kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Паспорт мини-музея "Ложка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В паспорте указаны описание, условия мини-музея "Ложка"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Паспорт мини-музея "Ложка"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД «БЕРЕЗКА»






Паспорт мини – музея

«Чудо-ложка»

(младшая группа «Росточек»)


Руководитель воспитатель:

Цирулик Светлана Михайловна



  1. Паспортные данные мини – музея

Место расположения, условия: мини-музей занимает проём между окнами в младшей группе «Росточек» МБДОУ «Детский сад «Березка».

Духовно-нравственное воспитание - одно из самых актуальных задач российского образования. Воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, формирование у детей способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставится задача объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности .Большое внимание сейчас уделяется музейной педагогике, целенаправленной работе с детьми по формированию у них первых чувств гражданственности и патриотизма.

При реализации образовательной программы дошкольного образования с позиции ФГОС дошкольного образования предполагает следующее:

    • учёт принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку к менее близким культурно-историческим фактам.

    • деятельностный подход к приобщению детей к истории, культуре, природе родного края (дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, сочинение загадок, изготовление поделок).

    • осознанный выбор методов ознакомления (мини-музей, выставки, альбомы).

  1. Направленность мини-музея: социально – коммуникативное, художественно – эстетическое, познавательное.

Направление: символы России (неофициальные), этнография, русское народное творчество.


  1. Цель: Формирование устойчивого познавательного интереса детей к процессу открытия новых необычных знаний о знакомом предмете – деревянной ложке; создание условий развития художественно- творческой активности детей средствами музейной педагогики и знакомство с неофициальными символами России.




Задачи:

  1. Образовательные: Обогатить представления детей:

  • об истории возникновения и временных изменениях ложки;

  • о видовом многообразии однородных предметов (ложки разные по размеру, форме, внешнему облику, функциям);

  • о неофициальных символах России.

  1. Развивающие:

  • Развивать эстетическое восприятие.

  • Развивать творческие способности и фантазию дошкольника.

  • Развивать речь, расширять словарный запас детей (части ложки и материал, народные промыслы: роспись).

  • Создавать необходимую предметно–развивающую среду.

  • Развивать внимание, ассоциативное мышление, воображение.

  1. Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к культуре своего народа, любовь к истории.

  • Умение видеть прекрасное в окружающем мире;

  • Организовать совместную деятельность и досуг родителей с детьми;


  1. Адресность

Мини - музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников группы, Учреждения, где проводится образовательная деятельность по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги и развлекательные мероприятия.

  1. Соблюдение принципов

Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства группы, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок. Принцип партнёрства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей, благодаря чему реализуются права ребёнка.

  1. Педагогические функции музея

Образовательные: усвоение информации, стимулирующей интерес к народному творчеству; использование дидактических материалов, расширяющих рамки реализуемой программы, обогащение словарного запаса.

Развивающие: активация мышления; развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно – физиологических структур; развитие зрительно- слухового восприятия.

Воспитательные: формирование личностных качеств, взглядов, убеждений; формирование патриотических чувств, интереса к народной культуре, традициям.

Просветительские: формирование умений, навыков; формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации.

  1. Формы работы в музее:

    • Театрализация (дети примеряют на себя различные

историко-культурные и психологические роли, проигрывают их).


Организационно – образовательная деятельность (педагог объясняет связь какого-либо ремесла и жизни людей, создание в процессе занятия экспонатов для музея).

  1. Основная идея развития музея.

Изначально нами был сделан акцент на приобщение детей к русской национальной культуре, с целью социально – психологической адаптации детей к реалиям современной жизни путем воспитания на материале русской истории и культуры, традиций, устойчивых нравственных ориентиров, а также развития социальных и коммуникативных навыков и знакомство с неофициальными символами России.

Мини-музей «Чудо-ложка» - результат совместной работы воспитателя, детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Чем же ели на Руси?

Всех кормлю с охотою, А сама безротая. (Ложка)

Ложка – это не просто посуда, а ещё и расписное «произведение искусства», и музыкальный инструмент и неофициальный символ России.

Так и родилась идея: оборудовать мини-музей «Чудо-ложка». Оснастили предметами старины и народных промыслов. В нашем музее есть деревянные ложки и прочие предметы домашнего обихода.

Особенностью экспозиции является её динамичность и многофункциональное использование. Она полностью или частично может быть перенесена в зал, группу для создания интерьера фольклорного праздника, занятия, может меняться и переставляться в зависимости от содержания экскурсий.

С появлением глиняной и металлической посуды роль деревянной значительно снизилась, но многие её образцы сохранились до наших дней в виде художественно-декоративной и сувенирной продукции.


Хохломская роспись

Близ Нижнего Новгорода, среди заволжских деревень раскинулось большое старинное село Хохлома, расположенное на берегу Волги.

Жители села издавна занимались разными ремеслами, в том числе изготовлением деревянной посуды и домашней утвари. На волжские ярмарки приезжали купцы со всех концов Руси и даже иноземцы. Огромным спросом пользовалась деревянная посуда, расписанная в красные, черные и золотые цвета, украшенная стеблями, цветами и ягодами. Золотая хохлома развозилась по всей Руси. Доходила она и до Средней Азии, Турции, Индии, заслужив всемирную славу. Хохломская ложка- один из популярнейших сувениров из России. Композиционный орнамент ложки- змеящийся стебель, покрытый травой, где каждая ветвь оканчивается насыщенными ягодами. Воздушная, звучная, расписная

ложка радует глаз и будет надежной помощницей дома, на природе и на даче.

Ложки в основном обрабатываются в ручную, а изготавливают из осины, липы, березы.


Пижемская ложка


Первопоселенцы-выходцы из Великого Новгорода, были обучены грамоте. Они принесли в Печерский Край рукописную книжную культуру, которая и послужила важнейшим источником для пижемской росписи. Мастера по изготовлению ложек и посуды традиционно живут в деревнях по реке Пижме, поэтому ложка и получила название – пижемская.

Пижма по древнерусски означает- рябина, это дерево служит материалом для изготовления ложки. Верхняя часть ложки чаще выполнялась в виде вытянутого овала, небольшого по глубине (по сравнению с хохломской

ложкой) или имела каплевидную форму и гармонично соединялась с черенком: пижемские ложки «разливистые», в форме овального лепестка, черенок у них щепкой.

Вятские ложки


Делали ложки на Руси с выдумкой. Они были вырезные, расписные, каждый край отличался своей задумкой ложки, не похожей на другие.

Вятские ложки отличались тем, что черпачок был удлиненный и плоский, в виде яйца, ручка загнута вниз с резьбой.

В Вятской губернии, например, одним из обрядов на свадьбе было

связывание ложек жениха и невесты. Ложки сматывали одну с другой со

словами: «Как эти ложки связаны крепко-накрепко, так бы и молодые друг с другом связаны были». Мастера старались сделать ложки красивыми,


расписывали и украшали их. Именно поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга. Геометрической резьбой - хотьковские ложки, росписью – хохломские; выжиганием – вятские. Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.

Ложка-музыкальный инструмент


Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.

Если только заскучаю, Стоит мне на них сыграть, Сразу станет веселее,

Ножкам хочется плясать. Подождите, ножки,

Пусть сыграют (ложки)

Ложки — древнейший славянский ударный музыкальный инструмент. Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлинённые рукоятки и отполированную поверхность соударений. Иногда вдоль рукоятки подвешивают бубенцы.


  1. Характеристика экспозиций.

В музее есть настоящие старинные вещи (самовар, ложки, чугунки, берестяные изделия)











  1. План работы мини-музея «Чудо-ложка» на 2022-2023 учебный год

Цель: формирование представлений об истории и традициях русского народа, приобщение к музейной среде и неофициальным символам России.

Мероприятие

Срок

Организационно педагогическая деятельность

1.

Корректировка плана. Анализ работы за год

По мере необходимости

2.

Обновление и пополнение выставки экспозиций

мини-музея

В течение учебного года

3.

Отражение работы мини - музея в СМИ, на

официальном сайте ДОО

В течение учебного года

4.

Представление опыта работы на информационных

ресурсах, участие в конкурсах различного уровня

В течение учебного года

5.

Аналитический отчет о деятельности мини – музея

апрель, 2023

Работа с воспитанниками

1.

Обзорная экскурсия в мини-музей «Чудо-ложка»

ноябрь, 2022

2.

«Вот они какие, ложки расписные!»

(Представление разных видов ложек: сувенирные, ложки для еды, музыкальные, театральные)

ноябрь

3.

Оркестр ложкарей

декабрь

4.

«Из уст в уста» Изучение потешек, прибауток и песен.

январь

5.

«Сказка ложь да в ней намек». Чтение русских

народных сказок.

февраль

6.

Театрализованная постановка «Сказка о ложке»

март

7.

Мастер класс для родителей: «Кукла из ложки»

апрель

8.

Рисование, аппликация ложек «Наши подружки - ложки, миски, кружки.» Знакомить со старинной деревянной утварью.

Деревянные ложки как предмет обихода и музыкальный инструмент. Продуктивная деятельность «Укрась посуду»

Апрель - май

9.

Итог работы.

май



  1. Перспектива развития мини – музея


Продолжить работу мини – музея.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Паспорт мини-музея "Ложка"

Автор: Цирулик Светлана Михайловна

Дата: 25.11.2022

Номер свидетельства: 618387


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства