kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогический проект "Гимнастика для глаз - как здоровьезберегающая технология в образовательнм процессе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный прект направлен на внедрение гимнастики для глаз в образовательный прцесс, что позволит сохранить и улучшить зрение дошкольников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "Гимнастика для глаз - как здоровьезберегающая технология в образовательнм процессе"»


Педагогический проект


«Гимнастика для глаз как здоровьесберегающая технология в образовательной деятельности»


Вид проекта: коррекционно-развивающий

Тип проекта: практико-ориентированный

  Срок реализации: долгосрочный

Руководитель: Викулова С.В.

Участники:

• Воспитанники подготовительной группы компенсирующей направленности «Ромашки» МБДОУ детский сад №3 «Ромашка»

• Родители (законные представители) воспитанников с речевыми нарушениями

• воспитатель

• логопед



Актуальность

На современном этапе проблема профилактики здоровья детей раннего возраста является одной из самых актуальных. Перед нами, взрослыми (родителями и педагогами) стоит очень важная задача – воспитать здорового человека, человека здорового физически, нравственно и духовно, человека всесторонне и гармонично развитого, в соответствии с ФГОС.

Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, воспринимающий 80 % всей поступающей информации. Исследования физиолога В. Ф. Базарного показали, что к основным причинам нарушения зрения относятся:

• патология беременности,

• низкий уровень физической активности детей раннего возраста.

Проблема:

• несвоевременная профилактика зрения;

• пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение;

• полное отсутствие или частичное просвещение родителей и детей по вопросам охраны, гигиены и укрепления здоровья глаз.

Цель: Формирование у дошкольников и их родителей элементарных представлений о роли зрения в жизни любого человека и способах профилактики нарушений зрения у детей.

Задачи:

• Просвещение дошкольников и их родителей по вопросам охраны, гигиены и укрепления здоровья глаз.

• Создание активной позиции детей и родителей в совместной работе по профилактике нарушений зрения.

• Изучение и внедрение зрительной гимнастики в образовательный процесс для профилактики нарушений зрения воспитанников.

• Разработка картотеки зрительной гимнастики для профилактики нарушений зрения воспитанников.

• Апробация данной модели на практике.

Продукт:

• создание системы работы, позволяющей внедрить зрительную гимнастику в коррекционо - развивающую деятельность воспитателя и логопеда;

• разработка методических рекомендаций для родителей по использованию зрительной гимнастики в домашних условиях.


Ожидаемый результат: успешное освоение детьми зрительной гимнастики, которая снизит риски развития нарушений зрения в образовательном процессе.

У родителей сформируется устойчивый интерес к проблеме укрепления и сохранения зрения детей.

Зрительная гимнастика - это комплекс офтальмологических упражнений, способствующих снятию зрительного напряжения, укреплению глазных мышц и улучшающий кровоснабжение и обменные процессы в глазах.


Реализация проекта «Гимнастика для глаз как здоровьезберегающая технология в образовательном процессе» рассчитана на учебный год (с сентября по май) с выделением следующих этапов:

1.Подготовительный

2. Организационно-практический

3. Заключительный

4.Работа с родителями





1.Подготовительный этап:


*Подбор методической, научно – популярной, художественной литературы, дидактического материала по теме.

*Подбор демонстрационного материала.

*Подбор материала для продуктивной и диагностической деятельности.



1/1 Подбор программно-методического обеспечения

За основу были приняты: Гимнастика для глаз, созданная по методике профессора офтальмологии Эдуарда Сергеевича Аветисова, Мирзакарима Санакуловича Норбекова, профессора Жданова Владимира Георгиевича, врача – офтальмолога Бейтса.


2/1 Пополнение и модернизация развивающей среды. Методическая подборка дидактического материала для разных видов зрительной гимнастики : с использованием художественного слова, с предметом, с сигнальными метками, с индивидуальными, настенными и потолочными офтальмотренажерами, а также электронные зрительные гимнастики.

3/1 Выбор метода диагностики и подбор диагностического материала.

По таблицам офтальмолога Орловой или Головина.

Сбор медицинских данных о состоянии зрительного анализатора воспитанников, при необходимости самостоятельная проверка зрения. По таблицам Орловой или Головина. В индивидуальном порядке с последующим анализом полученных результатов, для планирования педагогического процесса и прогнозирования желаемого результата

2. Организационно-практический


2/1. Принципы организации зрительной гимнастики:

• индивидуальный подход с учётом возраста;

• регулярность проведения;

• постепенное увеличение нагрузок за счёт регулирования времени, скорости и сложности упражнений;

• развитие интереса у детей к этому виду упражнений.



2/2. Условия проведения зрительной гимнастики:

- фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы; дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони; дети лежат на ковре руки за головой. Фиксированное положение головы необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.

-соблюдение длительности и частоты проведения зрительной гимнастики (4-5 минут в старших группах).

- выбор зрительных упражнений для занятий определяется : характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы.

- возможно сочетание зрительной гимнастики с физкультурными упражнениями, при этом допустимы повороты головы в соответствии с упражнениями.

В работе используются разные виды зрительной гимнастики : с использованием художественного слова, с предметом, с сигнальными метками, с индивидуальными, настенными и потолочными офтальмотренажерами, а также электронные зрительные гимнастикиОсновные виды офтальмологических упражнений: вертикали, горизонтали, диагонали, расслабление, тёмное расслабление, удивление, моргание, вращение.

Продолжительность зрительной гимнастики 3-5 минут.



2/3. Условия реализации проекта следующие:


1. Занятия проводятся два-три раза в неделю.


2. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

3. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

4. Упражнения проводятся стоя или сидя.

5. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз.

6. Все указания даются чётко, спокойно.



2/4. Механизм реализации:

Строго выполняются требования к освещению рабочего места каждого ребёнка. Пособия подбираются с четким изображением, средних и крупных размеров, основных цветов и оттенков. Демонстрация пособий и изображений проводится на расстоянии не более 1 метра. Детям разрешается во время занятий подходить ближе к объекту или демонстрационному материалу для лучшего его рассмотрения.

В целях охраны зрения непрерывная продолжительность работы зрительного анализатора строго регламентируется, согласно рекомендациям Л. И. Григорян и Т. П. Кащенко. Педагог следит за посадкой детей за столы на занятиях.

При организации гимнастики важно учитывать возраст дошкольников. В старшем дошкольном возрасте мотивировать ребят можно познавательной беседой: рассказать им о строении человеческого глаза, о необходимости ухода за ним. Любознательным воспитанникам будет интересно также узнать отличия в устройстве глаза человека и различных животных (например, у крокодила глаза расположены по бокам головы и имеют три века).

Специальные упражнения для глаз, разработанные Э. С. Аветисовым, Ю. А. Курпан, Е. И. Ливадо (1984, Н. И. Пильман (1979, Е. И. Ковалевским (1976, эффективно используются в работе с детьми.

Лечебно – профилактические гимнастики можно разделить на несколько групп упражнений:

• упражнения для глазодвигательных мышц. Эти упражнения тренируют мышцы, улучшают кровообращение глаз, снимают напряжение с них. На их проведение требуется 3 минуты;

• упражнения для снятия напряжённости и утомления с глаз. Эти упражнения должны быть обязательно включены в занятия, поскольку самая главная причина в ухудшения зрения – это переутомление глаз. Выполнять их нужно как можно чаще. Времени занимают не много – 1-2 минуты;

• упражнения для тренировки аккомодации цилиарной мышцы по принципу близко – далеко;

• другие полезные упражнения.




К лечебно – профилактическим гимнастикам относятся :

Гимнастика для глазсозданная по методике профессора офтальмологии Эдуарда Сергеевича Аветисова:

– 1 комплекс гимнастики направлен на улучшение кровотока и циркуляции жидкости внутри глаза (упражнения выполняются сидя);

– 2 комплекс – «бальзам» для всех глазных мышц (упражнения выполняются сидя);

– 3 комплекс – тренирует зрение и совершенствует аккомодацию глаз (упражнения выполняются стоя);

– 4 комплекс – «Метка на стекле» тренирует глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика, способствует профилактике близорукости.

Гимнастика для глаз по методике Мирзакарима Санакуловича Норбекова.

Гимнастика по методике профессора Жданова Владимира Георгиевича, профессора.

Метод врача – офтальмолога Бейтса – «пальминг» – направлен на успокоение нервной системы и снятии напряжения с глаз. Пальминг – упражнение, смысл которого состоит в том, чтобы изолировать глаза от внешних зрительных впечатлений. Для этого нужно не только закрыть глаза, но и плотно прикрыть их ладонями. Перед началом пальминга дети готовят ладони к упражнению, потирая одну о другую, чтобы они стали тёплыми и мягкими. Это упражнение, которое длится от 50 секунд до 2 минут, желательно сопровождать спокойной музыкой. Пальминг можно использовать на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях, во время различных режимных моментов, в положении стоя, сидя, лёжа.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:



Работа с воспитанниками: зрительная гимнастика с

• использованием художественного слова,

• предмета,

• с сигнальными метками,

• с индивидуальными, настенными и потолочными офтальмотренажерами,

• электронные зрительные гимнастики. Использование комплексов разнообразных зрительных гимнастик на занятиях по обучению грамоте при работе с книгой и рабочей тетрадью.




4. Работа с родителями (законными представителями)

• Индивидуальные консультации,

• статьи,

• памятки по теме проекта.





Список литературы

1. Демирчоглян Г. Г Как сохранить и улучшить зрение// Донецк: Сталкер,1997

2. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет/ авт-сост. Е. А. Чевылова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 123 с.

3. Никулина Г. В. Охраняем и развиваем зрение. – М. : Детство-Пресс. 2002

III. Перспективный план работы по проекту.

Перспективный план работы по проекту представлен в Приложении 1.

IV. Презентация проекта.

Презентация проекта (защита на итоговом педагогическом совете ДОУ) в конце учебного года.





Гимнастика для глаз

Название «Циферблат» Цель. Улучшать кровоснабжение глаз. Ход проведения Движения глаз по большому кругу. Плавные движения глаз вырисовывают кругГлаза поднимаем вверх. Медленный счет до восьми. Стрелки часов, как видно, устали (1–2–3–4, Быстрее по кругу они побежали (5–6–7–8, И...

Консультация «Гимнастика для глаз ребенка»

Гимнастика необходима для тренировки детских глаз. Она помогает укрепить мышцы органов зрения и может оказать влияние на качество зрения в будущем. В современном мире, когда глаза подвергаются большим нагрузкам, важно научиться снимать усталость и заряжать их энергией....




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Светлана Владимировна Викулова

Дата: 12.12.2024

Номер свидетельства: 661530


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства