kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогические условия формирования первичных представлений о массе и ее измерении у детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опытно - педагогическая работа по формированию превичных представлений о массе и ее измерении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогические условия формирования первичных представлений о массе и ее измерении у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогические условия формирования первичных представлений о массе и ее измерении у детей старшего дошкольного возраста


Формирование у детей представлений о величине является ключевым компонентом в усвоении элементарных математических представлений, способствует расширению представлений о свойствах предметов, развитию навыков дифференцировать эти свойства, выделять их из множества других. В детском саду изучаются такие величины, как длина (ширина, высота), масса, объем, площадь, время. Познавательное значение формирования представлений о величине у старших дошкольников состоит в том, что для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину, как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания ребенком каждого предмета окружающего мира в отдельности, но и для понимания отношений между предметами. Формирование умения старших дошкольников определять, называть, сравнивать величины предметов оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей деятельности.

Осознание величины предметов детьми старшего дошкольного возраста положительно влияет на их умственное развитие, так как связано не только с развитием способности отождествления, распознавания, сравнения, обобщения, но и постепенно подводит детей к пониманию величины как математического понятия, готовит их к усвоению в школе соответствующего раздела математики. В процессе овладения детьми измерением величин в дошкольном возрасте у детей возникают предпосылки учебной деятельности, развиваются способности осознавать цель, осваивать способы достижения, подчиняться правилам, решать практические и учебные задачи. Формирование понятий о величине способствуют развитию многих математических представлений и понятий, с помощью которых можно решать практические и бытовые задачи.

Измерение общепринятыми мерами длины, массы, вместимости сосудов является частью математических знаний. Счет предметов и простейшие измерения - это два вида деятельности, которые тесно связаны с элементарными потребностями человека.

В ФГОС ДО в линии математического развития указано, что для того, чтобы обеспечить математическое развитие детей на этапе дошкольного детства, следует сформировать в них предпосылки математического мышления, отдельные логические структуры: сенсорные процессы, словарь и связную речь, систему математических представлений, начальные формы учебной деятельности и тому подобное. Зачастую, в литературе детально рассматриваются такие параметры величины как длина и объем, при этом изучению массы уделяется немного внимания. Отсюда возникает вопрос «Как же все-таки формировать представления о массе у дошкольника?»

Мы провели свою опытно-педагогическую деятельность, она делилась на три этапа.

На первом этапе мы провели: диагностику по выявлению уровня формирования представлений о массе и ее измерения у дошкольников.

На втором этапе была проведена работа с детьми по формированию представлений о массе и ее измерения в процессе внедрения разработанной нами системы игр и игровых заданий в образовательную деятельность, оформленной предметно-развивающей средой и во взаимодействии с родителями детей.

На третьем этапе были проведены повторная диагностика с целью выявления уровеня формирования представлений о массе и ее измерения у дошкольников.

Цель первого этапа опытно-педагогической деятельности заключалась в выявлении уровня форсированности представлений о массе предметов у детей 6-7 лет.

Детям предлагались диагностические задания целью которых было выявление уровня сформированности умения измерять массу сыпучих веществ с помощью условной мерки; умения измерять массу сыпучих веществ с помощью измерительных приборов.

Нами были проанализированы все три диагностических задания и мы увидели, что сформированность представлений о массе у детей недостаточно высока. Основная масса детей имела низкий и средний уровни (почти поровну) и лишь 11% имели высокий уровень сформированности математических представлений о массе предметов. Дети с высоким уровнем были более чувствительны к изменениям массы и смогли произвести сериацию предметов не более чем с 2-мя ошибками. Кроме того, ошибившись, дети смогли объяснить свою ошибку и устранить ее.

Проанализировав полученные нами данные, было решено реализовать разработанную нами систему игр и упражнений в образовательную деятельность. В ходе занятий детям регулярно предлагались задания, которые представляли собой задачи в игровой форме.

Игры и упражнения проводились во второй половине дня в совместной организованной деятельности. Для организации игровой деятельности использовались индивидуальные и подгрупповые формы работы.

На втором этапе нашей опытно – педагогической деятельности нами проведены были следующие дидактические игры: «Измерь массу, покажи результат», «Поможем гномам», «Весовые качели».

В дидактической игре «Измерь массу, покажи результат» перед детьми были весы, гири, различные предметы (кубики деревянные, пластмассовые кирпичики, карточки с цифрами.). Дети упражнялись в измерении массы предметов. Ребенок взвешивает предмет и показывают с помощь карточки результат измерения. Другой ребенок проверяет. Для лучшего усвоения материала было предложено несколько вариантов данной игры, например:

  1. Сначала ребёнок показывает с помощью карточки вес предмета, а другой ребёнок старается сначала на глаз найти предмет указанной массы, а потом проверить массу предмета с помощью весов

  2. С закрытыми глазами ребёнок выбирает карточку с цифрами, которые обозначают вес предметов. Затем ребёнок старается сначала на глаз найти предмет указанной массы, а потом проверить массу предмета с помощью весов.

В дидактической игре «Поможем гномам» детям было предложено три одинаковых на вид мешочка, но разные по наполнению, весы и метки с цифрами. Дети упражнялись в сравнении масс при взвешивании на руке и весах, определяли результат меткой с цифрами. Ребенок пробует «взвесить» мешочки на руке и определяет их все, проверяет свой результат на весах. Для лучшего усвоения материала было предложено несколько вариантов данной игры, например:

  1. У Машеньки сундучки одинаковые по размеру, но разные по массе.

  2. Расположи сундучки в порядке возрастания.

В дидактической игре «Весовые качели» детям были предложены 3 вида плюшевых игрушек, 2 качели – качалки, весы с гирями и чашами. Дети упражнялись в сравнении массы при взвешивании на весах, приходили к выводу, что масса предметов и их длина не зависит от их количества. На одну сторону качелей дети сажали медведя, а на другую других животных, пока качели не уравновесятся. Измеряли вес медведей только в белочках или только в собачках, сравнивали чей вес больше. Также дети измеряли вес медвежонка с помощью весов и гирь. Было предложено несколько вариантов данной игры для усвоения материала. Например:

  1. Буратино хочет взвесить свои фигурки и узнать какие тяжелее, но не умеет пользоваться весами. (деревянные геометрические формы: 2 прямоугольника, 5 квадратов и 5 треугольников).

  2. Незнайка хочет всем показать, какой у него большой и тяжелый мячик. (мяч, кирпичики пластмассовые и треугольники деревянные)

В результате проведения дидактических игр мы формировали умение детей взвешивать правильно предметы и показывать результат цифрами, измерять, сравнивать массу предмета при взвешивании на руке, обобщать полученный результат.

Мы провели сюжетно ролевую игру «Магазин» в нескольких вариациях. Дети измеряли массу фруктов, овощей, собирали корзину с овощами определенного веса. Роли в этой игре были следующие: продавец, покупатели. Продавец на настоящих весах, осуществляя измерительную деятельность предметов по массе, обслуживает своих покупателей. В понедельник главную роль продавца играли мы, а в другие дни недели в сюжетно-ролевую игру «Магазин» дети играли парами или группами. В результате каждый ребёнок в течение недели побывал в роли продавца, то есть он взвешивал предметы по массе на весах. Работа с весами очень понравилась всем детям. В процессе измерительной деятельности они были очень внимательные и исполнительные. В результате этой игры дети увидели предметы, которые отличаются по массе и научились пользоваться весами. В ходе сюжетно – ролевой игры у детей формировалось умение обыгрывать роль продавца и покупателя, формировали умение различать предметы по массе, собирать из нескольких частей одно целое.

Сюжетно-ролевые игры проводили в соответствии с методикой. Этапы этих игр следующие: создание воображаемой ситуации, распределение ролей и действий, реализация замысла. Для создания воображаемой ситуации была оформлена витрина магазина «Продукты». Здесь находились в пакетах разные виды круп. Роли в этой игре были следующие: продавец, покупатели. Продавец на настоящих весах, осуществляя измерительную деятельность предметов по массе, обслуживает своих покупателей. В понедельник главную роль продавца играли мы, а в другие дни недели в сюжетно-ролевую игру «Магазин» дети играли парами или группами. В результате каждый ребёнок в течение недели побывал в роли продавца, то есть он взвешивал предметы по массе на весах. Работа с весами очень понравилась всем детям. В процессе измерительной деятельности они были очень внимательные и исполнительные. В результате этой игры дети увидели предметы, которые отличаются по массе и научились пользоваться весами. А на следующей неделе мы продолжили сюжетно-ролевую игру, но изменили сюжет «Овощи». На следующий день продавцом были желающие дети. Так во время игры каждый ребенок мог побыть как продавцом, так и покупателем и поучаствовать в измерительной деятельности по определению массы предмета.

Также были проведены практические работы по формированию представлений о массе и ее измерении: «Что такое масса? Сравнение предметов по массе.», «Взвешивание предметов на пружинных весах со шкалой деления 100 г.», «Взвешивание мелких предметов на чашечных весах, используя разновесы», «Взвешивание на напольных весах» взвешиваются до обеда и после. «Покушал и подрос!» - дети подходят к такому выводу.

Практическая работа по измерению массы проводилась как до обеда, так и после сна. В результате практических работ у детей получилось сравнивать предметы по массе, научились пользоваться пружинными и чашечными весами. Практические работы проводили в совместной деятельности воспитателя с детьми. Практическая работа по теме «Взвешивание предметов на пружинных весах со шкалой деления 100» привлекла внимание всех детей, так как появился новый прибор измерения массы. Дети внимательно рассмотрели строение пружинных весов и узнали, что он состоят из корпуса, крючка и шкалы. Самым интересным для детей было взвешивание массы предметов пружинными весами. Выполняли действия они по алгоритму: возьми весы, прикрепи на крючок предмет, и по шкале посмотреть сколько весит предмет. Эта практическая работа носила индивидуальный характер, так как ребенок, который определил массу предмета, мог переходит в другую самостоятельную деятельность. Пружинные весы лежали в математическом уголке в свободном доступе для ребенка, мы только ежедневно наполняли пакеты для взвешивания.

Практическая работа по теме «Взвешивание мелких предметов на чашечных весах, используя разновесы» привлекла внимание детей тем, что они не видели таких весов. Дети внимательно рассмотрели и узнали, что они состоят из двух одинаковых чашечек, механизма для взвешивания и ещё у этих весов есть гири от 1 до 10 г. На левую чашку весов ставят взвешиваемый предмет.

На правую чашку весов ставят подходящую граммовую гирю. Если чашка с гирями перевешивает, то снимают поставленную гирю и заменяют ее следующей с меньшей массой. Если предмет тяжелее гири, то добавляют следующую. Каждый ребёнок попробовал взвесить предметы на таких весах.

Практическая работа с напольными весами позволила нам решить и воспитательные задачи по вопросу правильного питания ребенка. Работа дошкольников с напольными весами проста. Алгоритм взвешивания был понятен всем детям: встал на весы и посмотрел на числовые данные своей массы тела. Пользовались дети напольными весами до обеда и после обеда и делали вывод «Покушал и подрос!» Еще наблюдали за изменением массы тела после выходного дня. В результате выполнения практических работ у детей сформировалось умение сравнивать массу предмета до и после выполнения определенных действий. У детей повысился уровень представлений о массе и её измерении.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе строилась в соответствии с возрастным возможностям детьми 6-7 лет и следующими принципами:

1.Наша среда обладала транспортируемостью пространства. Изменения происходили в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей. Во время образовательного процесса столы в группе объединяли в один общий, когда проходила коллективная работа такая как изучение работы пружинных весов. В уголке экспериментирования мы организовывали музей разнообразия весов, для измерения массы предметов.

2. Полифункциональность материалов. Предполагало возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, детской мебели, ширм, столов и т. д. Игровые маркеры использовались в детской игре по замыслу ребенка (Магазин, «Весовые качели», «тяжелее – легче»). Дети взвешивали кубики и треугольники, измеряли массу мягких игрушек - мишка, собачка и белочка. Также для измерения массы использовали кубики пластилина. Для игры в магазин передвигались столы, чтобы организовать обширную пространственную среду в сюжетно-ролевой игре.

3. Вариативность среды. В группе было пространство для различных игр с использованием измерения массы предметов («Магазин», «Супермаркет», « Столовая» и др.); наличие разнообразных измерительных приборов и оборудования, обеспечивающих организацию образовательной и игровой деятельности; периодическую сменяемость материалов, появление новых предметов, стимулирующих измерительную деятельность детей.

4. Наша среда была доступна воспитанникам, они имели доступ к дидактическим играм, измерительным приборам, обеспечивающим измерительную деятельность.

5. Безопасность развивающей предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Для формирования у воспитанников измерительных умений массы предметов в Центр познания и экспериментирования были размещены измерительные приборы: мерный стакан, мерная кружка, ложки (столовые, десертные, чайные), весы с чашами, грузики; напольные весы, безмен, совочки.

Игровая зона была расширена за счет оборудования для игр «Столовая», «Супермаркет». Зона игры «Супермаркет» была представлена в виде отделов магазина «Бакалея», «Кулинария», «Овощи – фрукты». Каждый отдел был наполнен необходимым для игры оборудованием и материалами: измерительными приборами, игровой атрибутикой и игровыми материалами способствующих формированию и закреплению умений измерять массу предметов.

Нами была проведена консультация с родителями. Результат проведения консультации с родителями нёс в себе положительный отклик в вопросах математического развития ребёнка. Родители стали обращать внимание на понятие «масса» и «измерительная деятельность». Благодаря просвещению родителей дети и в домашних условиях стали получать знания о том или ином предмете, о его массе и даже о профессиях, в которых люди пользуются весами. Из наших методических рекомендаций родители могли взять для себя сюжетно-ролевые игры, практические работы, дидактические упражнения. (Приложение 6)

На третьем этапе опытно – педагогической деятельности мы повторно провели с детьми диагностику по «Формированию представлений о массе и ее измерения у дошкольников». В процессе выполнения заданий детьми мы, так же, как и на первом этапе, вели наблюдение.

Высокий уровень сформированности представлений о массе и ее измерении у дошкольников показали 5 воспитанников (26%), средний уровень – 9 детей (58%), на низком уровне находится 3 ребенок (16%).

Таким образом, анализ результатов нашей опытно - педагогической работы показал, что уровень развития сформированности представлений о массе и ее измерения у дошкольников после проведения основного этапа изменился в лучшую сторону.

Проведение основного этапа опытной работы показало, что эффективное формирование представлений о массе и ее измерения у старших дошкольников возможно при создании следующих условий:

-обогащение развивающей предметно-пространственной среды средствами измерения: условными мерками и измерительными приборами; разными предметами для измерения массы;

- использование в образовательной деятельности по формированию представлений о массе и ее измерения игровой технологии (сюжетно-ролевые и дидактические игры);

-выполнение практических упражнений по формированию представлений о массе и ее измерении;

- взаимодействие с родителями по формированию представлений о массе и ее измерении

Результаты заключительного этапа опытной работы показали, что при таких условиях у детей 6-7 лет формируется умение измерять массу предметов. Анализируя свой опыт исследовательской работы можно отметить, что нами выбраны эффективные методы, средства обучения детей дошкольного возраста.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Юлия Геннадьевна Нерух

Дата: 15.06.2024

Номер свидетельства: 652852


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства