Актуальность проекта:Дошкольное детство — это начальный этап человеческой личности. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности лежащие в основе природных явлений. Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.
Цель: Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Задачи проекта:
-расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
-знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
-знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
-развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);
-развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух — его давление и сила; почва — состав, влажность, сухость;
-расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
-знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
-познакомить с понятием «атмосфера», дать понятие об атмосферном давлении. Познакомить с такими природными явлениями, как дождь, гроза, молния, радуга; дать элементарные представления о круговороте воды в природе; объяснить, как образуются облака на небе; рассказать, облака каких видов можно увидеть. Познакомить с термометром прибором, с помощью которого измеряется температура воды, воздуха; подвести к пониманию зависимости между температурой воздуха и характером осадков, температурой и состоянием растений. Познакомить с такими явлениями, как снег, лед, сосульки, морозные узоры, град, иней; объяснить, почему снежинка имеет шестиконечную форму;
-формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
-развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Ресурсное обеспечение:
книги,
журналы,
открытки,
художественные произведения
Участники проекта:
воспитатель;
дети старшей и подготовительной к школе группы;
родители воспитанников.
Гипотеза:
Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. В ходе реализации проекта дети получат знания о погоде её влияние на жизнь людей, растений, животных, но и будут приобщаться к элементарной исследовательской деятельности. Если ребёнок начнет проявлять интерес к исследованию природы и инициатива к экспериментированию будет исходить от него, а не от педагога, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Ожидаемые результаты:
проведение экспериментов должно стать нормой жизни, а не как развлечение;
умение самостоятельно анализировать, результаты опытов, составлять развернутый рассказ об увиденном;
Формы и методыреализации проекта:
Раздел программы
Виды детской деятельности
Речь и речевое развитие
1. Познавательные занятия:
«Человек-часть природы»
«Поможем природе»
«Зачем зимой снег»
«Через добрые дела можно стать юным экологом»
«Взаимосвязи в природе»
2. Творческие рассказы:
«Я хозяин города»
«Моя малая родина»
1. Словотворчество детей с родителями: сочини стихи, сказку о временах года.
2. Составление кроссвордов о природных явлениях: «Что это?».
3. Чтение художественной литературы.
4. Конкурс пословиц, поговорок, примет.
5. Заучивание стихов о природе русских и мордовских писателях.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ
-«Сказка о человеке и золотой рыбке»
-«Серая шапочка и красный нос»
-«Травинка-путешественница»
-«Жила-была река»
-«Чей дом лучше»
Игровая деятельность
1. Экологические игры и игровые упражнения
С какого дерева лист?
Назови друзей леса.
Кто лишний.
Когда это бывает.
Кому, что нужно для работы.
Что нам нужно взять в поход.
Что перепутал художник.
Опиши, мы отгадаем
Расскажи без слов
К дереву беги
Кто знает, пусть продолжает
Где живут птицы
2. Сюжетно – ролевые игры:
Защитники природы
Экскурсии в музей
Экскурсии по городу
3. Оформление уголка природы.
Исследовательская и экспериментальная деятельность
- «Как проткнуть шарик»
-«Подводная лодка»
-«Цветы лотоса»
-«Естественная лупа»
-«Водяной подсвечник»
-«Чудесные спички»
-«Умывальников начальник»
-«Куда делись чернила»
-«Делаем облако»
-«Всасывание воды»
-«Своды и тоннели»
-«Ванька-встанька»
-«Волшебные зеркала»
-«Куда делся запах»
Танцующая фольга и т.д.
Трудовая деятельность
«Трудовой десант» детей и родителей (посадка деревьев, подрезание, уборка мусора весной, осенью на участке)
Конкурс на лучшую кормушку для птиц
Конкурс на лучшую ледяную постройку
Задание на лето: собрать гербарий растений Мордовии
Привлечение детей родителями для труда на даче
Поделки из природного материала
Сбор лекарственных растений
Вскапывание земли на грядках
Заготовка талой воды для комнатных растений
Засеивание земляного участка
Изобразительная деятельность
Рисование:
-«Золотые облака»
-«Радуга-дуга, не давай дождя»;
-«Весенняя гроза»;
-«День и ночь»;
-«Морозные узоры».
Аппликация:
-«Такие красивые снежинки».
Здоровье и физическое развитие
Подвижные игры
«Совушка», «Перейди речку», «У оленя дом большой», «С кочки на кочку», Мы-капельки», «Мороз красный нос», По длинной дорожке», «Ветер»
Беседы:
«Гололед»
«Что такое ветер»,
«Откуда появляются облака»
Физкультминутки
-«Ветер тихо клен качает»
-«Вышел зайчик»
-«Дождь, гром, град»
-«Дует ветер с высоты»
-«Кап кап, я-капель»
-«На дворе у нас мороз»
Экологическое воспитание
Беседа о климатических условиях города, области.
Оформление альбомов с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания.
Составление экосказки о городе Саранске
Мероприятия по охране окружающей среды.
Природоведческая викторина «Что я сделал для родного города» (чистота, уют)
Оформление экологической тропы
Социальное развитие
Экскурсии по родному городу
Экскурсии в лес
Посещение выставок художников города, края
Экскурсия в библиотеку
Организация уголка краеведения в группе
Музыкальная деятельность
Развлечения:
- «Пришла зима-открывай ворота»;
-«Весна красна».
Прослушивание «Времена года» Вивальди
Взаимодействие с родителями
«Природа Мордовии» - посиделки с мамами
Уголок доверия «Вы спрашивайте, мы ответим»
Оформление стенда «Родителям на заметку»
Консультации: «Наши дети юные исследователи»; «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника»
Помощь в организации экскурсий
Участие в выставках плакатов, рисунков, фотокомпозиций.