Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами региональной культуры Ставрополья
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами региональной культуры Ставрополья
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике («Концепция патриотического воспитания граждан РФ»). Древние говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой народ, воспитать в них патриотизм, родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Цель патриотического воспитания – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру, обеспечить преемственность поколений в семье, то есть определенное отношение к собственной стране, ее истории, ее народу. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Народное искусство более всех остальных видов творчества понятно и доступно детям, оно помогает лучше узнать традиции своего края, его национальные богатства. Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родной природе, городу, к своей стране.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами региональной культуры Ставрополья»
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике («Концепция патриотического воспитания граждан РФ»). Древние говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой народ, воспитать в них патриотизм, родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Цель патриотического воспитания – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру, обеспечить преемственность поколений в семье, то есть определенное отношение к собственной стране, ее истории, ее народу. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Народное искусство более всех остальных видов творчества понятно и доступно детям, оно помогает лучше узнать традиции своего края, его национальные богатства. Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родной природе, городу, к своей стране.
Средний дошкольный возраст. Основные направления в работе - моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры. 1.В уголке пополняется материал по социально-нравственному воспитанию: семейные праздники и традиции, художественная литература нравственной тематики. 2.Материал для знакомства детей с малой родиной - детским садом, близлежащими улицами, родным городом, его знаменитыми жителями, достопримечательностями города, природой, его транспортом, архитектурой, профессиями, характерными для жителей города, сравнение понятий «город - село»:
фотоматериалы,
иллюстрации,
альбомы,
подбор открыток,
тематических папок,
различные макеты - группы, детского сада, улицы или микрорайона, где расположен детский сад,
материалы об истории возникновения города.
3.Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры:
предметы старины,
русские игрушки (различные куклы-закрутки из соломы, ткани разных видов, нитки, кожи и т.д.;
куклы из деревянных чурбачков, обереги),
предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка, работа по дереву и пр.),
различные макеты (например, макет крестьянской избы, комнаты-горницы, крестьянского подворья),
куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.
4.Художественная литература по фольклору (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). 5.Элементы государственной символики (флаг, герб). 6.Элементы областной символики (флаг, герб Белгородской области). 7.Элементы муниципальной символики (флаг, герб города, промышленных предприятий). 8.Материал для ознакомления с защитниками Отечества (подбор иллюстраций, тематические папки). Старший дошкольный возраст. Основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю. 1.Моя семья :
семейные фотоальбомы,
самодельные книги на тему «Герб моей семьи»,
«Генеалогическое древо».
2.Родной город:
иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы:
3.Мой район : Символика района, карта района, материал, знакомящий детей со славными делами и достижениями района. 4.Родная страна :
карта России (хорошо, если это будет детская карта России, которая содержит необходимый материал, рассказывающий о городах нашей страны (столица Родины, символика городов, чем знамениты, главные достопримечательности);
природные зоны, народы, населяющие страну, промышленность и сельское хозяйство;
символика (герб, флаг, гимн, портрет президента).
различные макеты (достопримечательности городов, архитектура и т.п.).
5.Защитники Отечества:
иллюстрации, тематические папки на темы: «Наши предки — славяне»,«Богатыри земли русской»,«Великая Отечественная война», «Российская армия»,
фотоматериал «Памятники воинской славы»,
художественная литература и
дидактические игры по теме,
макеты (например, древняя крепость, военная техника и т.п.).
6.Приобщение к истокам русской народной культуры :
иллюстрации и тематические папки по темам: «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гуляния», «Народный календарь»;
предметы старины, русские игрушки (различные куклы-закрутки из соломы, ткани разных видов, нитки, кожа и т.д.;
куклы из деревянных чурбачков, обереги),
предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка, работа по дереву и пр.),
различные макеты (например, макет крестьянской избы, комнаты-горницы, крестьянского подворья),
куклы в национальных костюмах,
дидактические игры по теме.
7. Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания). 8. Великие соотечественники:
портреты,
художественная литература, рассказывающая о наших великих соотечественниках, прославивших Россию.
9.Наша планета Земля :
глобус, детская карта мира,
художественная литература, иллюстрации,
тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны.