kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогический опытно-экспериментальный проект для детей дошкольного возраста с нарушениями зрения на тему: "БЕРЕГИТЕ ЗРЕНИЕ!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников являются стратегической задачей государства и регламентируются Законом  «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 51).Известно, что дошкольный воз­раст является решающим в форми­ровании фундамента физического и психического здоровья.

85% информации человек получает через органы зрения.Ни один другой орган чувств не испытывает такой нагрузки, как глаза!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический опытно-экспериментальный проект для детей дошкольного возраста с нарушениями зрения на тему: "БЕРЕГИТЕ ЗРЕНИЕ!"»



Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №69»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

413124, Саратовская область, г. Энгельс, ул. им. Маршала Василевского А.М., д.№69

тел: 8 (8453)55-40-43



«Утверждено»:

заведующим МДОУ №69:_______ / Е.И. Конюхова/

Приказ от______2018 г. № ___




Педагогический проект

для детей дошкольного возраста

с нарушениями зрения

на тему:

"БЕРЕГИТЕ ЗРЕНИЕ!".


Авторы проекта: учитель - дефектолог Н.В. Иоселева

воспитатели: В.А. Чеснокова, Я.П. Судина






2018 – 19 учебный год


ОГЛАВЛЕНИЕ



СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА………………………………………………………

3

1.

Актуальность проекта…………………………………………………………….

3

2.

Автор  проекта……………………………………………………………………..

3

3.

Место проведения………………………………………………………………….

3

4.

Тип проекта…………………………………………………………………………

3

5.

Вид проекта…………………………………………………………………………

3

6.

Срок реализации проекта………………………………………………………….

3

7.

Продолжительность проекта……………………………………………………..

3

8.

Участники проекта…………………………………………………………………

3

9.

Образовательные области проекта………………………………………………..

3

10.

Разделы Программ…………………………………………………………………

3

I.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ………………………………………………....................

4

1.1.

Цель проекта…………………………………………………………………….

4

1.2.

Задачи проекта…………………………………………………………………..

4

1.3.

Предполагаемые результаты. ………………………………………………….

4

1.4.

Методы реализации проекта………………………………………………………

4

II.

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА………………………………………………………..

5

III.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА………………………………………………………

5

3.1.

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с ОВЗ……………………….

5

3.2.

Сенсомоторное развитие детей с нарушениями зрения…………………………

5

3.3.

Развития тактильного чувства у дошкольников…………………………………

6

3.4.

Непосредственная образовательная деятельность с детьми…………………….

6

3.5.

Опытно – экспериментальная деятельность……………………………………...

7

3.6.

Дидактические игры………………………………………………………………

8

3.7.

Беседы с детьми……………………………………………………………………

8

3.8.

Комплексы зрительной гимнастики………………………………………………

9

3.9.

Комплексы пальчиковой гимнастики…………………………………………….

9

3.10.

Альбомы, детская энциклопедия………………………………………………….

9

3.11.

Сюжетно - ролевые игры с детьми………………………………………………..

9

3.12.

Взаимодействие с родителями……………………………………………………

10

IV.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА……………………………………...

11

V.

ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА………………………………………….

11


Список литературы………………………………………………………………...

12


Приложения…………………………………………………………………………

13


















СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА.

  1. Актуальность проекта.


«Здоровье ребенка превыше всего,

Богатство земли не заменит его.

Здоровье не купишь, никто не продаст.

Его берегите, как сердце, как глаз»


Сохранение и укрепление здоровья дошкольников являются стратегической задачей государства и регламентируются Законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 51). Известно, что дошкольный воз­раст является решающим в форми­ровании фундамента физического и психического здоровья.

85% информации человек получает через органы зрения. Ни один другой орган чувств не испытывает такой нагрузки, как глаза! При нарушениях зрения у ребёнка страдает чувственное (визуальное) восприятие окружающего мира – основа познания окружающей действительности. Снижается двигательная и познавательная активность, что может привести к задержке психофизического развития. При глубоком нарушении зрения у детей страдают познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление и др.), происходят изменения в развитии двигательных функций (в быстроте, координации, точности, темпе движений, соразмерности двигательных актов и др.), ограничивается овладение социальным опытом. Нарушение зрения отражается и на психо - эмоциональном состоянии ребенка, особенно в тех случаях, когда заболевание органа зрения возникло в раннем возрасте, и носит выраженный характер.

Таким образом, дети с нарушением зрения имеют специфические особенности, требующие специального обучения, проведения коррекционно-развивающей работы.

Понимая важность проблемы сохранения и укрепления зрения детей в современных условиях, учитывая тот небольшой объём знаний, умений и навыков, которым обладали дети, возникла идея создания проекта.


2. Автор  проекта: учитель - дефектолог Н.В. Иоселева

3.Место проведения: МДОУ "Детский сад №69" ЭМР Саратовской области.


4.Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий.

5.Вид проекта:  коррекционно - развивающий.


6.Срок реализации проекта: долгосрочный.

7.Продолжительность проекта: сентябрь 2018 года - май  2019 года.


8.Участники проекта: дети с нарушениями зрения, воспитатели, учитель-дефектолог, родители.

Возраст детей: 5 - 7 лет.


9.Проектная деятельность, проводится по образовательным областям:

  • «Познавательное развитие»

  • «Художественно-эстетическое развитие»

  • «Физическое развитие»

  • «Развитие речи».

10.Охватывает следующие разделы Программ:

  • социально-бытовая ориентировка;

  • развитие ориентировки в пространстве;

  • развитие зрительного восприятия;

  • развитие общей и мелкой моторики.

I ЭТАП.  ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.


1.1.Цель проекта: укрепление и сохранение зрения детей дошкольного возраста


1.2.Задачи проекта.

Обучающие:

  • формировать у дошкольников представления о функциях зрения, как об одном из способов познания мира, необходимость беречь его;

  • познакомить детей с устройством глаза, как органом зрения;

  • развивать умение детей бережного отношения к глазам и навыки ухода за ними;

  • активизировать и обогащать словарь детей новыми терминами.


Развивающие:

  • заинтересовать и обучить родителей практическим навыкам сохранения и укрепления зрения детей, показать важность данной проблемы;

  • активно вовлекать родителей в совместную с детьми познавательно – творческую деятельность.


Коррекционные:

  • формировать навыки снятия зрительного напряжения в процессе самостоятельного выполнения упражнений зрительной гимнастики, пальминга и др.;

  • развивать  сохранные анализаторы (зрение, слух, обоняние, осязание), познавательную активность детей.


Воспитательные:

  • формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья глаз;

  • воспитывать толерантное отношения к людям с ограниченными возможностями, готовность им помогать.


1.3.Предполагаемые результаты. 

Исходя  из проведенной работы,  можно ожидать следующие результаты:

  • дети узнают основы ухода за своими глазами, правила сохранения зрения, будут стремиться следить за своим здоровьем;

  • познакомятся со способами оказания первой помощи при легких травмах глаз;

  • повысится уровень развития зрительного восприятия;

  • произойдет активизация зрительных функций: совершенствуется прослеживающая  и глазодвигательная функции зрения, укрепятся мышцы глаз, сформируется устойчивая зрительная фиксация (локализация).

  • Повысится острота зрения. Разовьется бинокулярное зрение.

  • Улучшится зрительная память.

  • Совершенствуется мелкая моторика рук.

  • Активизируется познавательный интерес у детей с нарушениями зрения.

  • Родители овладеют практическими навыками сохранения и укрепления зрения детей


1.4.Методы реализации проекта:

  • словесные;

  • наглядные;

  • игровые;

  • практические.

II ЭТАП.   РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА.



п/п

Вид деятельности

(мероприятия)

Цель

Сроки проведения

Изучение литературы

Изучить  литературу  по проблеме проекта с целью внедрения ее в практику коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения.


Сентябрь

Разработка форм взаимодействия с участниками проекта

Обсудить мероприятия проекта с его участниками.


Сентябрь

Составление плана мероприятий для реализации проекта.

Обсудить план мероприятий проекта с его участниками.


Сентябрь

Анкетирование детей

Выяснить уровень знаний детей об охране зрения.

Сентябрь

Анкетирование родителей

Выяснить знания родителей о состоянии зрения ребенка, выполнение гигиенических правил зрительной работы детей в домашних условиях.


Сентябрь

Подбор дидактического, художественного, иллюстративного материала

Подобрать  материал с учетом состояния зрительных функций, уровня развития зрительного восприятия и индивидуальных особенностей детей.


Сентябрь

Методическое обеспечение.

Составление перспективных планов по разделам Программ, плана тематического взаимодействия с педагогами.

Подбор методической и художественной литературы.

Составление конспектов занятий по теме проекта, консультации для воспитателей, родителей.


Сентябрь


 

III ЭТАП. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.


п/п

Вид деятельности (мероприятия)

Цель

Сроки проведения

3.1.Развитие мелкой моторики рук у дошкольников.


Рамки с застежками
с пуговицами, шнурками, кнопками, крючками, ремнями, бантами, молниями.

Нанизывание бусин на шнурок. Шнуровка.
Перекладывание бусин пинцетом.
«Подбери гайку к болту» и др.

Образовательные задачи: самостоятельно научиться застегивать и расстегивать различные виды застежек; освоение последовательности действий.

Коррекционные задачи: тренировка пальцев рук; развитие координации движений глаз-рук.

Развитие зрительной координации, устойчивой фиксации (локализации); зрительного внимания, глазомера.

Воспитательная задача: развивать у детей самостоятельность, умение доводить начатое до конца.



В течение года

3.2.Сенсомоторное развитие детей.


Игры с пирамидкой, матрешкой, формочками-вкладышами.

Образовательные задачи: упражнять в умение сравнивать предметы по величине; выстраивать сериационный ряд.

Коррекционные задачи: повысить концентрацию внимания; улучшить координацию движений;

развивать визуальные ощущения, зрительное внимание; стереоскопическое зрение.

 

В течение года

3.3.Развития тактильного чувства у дошкольников.


Тактильные дощечки,
сравнение различных видов тканей.

Образовательные задачи: упражнять в определении различных качеств поверхностей, свойств предметов окружающего мира.

Коррекционные задачи: уточнить тактильные ощущения; чувственное сравнение и анализ качеств предметов; развивать концентрацию внимания, координацию движений.

Воспитательная задача: формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру.


  В течение года

3.4.Непосредственная образовательная деятельность с детьми.

1.

Тема: «Вот я какой!»

Продолжать знакомить с особенностями органа зрения, дать понятие о его значении в жизни человека. Учить избегать ситуаций, приносящих  вред зрению, обсудить вопросы гигиены. Воспитывать,  бережное отношение к своему зрению.


Сентябрь

2.

СБО для детей 5-6 лет. «Мой портрет».

 

Дать детям понятие о том, что глаза - одни из самых главных помощников человека, что благодаря им люди многое узнают о предметах.


Сентябрь

3.

 

СБО для детей 6–7 лет.

Экскурсия в кабинет охраны зрения. «Проверим наши глазки» 

Обобщить представления детей  о профессии врача-окулиста (офтальмолога).
Познакомить с некоторыми трудовыми действиями врача-окулиста.
Показать детям работу отдельных офтальмологических приборов.



Октябрь

4.

СБО для детей 6–7 лет «Секреты нашего тела».

 

Уточнить представления детей о глазах и их назначении. Закрепить знания о том что, полезно и вредно. Учить детей дополнять зрительную инфор­мацию той, которую они получают с помощью сохранных анализаторов.
Воспитывать у детей бережное отношение к своему зрению.


Декабрь


5.

СБО для детей 6–7 лет. «Наши помощники - глаза»

Расширять и дополнять знания детей о значении очков в их жизни, правилах обращения с очками. Воспитывать культурно-гигиенические навыки, бережное отношение к очкам

.
Декабрь

6.

СБО для детей 6–7 лет. «Береги зрение!».

Продолжать закреплять у детей представления о роли зрения в их жизни; формировать представления о своих собственных зрительных возможностях; подводить детей к пониманию назначения очков и необходимости их ношения.


Декабрь


7.

Рисование

«Красивые глаза»;

«Мой портрет»;

«Такие разные веселые очки!» 

Продолжать формировать у детей через художественно – творческую деятельность знания о строении глаз, назначении, ношении очков, средств коррекции.


В течение года

8.

СБО для детей 5-6 лет. «О чем говорят наши глаза?»

Продолжать формировать элементарные представления о роли органа зрения как одного из основных органов чувств в жизни человека. Научить детей элементарным способам сохранения зрения; выявить имеющиеся у детей и расширять знания детей о зрении людей и животных.


Декабрь


9.

СБО для детей 5-6 лет. «Если глазки видят плохо…»

 

Формировать представления детей о своих зрительных возможностях. Закреплять представление о необходимости пользоваться очками. Учить пользоваться вспомогательными сред­ствами - лупой, биноклем. Учить сравнивать и описывать свои зритель­ные впечатления, полученные в очках и без них.


Декабрь

10.

СБО для детей 6–7 лет. «Улыбка творит чудеса».

Учить детей передавать эмоции с помощью выражения глаз. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям.

Апрель

11.

СБО для детей 5-6 лет. «Угадай настроение».


С помощью зрения можно догадаться, какое у человека настроение.

Учить детей передавать эмоции с помощью выражения глаз.


Май

12.

«Глаза – наши верные помощники».

(Итоговое занятие)

 

Закрепить знания детей о том, что полезно, что вредно для глаз.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.

Воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание им помочь.


Апрель

13.

Совместная деятельность педагога, детей, родителей Брей-ринг «Умники и умницы».

(Вторая половина дня)

Обобщить полученные знания детей по охране зрения.

Учить понимать, какую информацию об окружающем можно получить с помощью зрения.


Май

3.5.Опытно – экспериментальная деятельность.

1.

«Легко ли выполнять задание, если один глаз закрыт?»

Путём экспериментирования установить, как видит человек во время окклюзии.



Октябрь

2.

«Поводырь»

Путём экспериментирования установить, как трудно слепому человеку ориентироваться в окружающем мире. Вызвать сочувствие к больному человеку, желание оказать ему помощь.


Октябрь

3.

«Как видят люди без очков и в них»

Помочь детям осознать необходимость ношения очков.

Ноябрь

4.

Рассматривание предметов через грязные и чистые стеклышки

Помочь детям получить опыт, что и как видят глаза через грязные и чистые стекла очков.

Расширять знания и навыки гигиенической культуры.


Декабрь

5.

Рассматривание предметов через лупу

Помочь детям получить опыт, что и как видят люди через лупу; её назначение.

Январь

6.

Рассматривание предметов через бинокль

Помочь детям получить опыт, что и как видят люди через бинокль; его назначение.

Февраль

7.

СБО для детей 6–7 лет. «Свет мой, зеркальце, скажи…»

Знакомство детей со свойствами стекла, его возможностями.

Апрель

8.

«Кто, как видит?» (Заяц, птица, крот, змея, лягушка, рыбы, собака и кошка)

Учить устанавливать причинно - следственные связи в природе (зависимость особенностей зрения животных от среды их обитания и образа жизни)

Март-май

3.6.Дидактические игры

1.

«Глаза могут не только смотреть», «Глаза – зеркало души», «Глаза умеют принимать и подавать сигналы», «Что я вижу одним глазом?», «Есть ли у глаз помощники?»

С помощью зрения можно догадаться, какое у другого человека настроение (весёлое или грустное).

С помощью зрения можно понять отношение взрослых к тебе и тому, что ты делаешь, как себя ведёшь (Об этом свидетельствует ласковый, сердитый или удивлённый взгляд).








В течение года

2.

«Какие продукты полезны для глаз»,

«Полезно – вредно»,

«Что любят наши глаза?»,

«Чудесный мешочек»

Познакомить детей с основными правилами охраны зрения.

Сформировать представления о том, что вредно для зрения, а что полезно.


3.

«Зоркий глаз»

Тренировать зрительное внимание, фиксацию взора, локализацию.


3.7.Беседы  с детьми.

1.

«Что ты знаешь о глазах?»


Определить существующий объём знаний детей о зрении; выявить имеющиеся у детей знания о зрении людей и животных.

Сентябрь

2.

«Как устроены наши глаза?»

Дать детям  знания о строении глаза, соответствующие возрастным  особенностям.

Октябрь

3.

«Мы за здоровье наших глаз!»

«Береги глаз, как алмаз!»


Глаза – важный орган. Они помогают многое узнать об окружающем мире, увидеть его красоту и многообразие, понять окружающих людей и то, что они делают.

Глаза помогают быстрее и точнее выполнять различные действия с предметами.


Ноябрь

4.

Как сохранить хорошее зрение?

Закрепление полученных знаний
у детей об органах зрения – глазах.

Декабрь

5.

Правила ухода за очками.

Познакомить детей с правилами ухода за очками.

Январь

6.

Домик для очков.

 

Дать детям информацию, для чего нужен футляр для очков. Прививать аккуратное отношение к очкам в игровой форме.


Февраль


7.

«Гигиена глаз» 

Обучать детей гигиеническим навыкам по уходу за газами, средствами коррекции.

Март

8.

Отгадывание загадок
о зрении

 Закреплять умение детей отгадывать загадки, создать радостное настроение

Апрель

9.

Мультфильм «Жирафа и очки»  1978 г.

Отметить необходимость ношения очков.

Май

10.

«Обидное слово – очкарик?»

Воспитывать у детей толерантное отношение к сверстникам.

Май

11.

Чтение стихов О. Орлова «Береги свои глаза», «Косоглазие», «Операция», «Про глаза и очки» и др;

Басня А. Крылова «Мартышка и очки»

Рассказать и помочь детям запомнить основные функции глаз, о том, что нужно заботиться о своем зрении с детства.


В  течение года


3.8.Комплексы зрительной гимнастики


«Волшебный лес», «Кто, где живет?», «Наши глазки», «Как на горке снег…», «Машины», электронные зрительные гимнастики и др.

Освоить с детьми приёмы оказания помощи своему зрению: гимнастика для глаз, глазодвигательные тренинги, пальминг; упражнения для снятия зрительного напряжения, развитие глазодвигательных функций, укрепление глазных мышц.



В  течение года



3.9.Комплексы пальчиковой гимнастики


«Наша группа», «Семья», «Алые цветы», «Ёж», «Компот», «Космонавт» и др.

Развитие тактильной чувствительности, координированного движения пальцев и кистей рук.
Увеличение подвижности пальцев
 Массаж  активных точек на пальцах и ладонях



В течение года

3.10.Альбомы, детская энциклопедия


Рассматривание картинок «Как устроен человек» (органы чувств – зрение);

«Правила бережного отношения к зрению» и др.
Упражнения на развитие зрительного внимания «Внимательные глазки», «Что художник перепутал?», «Дорисуй вторую половину», «Что лишнее?», «Чего не хватает?», «Кто спрятался?» и т.п.

Иллюстрации «Собака поводырь»

С помощью картинок познакомить детей с правилами бережного отношения к своему зрению.
Тренировка зрительных анализаторов, развитие 
целостного восприятия, внимания.
Развитие зрительного внимания, восприятия форм, цвета.
Учить обводить по контуру, вычленять предметы из группы предметов. Развивать глазомер, зрительное восприятие. 
Развитие кратковременной и долговременной зрительной памяти, мелкой моторики.

Рассказать, какую помощь оказывают животные слепым людям.

 






В течение года

3.11.Сюжетно - ролевые игры с детьми.

1.

«Поликлиника.

На приеме у окулиста».


Закреплять знания детей о труде врача-офтальмолога; создать положительное отношение к ношению очков и окклюзий. Вызвать уважение к труду врача.

Совместно с детьми сделать окклюдоры для кукол.



В течение года

2.

«В магазине оптики»

3.

«Кукле Кате нужна наклейка»

4.

«Больница»

3.12.Взаимодействие с родителями

1.

Папка - передвижка

«Что нужно знать о детских глазах?»

Дать информацию о признаках нарушения зрения у детей.  На  что нужно обращать внимание, чтобы выявить зрительную патологию?


Сентябрь

2.

Родительское групповое собрание «Задачи воспитания и обучения детей с ОВЗ. Работаем по ФГОС».

Пропаганда тифлопедагогических знаний среди родителей: индивидуальное консультирование

по результатам проведенной диагностики.

Детское зрение. Защита и профилактика.


Сентябрь

3.

Индивидуальные консультации для родителей по проблемам, связанными с особенностями развития детей с нарушением зрения.

Дать индивидуальные рекомендации по воспитанию, обучению детей с нарушениями зрения.


В течение года

4.

День открытых дверей "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались...".

Знакомство родителей с режимом, занятиями, предметно-развивающей средой МДОУ. Индивидуальные консультации для родителей.



Октябрь


5.

Оформление информационного стенда на тему: "У вас растет особый ребёнок"

Рекомендации о том, как заниматься с ребенком в домашних условиях


Ноябрь

6.

Рекомендации на тему: "Особый ребёнок"

Шпаргалки для заботливых родителей


Декабрь

7.

Оформление стенда на тему:

«Комплексы упражнений для профилактики близорукости»

Предложить родителям комплексы зрительных гимнастик, самомассаж биологически активных точек на лице для сохранения зрения у детей.



Декабрь

8.

Буклет для родителей на тему: " Как сформировать правильную осанку"

Оказание родителям педагогической поддержки.



Январь

9.

Шпаргалка для родителей на тему: "Как правильно смотреть телепередачи?"

Рассказать о правилах просмотра телевизора детьми с нарушением зрения. 


Январь

10.

Посещение родителями занятий учителя-дефектолога, воспитателей.

Отметить успехи и неудачи ребенка. Найти решения проблем ребенка. Установление доверительных отношений между педагогами и родителями.


Февраль

11.

Консультация на тему: «Готовим руку к письму».

Рассказать родителям о необходимости развития осязания и мелкой моторики.
 Предложить игры  на развитие осязания и мелкой моторики.


Март

12.

Оформление стенда на тему: "Скоро в школу мы идем"

Предложить родителям игровые  упражнения для снятия зрительного утомления.


Апрель

13.

Консультация на тему: «Советы тифлопедагога родителям будущего первоклассника».

Рассказать о важности проведения зрительной гимнастики. 
Познакомить с правилами ее проведения. 
Предложить комплексы для проведения с детьми дома.


Май

14.

Оформление стенда на тему: "Как оздоровить ребёнка летом?"

Реко­мендации по даль­нейшему оздоровлению де­тей с нарушениями зрения в летний период.



Май

15.

Выставка - конкурс

«Берегите зрение!» - изготовление плаката


Дать знания родителям о мерах по профилактике нарушений зрения детей, защите детского зрения.


Май

IV. Заключительный этап проекта.

1.

Обработка и анализ материалов проекта.

Обобщить опыт по проделанной работе по теме проекта

Май

2.

Индивидуальные беседы с родителями о достигнутых результатах, проблемах и достижениях.

Информировать родителей о проделанной работе, привлечь их к сотрудничеству, повысить их ответственность за ребёнка.


Май

3.

Создание коллекции приспособлений для глаз (калейдоскоп, очки солнечные, бинокль, увеличительное стекло и т.д.)

Дать знания детям, что у людей есть разные полезные приспособления-предметы для глаз, вызвать интерес и формировать положительное отношение к таким предметам.


Май


4.

Круглый стол. «Наши успехи, достижения».

Информировать родителей о полученных результатах в ходе проекта, проблемах которые возникали. 
Обмен мнениями о проведенной работе, обсуждение планов на будущее.



Май





V. ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.










СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.


  • Гаврилко Т.И. Динамика понимания эмоционального состояния других людей слабовидящими младшими школьниками/ Автореферат диссертации. – Мн., 2002;

  • Ермакова М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – Москва – Воронеж, 1998;

  • Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком. Период раннего детства. – М., 2001;

  • Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. – М., 2000;

  • Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения /Под ред. Феактистовой В.А. – Спб., 1995;

  • Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. – М., 2001;

  • Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб., 2001.

  • Голицына Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», Москва, 2010;

  • Иванова А.И. «Человек. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду», Москва, 2010;

  • Малева З. «Создание условий для охраны и восстановления зрения у дошкольников», журнал «Здоровье дошкольника», №3, 2010;

  • Малева З. «Самоучитель для будущего первоклассника, желающего сохранить зрение к пользе учения», журнал «Здоровье дошкольника, №1, 2009;

  • Подколзина Е.Н. «Ребёнок с нарушением зрения», журнал «Здоровье дошкольника», №1, №3, №4, 2008;

  • Решетнёва Г. «Здоровье ребёнка и общество», журнал «Здоровье дошкольника», №1, 2008;

  • Сиротюк А. «Всё хорошо вовремя», журнал «Здоровье дошкольника», №3, 2008.


























ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение №1



АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ.


Цель: узнать, какой информацией владеют дети по охраны зрения.


Детям были предложены вопросы:

  1. Для чего нужны глаза?

  2. Зачем нужны веки и ресницы?

  3. В каких случаях может возникнуть повреждение глаз?

  4. К какому врачу надо обратиться за помощью, если ты повредил глаза?

  5. Что вредно и что полезно для глаз?

  6. Как надо беречь свои глаза?






































Приложение №2


ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.


Эти упражнения способствуют восстановлению зрения независимо от характера имеющихся нарушений – близорукости или дальнозоркости. Предлагаемые упражнения укрепляют мышцы глаз, тонизируют мышцы радужной оболочки и хрусталика, активизируют весь нервно-мышечный аппарат зрительного анализатора. Упражнения повышают способность к сосредоточению внимания.


Рекомендации к выполнению

Занятия желательно проводить дважды в день. Время выполнения упражнений может составлять от 20-40 секунд до 50 минут.
Упражнение делают до тех пор, пока не захочется моргнуть или когда глаза начнут слезиться. Нельзя доводить себя до сильного утомления.


Комплекс упражнений

Расслабление глаз.

Закрыть глаза и расслабить веки. Можно мысленно погладить глаза теплыми, мягкими пальцами. Почувствовать, как глазные яблоки совершенно пассивно лежат в глазницах. Время расслабления от 1 до 5 минут.
Эффект: упражнение усиливает кровообращение, предохраняет от переутомления и служит профилактикой против ухудшения зрения.


Фиксация взгляда.

Принять устойчивую позу. Поочередно переводить взгляд с кончика носа на линию горизонта или на любую удаленную точку, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд. Выполнять от 1 до 3 минут.

Фиксация взгляда на ногте среднего пальца. Выполняется аналогично предыдущему упражнению.

Эффект: помимо общеукрепляющего воздействия на глаза – фиксация взгляда способствует развитию навыков мыслительной концентрации и сосредоточения, повышает способность хрусталика фокусировать зрение на разные расстояния.


Вращение глаз.

Принять устойчивую позу. Спину и голову держать прямо. Вращать глазами, как бы описывая ими восьмерку, медленно скользя по краю глазницы. Выполнять в одну и в другую сторону. Также можно описывать не только горизонтальную и вертикальную восьмерку, но и различные геометрические формы.
Эффект: упражнение тренирует двигательные мышцы глаз, повышает способность к точной фокусировке, улучшая тем самым зрение.

  

Гимнастика для глаз показана всем, кто страдает глазной патологией, испытывает зрительное напряжение, а также для профилактики расстройств при нагрузке на глаза. Гимнастика восстанавливает зрение при спазме аккомодации, зрительном утомлении. 








Приложение №3




ПАЛЬМИНГ.


   Не только расслабляет мышцы глаз, но и является основой для развития творческого воображения. 
Пальминг необходимо проводить сидя, положив локти на стол и максимально расслабив руки. Следует энергично потереть ладошки друг о друга, сделать их «горячими». Поставить локти на стол и мягко закрыть глаза. Прикрыть глаза ладонями рук крест-накрест так, чтобы пальцы одной руки легли на пальцы другой, а ладони, сложенные чашечкой, закрыли глаза. Недопустимо давить на глазные яблоки. Не ограничивать дыхание, не закрывать нос.  Хорошо проводить пальминг под музыкальное сопровождение в течение 2-3 минут после зрительного напряжения при работе вблизи (рисование, прописи, рассматривание рисунков с мелкими деталями и др.)







































Приложение №4


Тема НОД: «Глаза – наши верные помощники»

(Итоговое занятие по проекту)


Цель: дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека.


Программные задачи:

  • показать, какую роль играет зрение в жизни человека.

  • Закрепить знания детей о том, что полезно, что вредно для глаз.

  • Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.

  • Воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание им помочь.


Материалы и оборудование: проектор, магнитофон, муляжи продуктов, конусы, 2 повязки для глаз, картинки – пазлы, листы А - 4.


Ход занятия:

I.Заинтересовывающий момент.

В зал входит Витаминка – учитель-дефектолог: Здравствуйте, ребята!

Дети здороваются с Витаминкой.

Витаминка: Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Вот послушайте:

«Мы посмотрим на кота.

На картинки, сказки,

Но для этого нужны

Всем нам очень …»

Дети: Глазки!


Витаминка: Молодцы, ребята, быстро отгадали эту загадку. Послушайте тогда другую, сложнее:

«Есть у каждого лица

Два красивых озерца,

Между ними есть гора.

Назови их детвора».

Дети: Это глаза!


Витаминка: Ух, ты! Опять отгадали! Ну, вот вам тогда еще одна загадка:

«На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются».

Дети: Это тоже загадка про глаза!

При затруднении детей загадка читается еще раз, при этом взрослый сопровождает чтение показом на своем лице.

Витаминка: Правильно, ребята. Вы все загадки отгадали. И все загадки я вам загадала про… Дети: Про глаза.

- Кто догадался, о чем мы будем сегодня беседовать? (Ответы детей.)


II. Основная часть.

1.Витаминка: А вот я знаю, что в вашей группе есть девочка, которая знает стихотворение Натальи Крушевицкой «Глаза».


«Умеют они и грустить и смеяться,

Умеют они чудесам удивляться:

Цветущей ромашке и мотылькам,


Белым корабликам – облакам,

Радуге, будто пришедшей из сказки –

Всё замечают зоркие глазки».

(Н. Крушевицкая)

Витаминка: А у вас есть глаза? Сколько у вас глаз? Где они находятся? Как расположены? Какого цвета? (Ответы детей).

- А можно ли по глазам человека определить его настроение? (ответы детей)


2.Дидактическая игра «Передай настроение»

Витаминка предлагает детям поиграть в игру «Передай настроение»

Дети изображают при помощи мимики разное настроение: грустное, веселое, сердитое (злое, спокойное, серьезное, удивленное, задумчивое (мечтательное). Один ребенок изображает задуманное настроение, при этом закрыв часть лица так, что бы видно было только глаза, а другие дети угадывают. После того, как настроение угадано, воспитатель спрашивает: когда и почему бывает такое настроение?


3.Музыкальная разминка «Я расту»

Витаминка: Ребята, вы молодцы! А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и сделать зарядку.

4. Беседа

Витаминка: Ребята, а у кого очень зоркое зрение? (У орла). А кто видит лучше всех ночью или в темноте? Дети: сова, кошка

Витаминка: Человек не такой зоркий, как орел, и в темноте он не видит. Но глаза у человека именно такие, какие нужны ему. Глаза – наши главные помощники. Почему глаза – наши главные помощники?

Дети: Они помогают нам видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, размер.

Витаминка: Правильно! А как сохранить свое зрение и как ухаживать за своими глазами тоже знаете?

Дети: Да! (читают стихи)

«Помни: вреден телевизор,

Если глаз к экрану близок.

И, конечно, вредно глазу,

Если смотришь много сразу.


Знают взрослые и дети

Что читают лишь при свете,

В темноте нельзя читать-

Зренье будет уставать.

Вы запомните все сразу:

В глаз легко внести заразу!

Глаз не трогай рукавом -

Только чистеньким платком!


Если нет в еде порядка,

Увлекаться если сладким,

Надо всем запомнить впредь –

Можно тяжко заболеть…



5.Дидактическое упражнение «Магазин»

Витаминка: Ого! Какие интересные стихи вы знаете! А как надо питаться, что бы была польза для глаз, знаете? Сейчас мы проверим!

Дети должны из многообразия продуктов выбрать те, которые принесут пользу для организма человека.


6.Зрительная гимнастика

Витаминка: Молодцы, ребята! А вот вы знаете, что надо делать, если вдруг ваши глаза устали?

Дети отвечают (один из ответов – делать гимнастику для глаз)

Витаминка: правильно! И сейчас мы с вами ее сделаем. Если глаза устали, нужно выполнить такие упражнения:

– Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторить 5 раз.

– Погладьте веки кончиками (подушечками) пальцев.

– Делайте круговые движения глазами – налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз.

– Вытяните руку вперед. Взглядом следите за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, потом медленно отодвигая обратно.

Витаминка: отдохнули ваши глаза? Дети: Да!

7.Дидактическая игра «Собери пазл»

Витаминка: Какой предмет, помогает людям, видящим плохо?

- Для каких целей люди используют очки?

Дети: При плохом зрении, от яркого солнца, для защиты от внешних повреждений.

Витаминка: Ребята, назовите мне сказочных героев, которые тоже носили очки.

Дети: Айболит, Мудрая сова, Знайка, Кролик из Вини – Пуха, черепаха Тортилла и пр.

Витаминка предлагает детям поиграть в игру «Собери пазл»

Дети делятся на 2-3 подгруппы, им дается несколько разрезанных картинок, на которых изображены герои, которые носят очки. Надо собрать картинки.


8. Подвижная игра «Поводырь»

Витаминка: А скажите мне, пожалуйста, ребята, легко ли жить человеку, который плохо видит или вообще не видит? (Ответы детей.)

Витаминка: А как называют людей, которые плохо видят и носят очки?

- Вот «очкариками» их точно называть нельзя. Это обидно!

- А как называют людей, которые вообще ничего не видят? Как такие люди передвигаются? (Ответы детей.)

Витаминка: я предлагаю вам поиграть в игру «Поводырь».

Дети встают парами. Одному ребенку завязывают глаза, а другой ведет его вокруг фишек. Затем дети меняются ролями.

Витаминка: Сложная игра? Вот так сложно жить слепым людям!


III. Подведение итогов.

Витаминка: Наше занятие прошло не зря! Вы много знаете, что надо делать для того, чтобы сберечь свое зрение. А я вас призываю: «Берегите свое зрение!».

Витаминка прощается и уходит.



























ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

  • Дети познакомились с органом зрения, узнали о его строении, значении для человека. Узнали, какие причины вызывают ухудшение зрения.

  • Поняли, что необходимо внимательней относиться к себе, к своему здоровью.

  • Созданы условия для сохранения зрения, проводится гимнастика для глаз.

  • Дети знают основы ухода за своими глазами, стремятся следить за своим здоровьем, напоминают друг другу правила сохранения зрения.

  • Имеют представления о способах оказания первой помощи при легких травмах. Сформирован устойчивый интерес у родителей к проблеме укрепления и сохранения зрения у детей

  • Пополнился дидактический материал в группе.

  • Оформление материалов проекта.







26



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Судина Яна Павловна, Чеснокова Виктория Александровна

Дата: 14.01.2019

Номер свидетельства: 495346


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1880 руб.
2350 руб.
2020 руб.
2530 руб.
1690 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства