kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогический проект.«Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников, через обучение классификационных умений»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Освоение детьми элементарных естественнонаучных представлений, как базовая основа для усвоения предметов естественно научных представлений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект.«Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников, через обучение классификационных умений»»


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Белоярского района «Детский сад комбинированного вида «Снегирек» г. Белоярский»

(МАДОУ «Детский сад «Снегирек» г. Белоярский»)








Педагогический проект


«Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников,

через обучение классификационных умений»
















Подготовила: воспитатель высшей квалификационной

категории Филиппова Н.В.









2022г

Введение


«Функционально грамотный человек – это человек,

способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности,

общения и социальных отношений»                        

 А.А.Леонтьев


     Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в дошкольный период воспитания. В условиях дошкольного образования процесс формирования функциональной грамотности ребенка будет успешным при соблюдении следующих требований: интеграции предметов системы дошкольного образования; активном взаимодействии с родителями. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.

Одно из направлений функциональной грамотности является естественно-научная грамотность, которая стала для меня интересной.

Естественно - научная грамотность - это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Навыки и умения, в том числе и мыслительные, вырабатываются у ребёнка в процессе деятельности. Умение производить классификации - тоже навык, формирующийся на основе способности вычленять признаки объектов, которая у ребёнка появляется ещё в раннем возрасте.

Появляется противоречие: ребенок должен знать к какому классу принадлежит тот или иной объект, так как без этого умения значительно затруднен процесс познания мира, и не должен знать традиционные классификационные структуры, потому что объекты стремительно меняют свои свойства в зависимости от быстрого накопления новой информации человечеством. Решение этого противоречия лежит в освоении детьми способов создания своего варианта классификации в зависимости от принятого основания.

Классификация - это распределение объектов по группам, где каждая группа, имеет свое постоянное место по определенным признакам

Основная цель обучения детей классификации объектов окружающего мира - сформировать умение детей самостоятельно строить классификационные структуры по определенным основаниям в зависимости от решаемой ребенком задачи.

Главным механизмом формирования такого умения являются мыслительные операции дихотомии, при которых ребенок самостоятельно группирует какие – либо предметы по определенному признаку, устанавливает родовидовые отношения и постепенно осваивает правила классификации на доступном для его возрасте уровне.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • Создать условия для организации воспитательной среды, способствующей потребности в умении детей самостоятельно строить классификационные структуры.

  • Разработать систему игр и упражнений, на обучение детей классификаций объектов окружающего мира.

  • Повысить профессиональную компетентность педагогов в эффективной работе по обучению умениям классификаций объектов окружающего мира у детей дошкольного возраста.

  • Повысить компетентность родителей в вопросах обучения детей умениям классифицировать объекты окружающего мира в семье.

В качестве прототипа для тренингов выбраны адаптированные мыслительные инструменты ТРИЗ и методы РТВ. Они позволяют развивать у детей системно-диалектическое мышление, предполагающее умения:

  • мысленно преобразовывать объекты окружающего мира, классифицировать их по разным параметрам,

  • видеть и разрешать противоречия,

  • моделировать процессы,

  • находить и применять ресурсы.


В процессе деятельности с детьми используем методы:

1) Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения, в зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы используем наблюдения разного вида:

2) Игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

3) Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

4) Словесные методы:

- рассказы воспитателя, основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях;

- рассказы детей, этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей; 

- беседы, применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.


В данной программе реализуются следующие качества, соответствующие соц. заказу:

Деятельностные

- учить сравнивать и классифицировать предметы по различным признакам;

- умение анализировать явления, устанавливать зависимость между ними;

- умение устанавливать простейшие закономерности;

- развитие навыков исследовательской деятельности;

- развитие способностей к самостоятельной исследовательской деятельности;

- развитие навыков наблюдения, описания, сопоставления;

Коммуникативные

- навыки познавательного общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

- поощрение возникновения проблемных вопросов;

- умение вести диалог, дискуссию;

- умение анализировать, интерпретировать различные точки зрения;

- умение составлять сообщение;

- умение делать умозаключения;

- развитие навыка общения: умение спрашивать, воспринимать информацию, - умение правильно сформулировать свой вопрос;

- развитие навыка словотворчества, экспериментирования со словами;

Формирование общечеловеческих ценностей:

- формирование целостной картины мира;

- развитие детской любознательности;

- формирование естественнонаучных представлений об окружающем мире;

- формирование культуры мышления;

- воспитание познавательных интересов и любознательности;

- развитие самосознания;

- воспитание патриотических чувств;

- воспитывать чувство толерантности к людям различных национальностей;

-умение моделировать свое поведение в жизненных различных ситуациях;

Алгоритм построения познавательных занятий

1. Интересное начало — точка удивления.

2. Игры на систематизацию знаний («Чем похожи, чем отличаются?», «Что сначала, что потом?», «Системный оператор» и др.).

3. Сообщения детей.

4. Метод эмпатии (физминутка, не нарушающая логики занятия).

5. Опытно-экспериментальная деятельность.

6. Умозаключения детей на основе опытов.

7. Решение проблемных задач, ситуаций.

8. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование, домашнее задание).

Такой алгоритм занятия позволяет с помощью системы активных методов включить в деятельность каждого ребенка, поставить его в личностно-развивающую ситуацию, обеспечивающую становление своего опыта, выработку своего знания, собственного мнения, собственной структуры деятельности. Модель построения занятия может меняться в зависимости от задачи.

Ожидаемые результаты:

-  Формирование у детей дошкольного возраста ключевых компетентностей - коммуникативных, деятельностных, освоение общечеловеческих ценностей;

- Освоение детьми элементарных естественнонаучных представлений, как базовой основы для усвоения предметов естественнонаучного цикла в школе;

- Проявляющиеся в познавательной деятельности навыки культуры мышления, сформированные способности к исследовательской деятельности.

Формы подведения итогов реализации программы:

Итоговые занятия; беседы; викторины

Диагностика усвоения естественнонаучных представлений

Совместные детско-взрослые проекты

Критерии освоения программы:

  • Дети владеют основами элементарной культуры мышления (обладают навыками практического экспериментирования, предметных способов решения практических задач, поиска новых способов и средств решения практических задач);

  • У детей сформирована согласно возрастным возможностям картина окружающего мира (элементарные представления об окружающем: о человеке, деятельности близких ребенку людей, предметах и действиях с ними, живой и неживой природе и о бережном отношении ко всему живому);

  • У детей сформированы элементарные историко-географические представления (сформированы общие познавательные способности наблюдать, описывать, сопоставлять, находить причины и следствия событий, классифицировать свидетельства историко-географического характера в хронологическом и функциональном порядке;



Игры и творческие задания

Цель

Методические рекомендации

Возраст

«Часть чего это?».

Учить детей выделять части объектов природного и рукотворного мира.

Ведущий называет какую – либо часть, общую для группы предметов. Детям предлагается перечислить эти предметы. (Например: у каких предметов есть …(ножка). Дети отвечают: «Стол, стул, цветок»).

Проводится во всех возрастных группах.

«Что будет, если уберем часть?».

Учить детей выделять функционально значимую часть рассматриваемого объекта.

Ведущий называет объект, дети называют его составляющие. Ведущий убирает какую – либо часть и просит объяснить, что будет с объектом.

Проводится во всех возрастных группах.

«Что можно сказать о предмете, если там есть…?».

Учить детей, исходя из названной части, составлять описание целого.

Ведущий называет какую – либо составляющую объекта. Ребенок должен дать описание объекта, имеющего характерную составляющую (например: «Что можно сказать об объекте, частью которого являются ласковые слова». Дети: «Это может быть добрый человек, книга со стихами»).

Проводится во всех возрастных группах.

«Что есть у…?».

Учить детей в крупных частях находить более мелкие.


Педагог называет хорошо знакомый объект, дети делят его на части, затем продолжают деление до мельчайших частей. Когда дети достаточно хорошо освоят игру, можно будет предложить им к рассмотрению более сложные системы (детский сад, железная дорога и т.д.).

Проводится во всех возрастных группах.

«Кто больше?».

Учить детей находить основные части у объектов технического мира (энергия, мотор, система управления, корпус и т.д.).

Воспитатель называет основные составляющие технического объекта, а дети должны назвать как можно больше объектов, имеющих эти составляющие.

Проводится с детьми старшего возраста.

«Лифт».

Закрепить понятие о том, что каждый объект имеет части и, в то же время, является частью другой, более сложной системы.

Педагог называет какой – либо объект (дерево). Дети выделяют его составляющие (движутся на лифте вниз). Затем ведущий называет предмет задает вопрос: «Частью чего является дерево?» (движутся на лифте вверх). Дети должны усвоить, что каждый объект является частью другого, более сложного объекта.

Проводится с детьми старшего возраста. Усложнение: ведущий – ребенок.

Выявление надсистемных связей

«Где живет?».

Учить детей определять разные места нахождения объектов.


Ведущий называет предметы окружающего мира: это любые предметы и явления реального и фантастического миров (где живет улыбка, огонь). Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов

Проводится во всех возрастных группах.

«Найди друзей».

Учить детей объединять объекты в группы по определенному признаку (функция, качества, местонахождение).


Педагог называет объект, выделяет функцию, а дети перечисляют, кто (что) выполняет эту функцию. После перечисления всех объектов дети дают название образовавшейся группе. Аналогично можно играть, выделяя какой – либо признак по усмотрению ведущего (например: «Назовите предметы такого же цвета», «Я называю веник, он находится в доме. Перечислите предметы, которые там можно увидеть».

Проводится в старшем дошкольном возрасте.

«Веселый мяч».

Учить детей обозначать словом возможные места обитания и функционирования объектов.


Ведущий называет объект и бросает мяч ребенку, предлагая ему назвать, где можно встретить этот объект. Ответивший ребенок передает мяч следующему по кругу. Воспитатель следит за тем, чтобы не было повторов.

Проводится во всех возрастных группах.

«Рассели жильцов».

Учить детей обозначать словом возможные места обитания и функционирования объектов.



Детям предлагаются картинки с изображением объектов природного и рукотворного мира, которые следует расселить в «волшебные домики» (схематично изображенные места обитания и функционирования: вода, воздух, почва, жилище человека). В конце игры сделать вывод о том, что объекты рукотворного мира находятся всегда возле человека, так как их функция – способствовать выполнению потребностей человека.

Проводится во всех возрастных группах.

Определение линии развития объекта.

«Паровозик».

Учить детей самостоятельно выстраивать линию времени у любого объекта живой природы.


Ведущий готовит 5 – 6 вариантов изображения одного объекта живой природы в разные временные периоды. Карточки раздаются играющим детям. Ведущий – паровозик, а дети – вагончики. Детям следует выстроить линию развития предложенного объекта.

Проводится во всех возрастных группах.

«Найди друзей».

Продолжать учить детей замечать, что современный рукотворный объект выполняет определенную функцию, и эту функцию выполнял раньше старинный объект.

Педагог называет объект, дети обговаривают его функцию. Затем называются старинные предметы, выполнявшие эту же функцию.

Проводится в старшем возрасте.

«Раньше – позже».

Побуждать детей самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между жизнедеятельностью живого организма и условиями, в которых он находится.

Ведущий называет какую – либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после.

Проводится во всех возрастных группах.

«Подарок маме».

Учить детей улучшать свойства объекта путем добавления свойств другого объекта.


Воспитатель предлагает придумать подарок для мамы и советует усовершенствовать обычный предмет (кастрюлю) так, чтобы он был необыкновенным, понравился маме и выполнял свою основную функцию.

Проводится со старшего возраста.

«Что было – что будет».

Закрепить знания детей о прошлом, настоящем и будущем предметов; развивать ретроспективный и перспективный взгляд на вещи.


Воспитатель раздает детям большие карточки, разделенные на три части (в средней части изображен предмет настоящего, первая и третья – пустые); а перед ним в коробке лежат картинки с изображением предметов прошлого и будущего. Он берет какую – либо картинку, показывает детям, называет предмет и спрашивает, у кого из детей картинка с изображением предмета в настоящем. Отдает картинку угадавшему участнику игры. Игра заканчивается, когда заполнены все большие карточки.

Проводится со старшего возраста.

«Что по жизни впереди, что по жизни сзади?».

Учить детей выстраивать линию времени для каждого объекта в соответствии с заданной точкой измерения


Воспитатель предлагает детям вспомнить, в какой группе они находятся (старшая группа) и определить, что у них по жизни было сзади (младшая группа), что по жизни будет впереди (школа). Далее педагог предлагает детям рассказать, что по жизни впереди – сзади у воспитателя (впереди пенсия, сзади – учебное заведение).

Проводится со старшего возраста. Усложнение: рассматривать по линии жизни различные объекты.

«Из прошлого в будущее».

Ориентировать детей в эволюции современных предметов рукотворного мира.


Детям предлагаются картинки с изображением начальных объектов природы, по подобию которых человек создал предметы рукотворного мира. Каждый ребенок дорисовывает предмет, показывая, как он совершенствовался.

Проводится со старшего возраста.

«Человек + Природа = Удивительные вещи».

Закрепить умение сравнивать предметы, созданные человеком, с объектами природы и находить между ними общее (то, что не дала человеку природа, он придумал себе сам).


Воспитатель вместе с детьми делит все картинки на картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира. Картинки с предметами природного мира оставляет себе, а картинки с предметами рукотворного мира делит между участниками игры. Воспитатель называет предмет природного мира. Ребенок, нашедший у себя парный предмет рукотворного мира, поднимает картинку с его изображением, называет предмет и сравнивает с предметом природного мира (например: ласточка – самолет, жираф – подъемный кран, петух – часы). Игра заканчивается после нахождения всех предметов.

Проводится со старшего возраста.

Выявление ресурсов объектов

«Необыкновенный слон».

Закрепить представление детей о полифункциональности ресурсов объекта.


Воспитатель рассказывает историю о игрушечном слоне, который всем помогал, пользуясь большими ушами, длинным хоботом (прятал от дождя, поливал цветы). Воспитатель предлагает пофантазировать и придумать, как еще можно было бы использовать живого и игрушечного слона.

Проводится со старшего возраста.

«Чем может быть?».

Продолжать учить детей приспосабливать рукотворный объект для использования не по назначению и рассказывать об этом.

Воспитатель называет объекты, раздает картинки с их изображением или предметы и просит назвать, как их можно использовать. Принимаются все обоснованные ответы (палочка, трубочка, пуговица, колечко).

Проводится во всех возрастных группах.

Сравнение систем.

«Теремок».

Учить выделять свойства объектов, находить общее между объектами.


Дети получают разные рисунки: животных, овощи, бытовые предметы, транспортные средства - это и будут обитатели теремка, но не сразу. Воспитатель предлагает детям «войти в теремок», назвав, чем на него похожи.

Проводится во всех возрастных группах.

«Кто больше назовет?».

Учить детей, проанализировав каждое понятие в паре, выделять существенные признаки каждого понятия. Сравнивать существенные признаки анализируемой пары понятий.

Детям предлагается найти общее в парах предметов, принадлежащих к одной классификационной группе. Для развития фонематического слуха и звукового анализа можно предложить найти отличия или похожесть следующих слов: печь, течь, речь; кошка, книга, крыша и т.д.

Проводится со старшего возраста.

«Кто больше?».

Учить детей самостоятельно сравнивать два объекта между собой.


Выбирается по паре объектов из рукотворного, природного и сказочного мира. Каждой команде предлагается перечислить как можно больше общих признаков в каждой паре. Затем пары могут составиться заново (рукотворный – природный, природный – сказочный и т.д.).

Проводится со старшего возраста.

«Чем мы похожи, чем отличаемся?».

Учить детей находить общее и различное между двумя данными объектами. Формировать умение абстрагировать признаки предметов при сравнивании.


  1. Ребенку даются две карточки, на которых изображены объекты, явно относящиеся к одной категории (корова, лошадь). Он перечисляет сходные и различные признаки.

  2. Ребенку даются две карточки, на которых изображены объекты, у которых общее найти трудно. Задание то же.

  3. Ребенку предлагаются две карточки, на которых изображены объекты, где различие выражено гораздо больше, чем сходство (всадник – лошадь). Ребенку необходимо сравнить и различить объекты в условиях конфликта.

Проводится во всех возрастных группах.


Заключение

Методическая разработка посвящена методам и приемам формирования мышления, воображения и речи детей дошкольного возраста. Разработана система целенаправленного воздействия, позволяющая заложить основы творческой личности подрастающего человека.

Нельзя считать, что методы, изложенные в учебном пособии, универсальны. Воспитателям необходимо самостоятельно выбрать способы работы с дошкольниками. На этом основании строить собственную педагогическую систему, позволяющую наилучшим образом подготовить маленького ребенка к жизни в будущем.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Филиппова Наталья Валентиновна

Дата: 15.04.2023

Номер свидетельства: 629660


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства