Педагогическая находка Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста
Педагогическая находка Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста
Представлен материал "Педагогическая находка Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста". В материале представлены игры и упражнения на развитие медполушарного взаимодействия и представлена значимость данных игр и упражнений для развития речи дошкольников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогическая находка Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста»
Педагогическая находка: Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Слайд 1
Представляю Вашему вниманию свою педагогическую находку «Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста при помощи использования нейроигр».
Слайд 2.
Начать своё выступление хотелось бы со слов советского ученого, создателя науки о высшей нервной деятельности Ивана Петровича Павлова «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Слайд 3.
Что же такое Межполушарное взаимодействие? Это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему.
Всем вам известно, что мозг человека состоит из двух полушарий левого и правого. Левое полушарие мыслит логически, а правое – творчески. У кого-то лучше функционирует левое полушарие, у кого-то правое, а самый хороший вариант, когда функционируют оба полушария головного мозга. Когда связь между полушариями слаба, ведущую роль берет на себя сильное, следовательно, функциональность другого блокируется. Это приводит к тому, что ребенок испытывает дезориентацию в пространстве, ему трудно дается обучение письму и чтению, нарушаются зрительное и слуховое восприятие, возможно неадекватное эмоциональное реагирование на различные жизненные ситуации. В результате ребенок с трудом усваивает обучающий материал и становится мнительным.
Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи, ведь именно дошкольный возраст является наиболее лучшим периодом для их развития.
Анализируя вышесказанное, актуальной становится проблема поиска эффективных путей развития межполушарных связей на занятиях в целях осуществления полноценной подготовки детей к школьному обучению.
Слайд 4.
Вот уже несколько лет я работаю с детьми с ОВЗ и ОНР. В своей работе часто сталкиваюсь с невнимательностью у детей, неспособностью сосредоточиться и правильно выполнить заданную работу. Чаще всего это не связано с тем, что ребенок не хочет быть успешным или не старается.
Каждый год увеличивается количество детей, у которых возникают трудности при освоении программного материала, увеличивается количество детей с нарушениями речи.
Проведя наблюдение за детьми в разнообразных видах деятельности, я увидела, что у детей есть проблемы, которые необходимо исправить новыми методами и приемами.
Я искала ответы на следующие вопросы:
• Как же поддержать познавательную активность ребёнка, развить его мыслительные процессы и при этом не перегружать его излишней информацией?
• Как же «подружить» две половинки мозга ребенка и помочь развить умственные способности?
Это побудило меня к поиску дополнительных методик решения проблемы. Изучив работы логопедов, дефектологов, проанализировав опыт ученых и педагогов я нашла ответ на свои вопросы.
(Коняхина Наталья Александровны, Нищева Наталья Валентиновна Лурия Александр Романович)
Ответ прост - играть в особенные игры, заниматься «гимнастикой» мозга.
Слайд 5.
Основная идея моей педагогической находки заключается в комплексном подходе к развитию мелкой и общей моторики, развитию межполушарного взаимодействия и координации движений. В связи с этим можно определить цель данного педагогического опыта и задачи, которые требуется решить для достижения поставленной цели.
Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Это так называемые кинезиологические игры и упражнения.
В своей работе я использую различные кинезиологические упражнения как в развивающей деятельности, в качестве динамических пауз, так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу.
СЛАЙД 6
Существует огромное множество упражнений, которые развивают межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, развивают мелкую моторику, память, внимание, речь, мышление. Главное в этих упражнениях и играх это работа одновременно двумя руками!
Я хочу представить вашему вниманию несколько нейроигр, используемых мною с детьми.
Вот, например, «Найди пару». Одно поле для левой руки, другое для правой. Когда ребенок слышит заданный цвет, ему нужно одновременно двумя руками закрыть его. Можно усложнять задачу: для правой руки задаем один цвет для левой другой. Здесь развивается и пространственное мышление, и запоминание право-лево.
Далее похожий вариант игры, но уже с дошкольниками старшего возраста, которые знают цифры. В этом варианте нужно закрывать не цвета, а цифры.
СЛАЙД 7
Перекладывание или же пересыпание различных предметов из одной емкости в другую, при этом можно пользоваться или просто пальчиками, или ложками, или специальными щипчиками. Так же используются межполушарные доски, зеркальное рисование на бумаге и в воздухе. Выполняя данные упражнения нужно следить, чтобы у ребенка обязательно были задействованы обе руки. И так же в данном комплексе упражнений мы идем от простого к более сложному, т.е. сначала задание выполняется одной рукой, затем другой и далее двумя руками.
СЛАЙД 8.
Следующий вид упражнений я рекомендовала всем своим коллегам-воспитателям применять перед началом основных занятий, уделяя этому по 2-3 минуты в начале занятий. Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания.
Пальчиковые игры: «зайчик-кольцо-цепочка», «Колечко» - поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо каждый палец с большим пальцем. «Передача мячей двумя руками» сначала два мяча друг другу. Затем передача мячей крест на крест, затем по кругу, как бы рисуя в воздухе квадрат.
СЛАЙД 9
Следующее – это упражнения на развитие координации движений и также развития межполушарного взаимодействия. Оно особенно нравится ребятам. Здесь используются массажные коврики, карточки нейроладошки и доска Бильгоу, по-другому – балансир. Так же еще я использую массажный мячик. К данному упражнению я, как логопед, очень часто подключаю речевые задания. Например, на этапе автоматизации звуков. И хочу отметить эффективность данного способа автоматизации поставленных звуков. Когда речь сопровождается движениями у ребят быстрее закрепляется поставленный звук в речи, нежели, когда мы работает просто с карточками или текстом.
СЛАЙД 10
Свою практику развития межполушарного взаимодействия я презентовала своим коллегам и коллегам с других детских садов. Проведенные мною мастер-классы и семинары вызвали у них большой интерес. Некоторые коллеги уже используют в своей работе данные упражнения.
Ознакомительный цикл занятий был проведен и для родителей воспитанников.
Сравнительный анализ общих показателей речевого развития на начало и конец прошлого учебного года говорит о качественном изменении показателей речевого развития, что свидетельствует о положительной динамике.
Практическая значимость использования нейроигр очевидна. Система оригинальных упражнений и игр помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей, но и исправляет недостатки устной речи, а также предупреждает нарушение чтения и письма будущих школьников.