шнуровка «Огород»

Массаж «Орешек»- погреем ручки

П.И. « Очки», « Бинокль», « Напёрсток»

М.М. сыпучий материал перекладывание бобов из одной ёмкости в две маленькие.

3 неделя

П.Г. «Гора»

П.И. «Дождик»

М.М. вкладыши- пирамидки, «Мозаика»

Массаж «Гнёздышко».

ноябрь



1 неделя

П. Г. «Пальчики здороваются», «Гусь»

П.И. «Пальчики»

М.М. шнуровка «Дерево»

Игры со счётными палочками.

2 неделя

П.Г. «Домик»

П.Г. «Мишка»

П.И. «Дом»

М.М. выкладывание «Разрезные картинки»

Игры бусинки – горошки.

3 неделя

П.Г. «Человечек», «Ножницы»


П.И. «Наша группа»

М.М. сыпучие материалы, пересыпание из кувшина в кувшин.

Пальчиковый бассейн.

4 неделя

П.Г. «Коза и козлёнок», «Зайчик»

П.И. «Башня»

М.М. подбор откручивающихся крышек и бутылочек.

Массаж с цилиндром.

декабрь


1 неделя

П.Г. «Пальчики бегут», «Пальцы вместе - пальцы врозь».

П.И. «Дружные пальчики».

М.М. блоки с цилиндрами – вкладышами.

Массаж – кольцо, карандаш.

2 неделя

П.Г. «Оленьи рога», «Волк».

П.И. «Наша группа».

М.М. мешочки для ощупывания с различными крупами.

Пальчиковой бассейн.

3 неделя

П.Г. «Орёл», «Улитка».

П.И. «Каша»

М.М. сыпучий материал – пересыпание ложкой земли, песка, переливание жидкости из кувшина в кувшин.

Массаж пальчиков с маленьким мячиком – диаметр 5-6 см.

4 неделя


П.Г. «Братья», «Деревья».

П.И. «Пирог».

М.М. перекладывание, сортировка; ракушки, камушки.

Пальчиковый бассейн.

январь


1 неделя

П.Г. «Семья», «Ёлочка».

П.И. «На ёлке».

М.М. игрушки – юла, волчок.

Шнуровка «Мы обедаем».

Пальчиковый бассейн.

2 неделя

П.Г. «Кусаем пальчиками», «Весёлые маляры».

П.И. «Новые кроссовки».

М.М. сортировка, перекладывание природного материала.

3 неделя

П.Г. «Мебель».

П.И. «Домик».

М.М. ящик для рисования на манке. Рамки с застёжками.

Пальчиковый бассейн.


4 неделя


П.Г. «Лодочка», «Солнце».

П.И. «Лебёдушка».

М.М. шнуровка, «Паровоз», «Корабль». Фигуры – вкладыши.

Массаж с цилиндрами.

февраль

1 неделя

П.Г. «Петух». «Курочка».

П.И. «Бурёнушка».

М.М. складывание салфеток, платочков – сворачивание и разворачивание.

Пальчиковый бассейн.

2 неделя

П.Г. «Лиса», «Зайки»

П.И. «Кролик»

М.М. коробочки с сортировкой цветных предметов.

Массаж с мячиками.

3 неделя

П.Г. «Белка», «Волк»

П.И. «Есть у каждого свой дом»

М.М. сыпучий материал – ёмкость с пшеном и спрятанными в ней мелкими игрушками.

Игры с бумагой.

4 неделя


П.Г. «Щенок лает», «Коготки».

П.И. «Собачка».

М.М. по – разному открывающиеся коробочки, футляры, кошельки.

Игры со счётными палочками.

март

1 неделя

П.Г. «Цветки», «Стираем платочки».

П.И. «Весна».

М.М. пуговицы, проволока, леска, бусины – украшение.

Пальчиковый бассейн.

2 неделя

П.Г. «Филин», «Весёлые ладошки».

П.И. «Дрозд – дроздок».

М.М. шнуровка «Пальма», «Грибок».

Массаж с кольцами.

3 неделя

П.Г. «Осьминог», «Рыбка».

П.И. «Акула».

М.М. раскладывание бусин пинцетом в чашечки.

Рисование палочкой на подносе с песком.

4 неделя


П.Г. «Ёж», «Крючочки».

П.И. «Замок».

М.М. нанизывание фигурок, колечек на шнурочки.


Пальчиковый бассейн.

апрель


1 неделя

П.Г. «Семья», «Повар»

П.И. «Машина каша».

М.М. сортировка пуговиц по цвету в баночки с прорезями. Рамки с застёжками.

Пальчиковый бассейн.

2 неделя

П.Г. «Качели», «Корзиночка».

П.И. «Котята».

М.М. рамки с застёжками.

Массаж с мячиком.

3 неделя

П.Г. «Паук», «Улитка с усиками».

П.И. «Где обедал воробей».

М.М. составление целого из частей. Мозаика.

Пальчиковый бассейн.

4 неделя


П.Г. «Веник», «Зоопарк»

П.И. «Прогулка».

М.М. мешочки для ощупывания с фасолью, горохом, сортировка камушек по цвету, размеру.

май


1 неделя

П.Г. «Пальчики разбежались».

П.И. «Рыбка».

М.М. модули с прищепками.

Шнуровка: «Сыр», «Незнайка». Игры со счётными палочками.

Пальчиковый бассейн.

2 неделя

П.Г. «Деревья», «Цветы».

П.И. «Мартышки и книжки».

М.М. шумящие коробочки. Мелкая мозаика.

3 неделя

П.Г. «Зоопарк».

П.И. «Травка – муравка», «Тили – Бом».

М.М. мешочки для ощупывания с крупами.

Сыпучий материал: пересыпание ложкой.

4 неделя


П.Г. «Братья», «Весёлые ладошки».

М.М. складывание, сворачивание, разворачивание салфеток.

Пальчиковый бассейн.

Одним из важнейших условий эффективности проводимой работы является совместная деятельность педагогов и родителей. Поэтому задача - повысить психолого-педагогическую грамотность родителей, разъяснить, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

С целью знакомства родителей с особенностями развития детей старшего дошкольного возраста для родительских собраний подготовлены информационные выступления: «Пальчиками играем – речь развиваем», и консультации по данной теме, подготовлены рекомендации «Как проводить с ребёнком речевые пальчиковые игры».

III. этап - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Систематическая работа в данном направлении позволит достигнуть положительной динамики. Усовершенствовать умение детей действовать по словесным инструкциям, значительно повысить уровень произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления. Улучшить память и речь. Дети научаться застёгивать пуговицы, завязывать шнурки.

Выводы:

Анализируя проделанную работу, можно сделать вывод:

Совместными усилиями педагогов и родителей удалось добиться положительных результатов. Осознание родителями необходимости и значимости развития ручной моторики у детей, при подготовке к школе.

Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находиться в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук, затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Таким образом, в результате проделанной работы можно сказать, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей старшего возраста во взаимодействии с родителями способствует улучшению произношения многих звуков, развитию коммуникативных навыков и развитию общей сенсомоторной и речедвигательной моторики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры». СПб.,2003.

А.Е. Белая В. И. Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников». Москва: «Профиздат», 2006.

Т. Ю. Бардышева «Развитие мелкой моторики».Издательский дом «Карапуз» 2012.

Пальчиковая гимнастика и игры по методике Е. Железновой.

С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь» Москва «Классик»,2008.

Дефектология N – 3 – 1994г.

Веракса А. Н., Гуторова Н. Ф. Практический психолог в детском саду: Методическое пособие. –М.: Мозаика- Синтез, 2011.

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребёнка в дошкольном детстве: Методическое пособие. –М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

О. Жукова «Развитие ручной умелости – основа будущего развития ребёнка» Научно-практический журнал предшкольной подготовки детей» № 2, 2009.

Н. Г. Медведева «Как подготовить руку ребёнка к письму», журнал Современный детский сад № 5, 2009.

12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Регер Лариса Юрьевна

Дата: 02.10.2023

Номер свидетельства: 637496


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства