kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Парциальная программа по реализации образовательной области "Познавательное развитие" "Юные экологи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Парциальная программа по реализации образовательной области "Познавательное развитие" "Юные экологи"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Парциальная программа по реализации образовательной области "Познавательное развитие" "Юные экологи"»

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –

ДЕТСКИЙ САД № 102 Г. ТОМСКА __________________________________________________________________

634062, г. Томск, ул. Бирюкова, 4 тел. 67-67-42, 67-67-69, 67-67-15

[email protected] http://ds-102.dou.tomsk.ru

ИНН 7017043340 КПП 70170100

ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО:

на педагогическом совете № 1 Заведующий МАДОУ № 102

от «29» августа 2024г. _____________А.Н. Микова

Протокол № 1 от «29» августа 2024г. «29» августа 2024г.








Парциальная программа по реализации образовательной области «Познавательное развитие»

«Юные экологи»

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год









Автор- составитель:

Хачатрян Л. С., воспитатель

















Томск - 2024

СОДЕРЖАНИЕ


I. Целевой раздел

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.1.1. Цель и задачи

8

1.1.2.Принципы и подходы

9

1.1.3.Значимые для разработки и реализации программы характеристики

9

1.2. Планируемые результаты

12

1.3. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов

14

II. Содержательный раздел

14

2.1. Задачи и содержание образования (обучения и воспитания по образовательным областям)

14

2.2.Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы

16

2.3.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

17

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы

18

2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся

19

III. Организационный раздел программы

20

3.1. Психолого-педагогические условия реализации программы

20

3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

22

3.3. Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

22

3.4. Кадровые условия реализации программы

23

3.5.Распорядок и режим образовательной деятельности

23

3.6. Перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации программы

23

3.7.Планирование образовательной деятельности

25
























I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:

  1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/

  2. Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209240008?ysclid=lm5ti7yxkb287622697

  3. Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (актуальная ред. От 14.07.2022) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями от 21.01.2019, 08.11.2022) https://shkolastarotimoshkinskaya-r73.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/DetSad/FGOS_DO_v_deystvuyuschey_redaktsii_s_17.02.2023.pdf

  5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012210122

  6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 г. № 32 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации общественного питания населения» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011120001

  7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202102030022

  8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрирован 31.08.2020 № 59599) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009010021

  9. Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования https://docs.edu.gov.ru/document/f4f7837770384bfa1faa1827ec8d72d4/?ysclid=lgytopulel90163722

  10. Методические рекомендации по реализации ФОП ДО https://docs.edu.gov.ru/document/8a9cc6ca040d8c6dd31a077fd2a6e226/download/5633/

  11. Методические рекомендации по планированию и реализации образовательной детальности ДОО в соответствии с ФОП ДО» https://vk.com/doc142094719_664110088?hash=IW8DbwFZx0zCxIh5LkPgksmC45IyIeZq1OXRkwAs45s&dl=3v50KGf11FGic326IFshL0b8jzjLuohJrzVcJ7vGVuL


Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).

В программе представлено семь разделов. Первый раздел – это элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ. Следующие два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Четвертый прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза – роста и развития отдельных видов растений и высших животных. В пятом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Шестой раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой. Особое (оздоровительное) значение имеет первый пункт, в котором рассматриваются потребности людей (детей) как живых существ и вытекающие отсюда требования к окружающей среде. В седьмом разделе даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Кроме того, экологическое образование детей — большой потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение. Отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных. Отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изо продукцию, ухаживать за животными и растениями). Реализация парциальной программы "Маленькие Экологи: Вместе Чистую Планету" осуществляется в рамках образовательной деятельности и в совместный деятельности педагога с детьми осуществляется в форме проведения занятий, наблюдений, экспериментов, просмотр видеофильмов, праздников с детьми. Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена важностью развития навыков мышления и общего интеллектуального развития.

Познавательное развитие: - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие пространственных представлений; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, части и целом, движении и покое, причинах и следствиях и др.); развитие умений постановки технической задач, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и осуществлять свой творческий замысел.

Социально-коммуникативное развитие: - развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

Речевое развитие: - обогащение активного словаря, в том числе пространственного (понимать пространственные предлоги и понятия, употреблять их в собственной речи); умения слушать и воспринимать устную информацию.

Художественно-эстетическое развитие: - развитие предпосылок становления эстетического отношения к окружающему миру; развитие творческих способностей и воображения.

Физическое развитие: - развитие пространственной и зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики, двигательной активности.

Адресат программы

Дети дошкольного возраста 6-7 лет (подготовительная группа) в т.ч. с ОВЗ (ТНР, НОДА).

Цель программы: познакомить детей с основными понятиями экологии и важностью охраны окружающей среды.

Задачи программы:

Обучающие

  • вовлечение детей в активности, способствующие формированию у них экологического сознания и ответственного отношения к окружающей среде;

  • ознакомление детей с основными понятиями экологии и важностью охраны природы через интересные и доступные формы обучения;

  • развитие у детей навыков сотрудничества, коммуникации и совместной деятельности в решении экологических проблем

Развивающие

  • расширение кругозора об окружающем мире, обогащение

  • эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса;

  • развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение)

Воспитывающие

  • поддерживать интерес детей к совместной интеллектуальной деятельности, проявляя настойчивость, целеустремлённость и взаимопомощь;

  • способствовать развитию у детей самоконтроль и самооценку;

  • поддержка родителей в воспитании экологически грамотных и ответственных граждан, обеспечивая информацию и ресурсы для поддержки экологических инициатив в семье;

  • создание позитивной атмосферы и эмоциональной поддержки, стимулирующей интерес детей к экологии и мотивирующей их к активному участию в экологических мероприятиях;

  • проведение практических занятий и мероприятий, направленных на сохранение природы, включая сбор мусора, посадку растений и другие экологические инициативы



1.1.2. Принципы и подходы к формированию и реализации программы

При формировании Программы, в соответствии с п. 1.4. ФГОС дошкольного образования, соблюдались следующие принципы:

  1. Принцип индивидуализации образовательной деятельности позволяет эффективно выявить позитивные стороны ребенка, на которые можно опираться в ходе работы.

  2. Принцип формирования познавательных интересов в форме игры, познавательно – исследовательской, проектной и практической деятельности, в форме творческой активности обеспечивающей развитие ребенка.

  3. Принцип возрастной адекватности для реализации программы в соответствующих для детей возрастных группах.

  4. Принцип содействия и сотрудничества - решение программных образовательных задач в системной деятельности взрослого и детей, детей друг с другом, самостоятельной деятельности дошкольников.

  5. Принцип поддержки детской инициативы – дополнять предметно-пространственную среду, организовывать выставки, совместные проекты, смена деятельности и оборудования.

  6. Принцип гуманизма - воспитание взаимоуважения, трудолюбия, ответственности.

  7. Принцип ценностного единства и совместности - содействие, сотворчество, взаимопонимание и взаимное уважение в совместной деятельности.

  8. Принцип совместной деятельности ребенка и взрослого - совместная деятельность взрослого и ребенка на основе приобщения к ценностям познания, труда, красоты и их освоения.

ФГОС дошкольного образования продолжает линию деятельностного, индивидуального, дифференцированного и других подходов, направленных на повышение результативности и качества дошкольного образования. Поэтому подходами к формированию Программы являются следующие:

- системно-деятельностный подход, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребёнка;

- личностно - ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учётом того, что развитие личности ребёнка является главным критерием его эффективности;

- деятельностный подход, который наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития;

- индивидуальный подход - учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка;

- дифференцированный подход, который учитывает в воспитательно-образовательной работе тех особенностей, которые характерны для некоторой группы воспитанников:

- интегративный подход, который осуществляет выбор эффективных средств, форм и методов образовательной деятельности, объединенных по тематическому принципу, позволяет формировать познавательные интересы и познавательные действия в различных областях знаний, развивает социальные навыки, мышление, способствует речевому развитию, развитию творческих способностей, физическому развитию;

- ситуативный подход способствует процессу формирования конструктивных умений дошкольников в логике технологий проблемного обучения, проектирование и решение проблемных ситуаций.

1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики

Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении МАДОУ № 102. В реализации программы участвуют дети подготовительной группы, возраст детей 6 -7лет.

В дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие. Основой развития мыслительных способностей в данном возрасте является наглядно-схематическое мышление, начинают развиваться основы логического мышления. Формируются обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Интенсивно формируется творческое воображение. Проявляется любознательность ребенка, расширяется круг познавательных интересов. Складывается первичная картина мира. В возрасте 6 – 7 лет происходит расширение и углубление представлений детей об окружающем мире. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности природных объектов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс. К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. При осуществлении экологического воспитания необходимо соблюдать интегрированный подход. Он предполагает взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования и т. Д.



1.2. Планируемые результаты

1. Формирование экологического сознания: У детей будет сформировано понимание важности охраны окружающей среды и ответственного отношения к природе.

2. Развитие экологических навыков: Дети будут обладать практическими навыками по уходу за природой, включая сортировку отходов, экологически чистое поведение и уход за растениями.

3. Активное участие в экологических инициативах: Дети будут активно участвовать в мероприятиях по охране окружающей среды, таких как сбор мусора, посадка деревьев и создание экологических зон.

Приобретение представлений об основных группах животных и растений округа, среды обитания.

Умение уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года, объяснить причины смены времен года.

Воспитание осознанно-бережного, экологически-целесообразного отношения к человеку, к растениям, к животным, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае.

Развитие осознанного отношения к своему здоровью, навыков здорового и безопасного образа жизни.

Формой подведения итогов реализации программы являются: экологические праздники, викторины и т.д.

Воспитанник должен знать:

- Правила поведения в природе.

- Растения и их характерные признаки.

- Основные признаки диких и домашних животных.

- Виды птиц своей местности.

Воспитанник должен иметь представление:

- О перелётных птицах. 

- О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

- Об охране природы.

- О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.

- О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

Воспитанник должен уметь:

- Выполнять правила поведения на природе.

- Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Пересаживать комнатные растения.

- Обеспечивать уход за растениями цветников

- Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков).

- Изготавливать поделки и панно из собранного природного материала.

1.3. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов

Качество образовательной деятельности ДОО определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО и ФОП ДО. Два раза в год проводится диагностика.

Для сбора диагностических данных используется метод наблюдения.

Дополняются наблюдения свободным общением педагога с детьми, играми, рассматриванием картинок, схем, выполнением специально подобранных заданий, выставками детских работ.

Оценка уровня развития детей по каждому показателю осуществляется по 3-бальной системе:

Высокий уровень (оптимальный) – ребенок самостоятельно отвечает на вопросы, выполняет задания, если допускает ошибку (не более одной) сам замечает ее и сразу исправляет;

Средний (достаточный) – ребенок отвечает на вопросы, выполняет задания с одной-двумя ошибками или дает неполные ответы. При допущении незначительной ошибки, сам ее не замечает, но при указании на ошибку взрослым, сам исправляет ее;

Низкий (критический) – ребенок справляется только с частью заданий, ответы неполные, неточные, односложные, неуверенные. Допускает ошибки, сам их не замечает и исправляет их только с помощью взрослого. Критерии вносятся в диагностические карты. (Приложение №1)



II. Содержательный раздел

2.1. Задачи и содержание образования (обучения и воспитания по образовательным областям)

Содержание парциальной программы реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей.

1. Социально – коммуникативное развитие

Ценность сотрудничества. Дети учатся действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах группы.

Ценность культуры поведения - формирование культуры общения поведения во время совместной работы при конструировании. Культура общения детей, выражающаяся в общительности, этикете вежливости, сдержанности и умении вести себя при выполнении общего дела. Культура речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству; не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом. Воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться с конструктором; умение подготовиться
к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее.

2. Познавательное развитие

У детей развивается любознательность, формируется опыт познавательной инициативы, а также формируется ценностное отношение к взрослому как источнику знаний.

Формирование трудового усилия.

Игры исследования стимулируют интерес и любознательность, развивают способность к решению проблемных ситуаций, умение исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идею, планировать решение и реализовывать их.

Объединение игры и исследовательской деятельности представляют ребенку возможность экспериментировать и создать свой собственный мир, где нет границ.

3. Речевое развитие

Образовательная деятельность способствует развитию речевой активности у дошкольников.

Педагог может предложить детям придумать сказку или сочинить историю. Проектная деятельность предполагает совместную работу, где дети договариваться, планируют и распределяют обязанности между собой.

4. Художественно-эстетическое развитие

Реализация самостоятельной, творческой деятельности детей.

Становление эстетического отношения к окружающему миру (ценность красоты).

5. Физическое развитие

Составная часть общего воспитания. Основная ее задача укрепление здоровья детей, формирование знаний о здоровом образе жизни, физическое совершенствование и всестороннее развитие личности.



2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы

1. Интерактивные занятия и игры: Организация игровых мероприятий, викторин, конкурсов и квестов по теме экологии.

2. Практические работы и эксперименты: Проведение экологических экспериментов, наблюдений за природой, исследований воды, почвы, растений и животных для практического знакомства с окружающей средой.

3 Творческие мастерские и проектная деятельность: Проведение творческих мастер-классов по созданию экологических арт-объектов, рисунков из природных материалов, изготовлению экологических игрушек и макетов.

4. Экологические акции и общественные мероприятия: Участие в экологических акциях, субботниках, посадках деревьев, уборках территории, сбор мусора, чтобы дети осознали важность своего вклада в охрану природы.

5. Мультимедийные и информационные ресурсы: Использование интерактивных презентаций, видеороликов, аудиоматериалов, электронных книг и онлайн-ресурсов для дополнительного изучения материала и расширения знаний о природе.

6. Индивидуальные и групповые проекты: Проведение проектной деятельности, в рамках которой дети могут выбрать собственные темы и исследования, разрабатывать планы действий и презентовать результаты.





2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

При реализации программы учитываются возраст детей и необходимость реализации образовательных задач в определенных видах деятельности. Для детей дошкольного возраста это:

- игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры); - коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора);

- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

- изобразительная (рисования, лепки, аппликации);

- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

- двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.


2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы.

Совместная деятельность - взрослого и детей подразумевает особую систему их взаимоотношений и взаимодействия. Ее сущностные признаки: наличие партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).

Содержание Программы реализуется в различных видах совместной деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной ситуаций дети решаются в сотрудничестве со взрослым.

Для поддержки детской инициативы используется:

- адекватная оценка результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;

- спокойная реакция на неуспех ребенка и предложение нескольких вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание. Рассказ о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым техникам;

- обращение к детям с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить добиваться таких же результатов сверстников;

- поддержание чувства гордости за свой успех и удовлетворение своими результатами.


2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на нее определенное влияние.

 В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

  • единый подход к процессу воспитания ребенка;

  • открытость дошкольного учреждения для родителей;

  • взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;

  • уважение и доброжелательность друг к другу;

  • дифференцированный подход к каждой семье;



Формы взаимодействия с семьёй

Традиционные

Инновационные

Формы отчёта

Познавательные, информационные, практические формы

. Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.

•Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.

- индивидуальные консультации

- информационные стенды: устная и письменная информация, оформление информационных стендов

- Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д. 
• Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д. 

- мастер - классы
•Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
• Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.

- выставки детских работ

- творческие проекты

Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов,

папок- передвижек - конкурсы. выставки, открытые занятия.





III. Организационный раздел программы

3.1. Психолого – педагогические условия реализации программы

Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий:

  • уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

  • использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

  • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

  • поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

  • поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

  • возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

  • оказание ранней коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на основе специальных психолого-педагогических подходов, методов, способов общения и условий, способствующих получению дошкольного образования, социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования;

  • психологическая, педагогическая и методическая помощь и поддержка родителей (законных представителей) в вопросах обучения, воспитания и развитии детей, охраны и укрепления их здоровья;

  • вовлечение родителей (законных представителей) в процесс реализации образовательной программы и построение отношений сотрудничества в соответствии с образовательными потребностями и возможностями семьи обучающихся.



3.2. Особенности реализации развивающей предметно – пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда в группе оказывает прямое и косвенное влияние на развитие детей в групповом пространстве, состояние их физического и психического здоровья, успешность их дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса.

Предметно развивающая среда содержательно-насыщена, вариативна, доступна, безопасна, яркая, привлекательная, представляющая свободу выбора воспитанникам.

Предметно-пространственная среда группы стимулирует самостоятельную деятельность детей, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

Основными характеристиками воспитывающей предметно-пространственной среды являются ее насыщенность и структурированность.







3.3. Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

1. Экологические материалы и оборудование: Программа предполагает наличие разнообразных экологических материалов, таких как макеты растений и животных, изображения природных ландшафтов, образцы перерабатываемых материалов и т. д. Кроме того, обеспечивается наличие специального оборудования, необходимого для проведения экспериментов и исследований, например, маленькие террариумы, аквариумы, инструменты для посадки растений и т. д.

2. Интерактивные материалы: Важным компонентом программы являются интерактивные материалы, которые стимулируют участие и вовлеченность детей. Это могут быть игровые площадки, дидактические игры, мультимедийные презентации и т. д. Они помогают детям лучше усваивать информацию об окружающей среде и развивать навыки экологической деятельности.

3. Методические пособия и учебные материалы: Для педагогов и родителей разрабатываются методические пособия, содержащие рекомендации по проведению занятий, практические советы, игровые и исследовательские задания. Также важны учебные материалы, такие как книги, брошюры, рабочие тетради и т. д., которые помогают детям и педагогам систематизировать полученные знания и опыт.

4. Ресурсы для творчества и самостоятельных исследований: Программа предполагает стимулирование творческой активности детей и развитие их самостоятельности. Для этого обеспечивается наличие материалов для рисования, лепки, конструирования, а также средства для проведения экспериментов и исследований, например, микроскопы, линзы, лупы и т. д.

5. Техническая поддержка и обновление материалов: Важно обеспечить техническую поддержку и обновление материально-технической базы программы. Это включает в себя регулярное обслуживание оборудования, замену старых материалов на новые, а также внедрение современных технологий и методик обучения.



3.4. Кадровые условия реализации программы

Данную программу реализует Хачатрян Лилит Суреновна, воспитатель 1 квалификационной категории.

3.5. Распорядок и режим образовательной деятельности


Режим и распорядок дня устанавливаются с учетом требований СанПиН 1.2.3685-21, условий реализации программы ДОО и потребностей участников образовательных отношений.

Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового циклов жизни группы.

Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются воспитанниками, родителями и воспитателями (педагогами).

Содержание организованной образовательной деятельности ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей:

6-7 лет – наполняемость до 12 человек

Регламент образовательного процесса:

Продолжительность занятия - 30 минут


3.6. Перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений

Произведения поэтов и писателей России:


Поэзия

Аполлон Николаевич Майков «Летний дождь»

Бунин И.А. «Первый снег»

Лев Николаевич Модзалевский «Мотылёк»

Городецкий С.М. «Котёнок»

Иван Захарович Суриков «Детство»

Маршак С.Я. «Пудель»

Галина Галина «Песня мышек»

Самуил Маршак « Где обедал воробей»

Степанов В.А. «Родные просторы»

Агния барто «Башмачки»

Суриков И.З. «Белый снег пушистый», «Зима»

Токмакова И.П. «Осенние листья»


Проза

А. Алексин «Первый день».

А. Барто «В школу».

В. Берестов «Читалочка».

Л. Воронкова «Подружки идут в школу».

Л.Н. Толстой «Филлипок».

С.Я. Маршак «Первый день календаря».

Бианки В.В. «Лесная газета»

Дмитриева В.И. «Малыш и Жучка»


Музыкальные произведения:


Зима", муз. П. Чайковского, сл. А. Плещеева;

"Осенняя песня", из цикла "Времена года" П. Чайковского;

"Полька"; муз. Д. Львова-Компанейца, сл. З. Петровой;

"Моя Россия", муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой;

"Детская полька", муз. М. Глинки;

"Жаворонок", муз. М. Глинки;

"Мотылек", муз. С. Майкапара;

"Пляска птиц", "Колыбельная", муз. Н. Римского-Корсакова.


Анимационные произведения:


Мультфильмы по сказкам Сутеева:

1. Две сказки («Яблоко» и «Палочка-выручалочка»)
2. Дядя Миша
3. Кот-рыболов
4. Мешок яблок
5. Петух и краски
6. Разные колёса
7. Хвосты

Мультфильмы по сказкам Чуковского:

1. Бибигон
2. Краденое солнце
3. Мойдодыр
4. Путаница
5. Телефон


3.7. Планирование образовательной деятельности

Сентябрь

1 неделя Диагностика

2 неделя

1 занятие Планета Земля в опасности.

Цель: Дать детям представление о том, что планета Земля - это громадный шар. Большая часть этого шара покрыта водой - океанами и морями. Кроме воды есть материки - твердая земля _ суша, где живут люди. Таких материков несколько: Америка, Африка, Австралия. Европа, Азия, Антарктида. На земном шаре есть два полюса Северный и Южный. На планете Земля обитает много живых существ: в океанах и морях живут рыбы и и морские звери, на суше (материках) растут растения, обитают разные животные (наземные, водные, воздушные). Живут люди. Всем живым существам нужна чистая вода., чистая земля, чистый воздух. Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, земля, воздух. Стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные часто болеют. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться. Беседа о планете Земля. Моделирование планеты, материки, полюса на шаре). В ходе моделирование знакомство с плюсами, материками, океанами, экватором, рассказ кто на них живет. Рассказ об опасности, которая грозит планете и о том, как спасти ее. Большой мяч (шар)голубого цвета, белые контуры материков (из контурных карт), плакат «SOS», бледно-зеленая, желтая краски, авторучки с красными и черными стержнями, простой карандаш, клей.

2 занятие

Начинаем читать книгу «Экология в картинках»

Цель: Дать детям представление о том, что в книге рассказывается о доме для всех живых существ: растений, животных, людей. Сберегая их дом - условия в которых они живут, мы сбережем живые существа. Учить детей слушать чтение познавательной книги, правильно понимать ее содержание, отвечать на вопросы, опираясь на текст рассказа. Учить детей рассуждать, делать предположения, слушать рассказы детей. Рассказ о книге и ее авторе. Чтение рассказа «Удивительная прогулка». Беседа по содержанию. Книга «Экология в картинках».

3 неделя

1 занятие Целевая прогулка по территории детского сада.

Цель: Развивать у детей наблюдательность, внимание. Развивать способность замечать что-то новое, необычное в природе. Воспитывать желание любоваться красотой природы. Учить для описания явлений природ подбирать различные определения, эпитеты. Наблюдение за погодой, определение её состояния, выбрать вместе с детьми дерево для дальнейших наблюдений за ним: обратить внимание на количество листвы на нём, цвет листвы, покров земли. В группе сделать зарисовки наблюдений за погодой.

2 занятие Рисование «Наше дерево».

Цель: Учить детей точно передавать дерево, которое дети наблюдали накануне, покров земли. Совершенствовать технику владения кистью и красками. Вспомнить дерево на участке. Описать его. Показ воспитателем рисования ствола, веток. Работа детей. Сравнение нарисованных деревьев с оригиналом на улице. Изо принадлежности

4 неделя

1 занятие Знакомство с растениями экостудии.

Уточнить виды растений, которые имеются в уголке природы. Формировать представление: растения - живые сущаества. У них есть потребность в определённых условиях, эти условия им создают люди. Если условия соответствуют потребностям, то растения остаются живыми, хорошо себя чувствуют, растут и размножаются. В свою очередь людям полезно для здоровья находиться в помещении где много зеленых, цветущих растений. Воспитывать желание ухаживать за растениями, радоваться их хорошему виду. Рассматривание растений, выявление уже знакомых. Уточнить признаки живых существ (использовать карточки-схемы) уточнить способу ухаживания за растениями Уточнить условия хорошего самочувствия растений Лейки, лопаточки для рыхления, схемы-карточки признаков живых существа.

2 занятие Целевая прогулка на территорию детского сада.

Цель: Воспитывать в детях наблюдательность, учить замечать признаки настоящего времени года, умение любоваться красотой осенней природы Пакеты для сбора природного материала Чтение: И.Бунин «Листопад» Сбор природного материала для будущих поделок .


Октябрь

1 неделя

1 занятие Обитатели уголка природы.

Цель: Уточнить названия животных экостудии, правила ухода за ними, чем их нужно кормить, как ухаживать за ними. Если условия соответствуют потребностям, то животными остаются живыми, хорошо себя чувствуют, растут и размножаются. Обитателям уголка природы условия создают люди. Воспитывать у детей к познанию мира природы, желание помогать взрослым в уходе за животными. Наблюдения за животными. Рассказ о том, как за ними ухаживают, чем кормят. Рассказ об их жизни в естественных условиях. Выполнение трудовых действий. Клетки с животными.

2 занятие

Какие рыбки могут жить в аквариуме? Определить всех обитателей аквариума, их названия; отметить общую красоту, привлекательность аквариума. Уточнить условия жизни обитателей аквариума, который является «домом» для рыб. Рассматривание рыбок. Беседы с детьми об образе жизни рыбок и уходе за ними. Аквариум с рыбками.

2 неделя

1 занятие. Почему белые медведи не живут в лесу?

Цель: Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни; как белые медведи приспособлены к жизни: крупные сильные животные, живут на Севере, питаются рыбой, тюленями, зиму проводят в снежной берлоге, летом кочуют по льдинам океана. У медведицы рождаются маленькие медвежата, которых она кормит своим молоком, потом рыбой. Белые медведи приспособлены к жизни в суровых северных условиях: у них густая шерсть, в том числе и на подошвах лап. - она и спасает их от мороза: белая маскировочная окраска шерсти делает их незаметными в снегах; они умеют хорошо нырять и плавать, затаиваться, тихо подкрадываться к добыче; сильные лапы с острыми когтями, крепкие острые зубы помогают поедать ее. Белые медведи занесены в Красную книгу. Чтение рассказа из книги «Почему белые медведи не живут в лесу». Беседа по содержанию Выявление мест на глобусе, карте, где обитают белые медведи. Картины из жизни диких животных № 15, 16; книга «Экология в картинках.

2 занятие Наш аквариум /создание своего аквариума/ - коллективная работа.

Цель: Уточнить особенности внешнего строения рыб; различие и сходство рыбок, живущих в аквариуме. Уточнить с детьми, что рыбы передвигаются в воде легко, свободно, могут плыть в разных направлениях медленно и быстро. Показать детям, что рыба нуждается в отдыхе и сне Рассматривание совместно с воспитателем. Беседы с детьми Самостоятельные наблюдения детей. Аквариум с рыбками.

3 неделя

1 занятие Беседа о кроте.

Цель: Дать детям представление об особенностях внешнего вида, строения и поведения крота, о его приспособленности к подземному образу жизни: короткое овальное тело, передние ноги, похожие на лопаты (ими крот роет подземные ходы), отсутствие ушных раковин, маленькие глаза, заостренный вытянутый нос с короткими усами. Вступительная беседа. Рассказ воспитателя о жизни крота. Рассматривание картины Картина «Кроты»

2 занятие Влаголюбивые и засухоустойчивые растения.

Цель: Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге, приспособленности растений к влаге. Учить детей рассматривать особенности внешнего строения растений и на этой основе относить их к определённой категории. Беседа о том, какие условия необходимы растениям для их хорошего роста рассказ воспитателя о том, что разные растения имеют разную потребность в воде. Как по внешнему виду определить засухоустойчивое или влаголюбивое растение. Два растения: алоэ, бальзамин.

4 неделя

1 занятие Слепые землекопы.

Цель: Закрепить представление детей о кротах. Расширить их знания о животных, живущих в почве, об их приспособленности к подземному образу жизни. Книга «Экология в картинках», карта, изображения маленьких кротов. Вспомнить с детьми, что они уже знают о кротах. Чтение рассказа «Слепые землекопы». Беседа по содержанию.

2 занятие Что человек делает из глины.

Цель: Познакомит детей с различными изделиями, сделанными из глины. Дать преставление об изготовлении кирпичей и их значении в строительстве. Сообщить, что глина бывает разной по цвету и качеству, из хорошей белой глины делают столовую посуду. Познакомит детей с народной глиняной игрушкой - дымковской, филимоновской. Сравнение простой и художественной глины. Осмотр выставки изделий из глины. Знакомство с народной игрушкой и этапами ее изготовления. Простая и художественная глина, изделия из нее, иллюстрации строений из кирпича, образцы игрушек.


Ноябрь

1 неделя

1 занятие Сравнение рыб и лягушек.

Цель: Формировать обобщённое представление: рыбы - водные обитатели, лягушка - обитатель воды и суши; рыбы и лягушки - быстро плавающие животные. Вода плотнее воздуха в ней передвигаться труднее, строение водных обитателей приспособлено к этому. Беседа с детьми о том, кого можно назвать водными обитателями. Наблюдения за рыбами в аквариуме. И\у «Чем лягушки и рыбы похожи (отличаются)» Аквариум, картины с изображением лягушек, емкость с водой, лопатки.

2 занятие Сравнение песка и глины.

Цель: Уточнить представления детей о свойствах песка, глины, камней, учить сравнивать материалы, правильно называть все их особенности, в соответствии с их свойствами использования в подделках. Познакомить детей с песочными часами, развивать чувство времени, творчество в лепке. Умение правильно называть разные явления, объяснять их. Занятие проводится в форме соревнования между двумя командами. Опыты и сенсорное обследование материалов. Беседа об их использовании человеком. Камни и глина, сухой песок в миске, песочные часы, банка с водой, доска для лепки. Молоток. Гвозди.

2 неделя

1 занятие Где у саксаула листья.

Цель: Дать детям первоначальные представления о пустыне: большие пространства земли - песчаные или каменистые, где летом очень жарко и сухо, так как редко идут дожди. В пустыне мало растительности, там растут только засухоустойчивые растения: дерево саксаул, колючие кустарники. Обозначить закон природы: все растения и ит в тех местах, к которым они хорошо приспособлены, где они себя чувствуют, как дома. Уточнить с детьми представления о приспособленности знакомых им животных: белого медведя, крота, лягушки. Беседа о климатических условиях пустыни. Чтение рассказа «Где у саксаула листья». Беседа о растительном и животном мире пустыне. Обсуждение закона экологии. Книга «Экология в картинках». Глобус, карта. Картина «Пустыня».

2 занятие Работа с моделью «Сухое дерево».

Цель: Побуждать детей заботиться о несчастном дереве, воспитывать доброту ко всему живому. Беседа с детьми «Как можно помочь несчастному дереву?» Записать мысли детей на листочки и прикрепить к дереву Вывод: сухое дерево от заботы и доброты стало «счастливым Модель «Сухое дерево», листочки из зелёной бумаги.

3 неделя

1 занятие Целевая прогулка по территории детского сада.

Цель: Продолжить формировать у детей представление о дифференцированных потребностях растений во влаге, приспособленность растений во влаге. Учит детей рассматривать особенности внешнего строения растений и на этой основе относить их к определенной категории. Беседа о том какие условия необходимы растениям для их хорошего роста. Рассматривание растений на территории сада. Сравнение их строение со строением кактуса.

Уточнить как определить засухоустойчивое или влаголюбивое растение. Кактус.

2 занятие Опыт «Почему дерево не падает», «Как через корень по стволу поднимается вода.

Цель: Формировать у детей представления о значении корневой системы в жизни растений; дать детям представление о роли корней в жизни растений. Учить делать выводы. Демонстрация: как с помощью корней закрепляется дерево в почве. Выводы Демонстрация с помощью марли: как вода поднимается вверх по стволу дерева. Тарелка с подкрашенной водой, марля; коробочка с песком, модель ствола дерева.

4 неделя

1 занятие Беседа об осени.

Цель: Сформировать у детей обобщённое представление об осени как времени года, когда заметно меняются условия жизни для живых существ (укорачивается день, становится холоднее). Растения и животные приспосабливаются к этим изменениям: лиственные деревья и кустарники сбрасывают листву, насекомые прячутся и замирают, перелетные птицы улетают в теплые края. Учить детей по значкам и рисункам календаря описывать события природы. Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Осень». Обратить внимание на красоту поэтического выражения. Беседа с детьми о признаках осени. Рассматривание картин по музыку Чайковского. Календарь природы, загадки об осени, картины на тему «Осень», диск с произведениями П.И. Чайковского «Времена года».

2 занятие Изготовление панно «Двор».

Цель: Закрепить знания детей о домашних животных и птицах, их повадках, внешнем облике; о том, почему их называют домашними. Упражнять в работе с красками и карандашами, ножницами Беседа с детьми о том, кто такие дом. животные. Рассматривание иллюстраций Рисование животных. Наклеивание их на ватман. Создание общей работы Лист ватмана, иллюстрации, картины с изображением дом. животных. Краски, карандаши, ножницы, клей.

Декабрь

1 неделя

1 занятие Через добрые дела можно стать юным экологом.

Цель: Раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки. Показать, что юный эколог - это ребенок, любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных) в детском саду и дома, создает для них хорошие условия жизни. Ввести в мир добрых дел и хороших поступков через литературные примеры. Работа с моделью дерева. Оденем сухое дерево листочками с хорошими поступками. Знакомство со стендом. Планирование своих хороших поступков. Книги - сказки, стенд «Панорама добрых дел: ребята хотят стать юными экологами», изо принадлежности, модель «Сухое (несчастное) дерево, зеленые листочки.

2 занятие Цикл наблюдения за елью.

Цель: Уточнить представления о ели, особенностях ее строения, ель - это живое дерево, которое не замерзло зимой, а просто уснуло до весны. Рассматривание ели и сравнение ее с игрушечной. Беседа чем ель похожа на другие деревья. Рассказ как отличить ель, сосну и лиственницу. Сравнить игрушечную ель от настоящей. Игрушечная ель, картинки сосны и лиственницы.

2 неделя

1 занятие Беседа о лесе.

Цель: Уточнить и расширить представление детей о лесе. Лес - это общий дом для животных и птиц. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, учить видеть красоту лесного пейзажа на картинках Приход в гости старичка Лесовичка. Беседа о том, что дети знают о лесе. Сообщение гостя о том, какие бывают леса. Загадывание загадок о грибах Рассматривание картин Репродукции картин о лесе, предметные картинки с изображением хвойных и лиственных деревьев, муляжи грибов.

2 занятие Изготовление плакатов на тему «Сохраним елку - красавицу наших лесов».

Цель: Познакомит детей с плакатом, как особым видом цветного рисунка, на котором есть слова, призывающие к добрым делам или соблюдение правил поведения. Учить придумывать содержание плакатов, направленного на сохранение елок, изображать его. Воспитывать желание защищать природу, доводить дело до конца. Сообщение темы занятия. Беседа что такое плакат. Придумывание содержания плаката. Коллективное рисование плаката. Вывешивание его на центральный вход детского сада. Плакат о природе, бумага, изо принадлежности, трафареты, текст призыв, название Зеленая елочка - живая иголочка».

3 неделя

1 занятие Наблюдение за елью.

Цель: Уточнить представления о ели, особенностях ее строения, ель - это живое дерево, которое не замерзло зимой, а просто уснуло до весны. Рассматривание ели и сравнение ее с игрушечной. Беседа сколько лет елке. Рассуждение как себя чувствует сломанная ель. Беседа ель очень красивое и полезное дерево.

2 занятие Экскурсия в зимний лес. Дать представление о лесе как сообществе множества растений и животных, проживающих на одной территории. Показать многоярусность смешанного леса. На всех ярусах живут животные лес - это их дом. Животные живут на том ярусе, на котором могут передвигаться, находить пищу, строить дом растения и животные одного леса связаны друг с другом, живут как одно сообщество. Люди, приходящие в лес, - это гости, они должны вести себя скромно, соблюдать правила, чтобы не нарушать жизнь хозяев. Сообщение темы занятия и цели экскурсии. Обсуждение правил поведения в лесу. Беседа о жизни животных в лесу зимой. Рассматривание следов на снегу. Зарисовки по памяти. Пособие «Этажи леса», изо принадлежности.

4 неделя

1 занятие Солнце, Земля и другие планеты.

Цель: Дать первоначальные представления о строении Солнечной системы. Солнце - это звезда, оно вращается вокруг себя, вокруг Солнца вращаются планеты - твердые, холодные шары. они тоже огромные, но меньше солнца. Познакомить с особенностями планет. Каждая планета вращается по своей орбите. Орбита - путь планеты вокруг солнца. У планеты Земля есть свой спутник - планета Луна, которая вращается вокруг Земли. Рассматривание карты солнечной системы с одновременной беседой по ней. Рассказ о Солнечной системе. Подвижная игра «Солнце и планеты». Моделирование смены дня и ночи. Модель Солнечной системы. Глобус, лампа, веревка, мел.

2 занятие Цикл наблюдений за водой и снегом.

Цель: Выявить такие свойства воды, как прозрачность, способность при низкой температуре принимать твёрдую форму (лёд). Опыт: вода принимает любую форму 2. Опыт: вода прозрачная 3. Опыт: из снега можно получить воду. Снег, формочки, вода горячая и холодная. Изготовление снежинок. Учить детей при помощи складывания вырезать снежинки симметричной формы. Совершенствовать умения детей при работе с ножницами. Рассматривание снежинок Показ способов вырезания снежинок Изготовление снежинок. Квадраты белой бумаги, белые салфетки, ножницы.

Январь

2 неделя

1 занятие Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу.

Цель: Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать выводы. Предложить детям рассказать гостю-зайчику о том, как живут звери в лесу зимой Работа с моделью маскировки животных Работа с моделью «Этажи леса» Совместно с детьми наклеить изображения растений, которые можно встретить в лесу животных. Картины «Лоси в зимнем лесу», «Зайцы в зимнем лесу», «Белки спасаются от куницы»; предметные картинки с изображением животных

2 занятие Цикл наблюдений за водой, снегом и паром.

Цель: Дать представление о пре и когда его можно увидеть. Познакомить с явлением испарения на примере наблюдения за водой в аквариуме. Наблюдение что такое пар и когда его можно увидеть. Наблюдение куда делась вода из аквариума. Наблюдение: когда из чашки идет пар, когда нет. Чайник. Вода, тарелочки. Стекло, зеркало.

3 неделя

1 занятие Земля - живая планета.

Цель: Уточнить представления детей о Солнечной системе, дать представление об уникальности Земли - на ней есть жизнь. Земля - это дом для всех людей, его надо любить, не разрушать, содержать в чистоте. На земле разные условия. Но везде есть жизнь. На Земле много водного пространства. Такой разнообразной жизни нет ни на какой другой планете Солнечной системы, потому что нигде нет таких условий. Беседа о Солнечной системе с одновременным рассматриванием карты. Рассказ Земля-живая планета. Игра марсиане на Земле. Рассказ детей о жизни на планете Земля. Рассказ детей о животном мире Земли. Беседа об охране планеты. Карта Солнечной системы, глобус. Картинки климатических зон.

2 занятие Изготовление модели «Этажи леса».

Цель: Учить детей устанавливать связи явлений, делать выводы. Уточнить представления детей о жизни животных в лесу, кто в какой нише («этаже») находится Беседа по теме «этажи леса» (растительный и животный мир). Алгоритм выполнения панно. Творческая работа детей. Лист ватмана, карандаши, ножницы, журналы для выстригания.

4 неделя

1 занятие Волк и лиса - лесные хищники.

Цель: Уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время: живут в лесу, питаются мясом других животных, которое добывают самостоятельно. Поэтому волк и лиса называются хищниками их боятся все мелкие животные: зайцы. Мыши, кроты, белки, волки, крупнее лисы, очень вынослив, может нападать на больших животных (оленя, лося). Зимой хищникам голодно, они подходят к жилищу человека, нападают на домашних животных. Формировать представление о приспособленности хищников добывать себе пищу. Упражнять в умении сравнивать и описывать животных. Рассматривание картин о лисе, составление рассказа (то же самое о волке) Выяснение вопроса, почему лиса и волк хищники Работа с моделью «Этажи леса». Игрушка-заяц. Картины «Волчья стая зимой, «Медвежья берлога, модель «Длинные и короткие ноги.

2 занятие Сравнение белого и бурого медведя.

Цель: Уточнить и расширить представление детей об образе жизни медведей, живущих в разных природных условиях, их приспособленности к ним. Учить детей сравнивать животных по внешности, образу жизни, характеру питания, месту обитания; выделять наиболее характерные признаки для сравнения - устанавливать сначала сходства, затем различия. Рассматривание картин, беседа по ним Игра- соревнование «Кто больше назовёт сходств и отличий. Смогут ли медведи жить, если они поменяются местами средой обитания. Картины «Семья белых медведей», «Медвежья берлога», «Медведи весной»; модель маскировки

Февраль

1 неделя

1 занятие Цикл наблюдения за попугаем.

Цель: Обратить внимание детей на внешние признаки птиц. Обратить внимание какие условия нужны попугаю, без этих условий птица может погибнуть, учить детей видеть проявления хорошего самочувствия птиц. Рассматривание попугая. Уход за птицей. Наблюдения реакции птицы на разные корма, посадка овса на корм. Клетка с попугаем.

2 занятие Цепочки в лесу. Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса - растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.

Цель: Дать знания о том, что лес - это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга. Чтение рассказа «Цепочки в лесу». Беседа по содержанию Выкладывание на фланелеграфе цепочек питания лесных обитателей. Рассказ «Цепочки в лесу» из книги «Экология в картинках, фланелеграф.

2 неделя

1 занятие Цикл бесед о попугаях.

Цель: Учить детей замечать отношения между птицами, установить, что перья разные по длине и окраске. Самостоятельное наблюдение за птицей. Вопросы уточняющего характера по теме. Клетка с птицами.

2 занятие Кто главный в лесу.

Цель: Уточнить представление детей о взаимосвязи обитателей лесного сообщества, их пищевой зависимости друг от друга. Показать, что главное звено в лесу - растения, которыми питаются животные. Дать детям представление о леснике - человеке, который заботится о лесе: бережет от пожара, подкармливает животных зимой, спасает некоторых из них от беды. Вспомнить рассказ «Невидимые весы», выстраивание пищевой цепочки. Беседа по содержанию рассказа. Знакомство с профессией лесника и его деятельностью. Рассматривание картин и беседа по ним. Рассказ «Невидимые весы» Картины «Зимняя подкормка диких животных», «Лесник спасает зайцев».

3 неделя

2 занятие Целевая прогулка на территорию детского сада.

Цель: Развивать у детей наблюдательность, внимание. Развивать способность замечать что-то новое, необычное в природе. Воспитывать желание любоваться красотой природы. Учить для описания явлений природы подбирать различные определения, эпитеты. Наблюдение за погодой, определение её состояния. Выбрать вместе с детьми дерево для дальнейших наблюдений за ним: обратить внимание на количество листвы на нём, цвет листвы, покров земли.

4 неделя

1 занятие Пройдет зима холодная...

Цель: Уточнить представления детей о зиме, о жизни растений и животных зимой. Показать зависимость состояния растений от внешних условий. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям. Беседа о зиме с рассматриванием календаря Посещение выставки зимнего пейзажа. Самостоятельная изобразительная деятельность на тему зимы под музыку Календарь наблюдений за природой, картины о зиме, запись произведений П.И.Чайковского «Времена года».

2 занятие Рисование «Наше дерево».

Цель: Учить детей точно передавать дерево, которое дети наблюдали накануне, покров земли. Совершенствовать технику владения кистью и красками. Вспомнить дерево на участке. Описать его. Показ рисования ствола, веток. Работа детей. Сравнение нарисованных деревьев с оригиналом на улице. Организация выставки. Изо принадлежности.

Март

1 неделя

1 занятие Подарок любимому человеку 8 марта.

Цель: Побуждать детей осмысливать своё отношение к окружающим близким людям. Учить выражать это отношение готовностью сделать приятное. Продолжить знакомить детей с произведениями искусства, на которых изображена природа. Учить детей осмысливать своё впечатление от природы, совершенствовать эстетическое видение её красоты. Беседа с детьми о близких людях Сообщение воспитателя о том, как люди празднуют Женский день. Предложить сделать близким подарок. Изготовление подарков Различные произведения искусства. Материал для рисования, рамки паспарту разного размера.

2 занятие Посадка цветочной рассады.

Цель: Упражнять детей в посадке семян, рассады для цветов. Показать детям влияние условий на рост растений. Рассматривание картин с изображением клумб. Отметить их красоту. Предложить детям самостоятельно вырастить рассаду цветов для клумб. Цветочные семена, земля, ящики для рассады.

2 неделя

1 занятие Что мы знаем о птицах.

Цель: Уточнить представление детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и птиц, живущих в уголке природы. Формировать обобщённое представление о птицах как наземно-воздушных животных, которые могут летать и жить на земле. Рассматривание картинок. Уточнить с детьми свойства воздуха Опыт «Как летает птица» (с веером), «почему водоплавающие птицы не тонут в воде». Картинки с изображением птиц, 2 листа бумаги, 2 бумажных голубя, набор перьев.

2 занятие Сравнение домашних и диких животных.

Цель: Уточнить с детьми признаки домашних и признаки диких животных: живут вместе с человеком не боятся его, используются им в хозяйстве. Показать, чем домашние животные отличаются от диких. Упражнять детей делать умозаключения: объяснять, сравнивать, доказывать, применять знания в новых ситуациях Рассматривание картинок, беседа по ним. Выяснение, чем дикие животные отличаются от домашних. игра-соревнование «Кто больше даст правильных ответов» Картины с изображением животных, игрушки: медведь, мышка.

3 неделя

1 занятие Сравнение кроликов и зайцев.

Цель: Уточнить представления детей о жизни зайцев в лесу, кроликов, как домашних животных. Дать представление о диких кроликах, их местах обитания, образе жизни. Показать их отличие от зайцев и дом. кроликов. Уточнить признаки диких и домашних животных. Рассказ воспитателя о зайцах и диких кроликах Размышления детей: степные кролики - это дикие животные или домашние? Картины с изображением зайцев и домашних кроликов; самодельный глобус, игрушечный зайчик.

2 занятие Размножение комнатных растений.

Цель: Уточнить с детьми признаки живых организмов; что растения живые, они могут размножаться. Познакомить детей, что растения можно размножать с помощью деления корневища, отростков, деток, листьям, воздушными отводками. Рассмотреть растения Сообщение воспитателя о том, как могут размножаться растения. Привлечь детей к размножению растений Комнатные растения: хлорофитум, фиалка, бальзамин, берёзка, фикус.

4 неделя

1 занятие. Когда животных в природе становится много или мало.

Цель: Уточнить представления детей о том, как получаются в природе пищевые связи растений и животных (цепочки питания). Показать, что изменение одного звена ведёт к изменению всей цепочки. Иногда в этом повинны люди, которые действуют неправильно. Совместно выстроить лесную цепочку питания. Выяснить, почему нарушается цепочка питания Чтение рассказа «Взрыв без шума». Беседа. Чтение рассказа «Что делать с кроликами?». Беседа Фланелеграф и контурные изображения лесных цепочек питания; рассказы «Взрыв без шума», «Что делать с кроликами?», игрушечный зайчик.

2 занятие Олени и хищники.

Цель: Уточнить и расширить представления детей о взаимосвязи обитателей леса, цепочки питания. Показать положительную роль хищника в равновесии лесного сообщества (на примере волка) Рассмотреть цепочки питания. Остановить внимание на звеньях с хищниками. . Рассмотреть картины с волком, уточнить особенности его жизни в лесу. Рассказ «Олени и хищники», картины с изображением волков, фланелеграф, контуры цепочек питания.

Апрель

1 неделя

1 занятие «Зеленая служба Айболита» - весенний уход за комнатными растениями.

Цель: Учить детей по внешним особенностям растений определять их хорошее или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и способы ухода, которые могут их восполнить. Уточнить представления о том, что есть светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Их можно узнать по внешним признакам. Приезд доктора Айболита Сообщение Айболита о весеннем пробуждении растений Осмотр растений группы. Советы. Выявление растений, которым требуется помощь. Оказание помощи растениям. Кукла Айболит, чемоданчик доктора с инструментами (палочки для рыхления, пульверизатор, мешок с землёй.

2 занятие (повторение темы)

2 неделя

1 занятие Морские коровы и Красная книга.

Цель: Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных. Морские коровы - животные. Которых больше никогда не будет на Земле. Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями. Развивать воображение детей в изо деятельности. Чтение рассказа. Рассказ воспитателя о Красной книге. Предложить детям нарисовать морскую корову. Рассказ «Морские коровы и Красная книга».

2 занятие Лес в жизни человека.

Цель: Уточнить представление детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. В лесу человек отдыхает, укрепляет здоровье, наслаждается тишиной, лесными запахами, красотой природы. От леса человек много получает для своего хозяйства. Каждый человек должен правильно вести себя в лесу. Воспитывать в детях желание заботиться о лесе, о его обитателях. Рассматривание картин, иллюстраций о лесе Беседа с детьми об увиденном. Сформулировать правила поведения в лесу; правила как можно сберечь лес. Выставка «Лес в жизни человека».

3 неделя

1 занятие Земля, с днем рождения тебя.

Цель: Уточнить представления детей о жизни на Земле. Показать, что в различных местах условия разные. Человек, животные и растения приспособились жить почти везде воспитывать чувство гордости за свою планету. Побуждать у детей желание сделать приятное для Земли - сказать хорошие слова, выразить добрые намерения в рисунке. Торжественная часть Развлекательная программа. Празднично украшенный зал, выставка рисунков детей.

2 занятие Высадка цветочной рассады на клумбу.

Упражнять детей в посадке рассады на клумбе, прививать любовь к земле, желание сделать окружающую обстановку красивее. Подготовка места для посадки Рассматривание рассады, определение частей растения. Показ способа посадки рассады. Цветочная рассада, детские наборы для работы с землёй

4 неделя

1 занятие Птичий город на деревьях.

Цель: Дать представление дошкольникам о заповедниках как местах, где богатую природу специально охраняю. В заповеднике их охраняют, поэтому их не становится меньше. Чтение рассказа с показом иллюстраций. Беседа по прочитанному Рисование иллюстраций к рассказу. рассказ «Птичий город на деревьях» из книги «Экология в картинках».

2 занятие Мой родной край, памятники природы. Познакомить детей памятниками природы своей территории. Показать. Что на ней ценного, что охраняется. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края. Побуждать желание побывать в этих местах. Беседа о крае. Беседа о необходимости сохранения природы.

Май

1 неделя

1 занятие Кому нужна вода?

Цель: Уточнить с детьми представление о том, что вода - очень ценный продукт, она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Познакомить для чего люди используют воду. Получить чистую воду из реки очень трудно, поэтому ее надо беречь. Хорошо закрывать кран, чтобы она не зря текла. Познакомить детей с круговоротом воды в природе, с явлением кислого дождя, который получается от загрязнения воздуха. Кислый дождь вреден всем: земле, растениям, животным и людям. Беседа с детьми «Кому нужна вода» Рассматривание картин, беседа по ним. Чтение рассказа. Беседа по содержанию. Глобус, картины с изображением реки, озера, моря, пустыни; предметные раздаточные картинки с изображением того, как человек использует воду.

2 занятие. Бережно относимся к бумаге.

Цель: Познакомить детей с разными видами бумаги и ее назначением; объяснить, что бумагу делают из древесины, бумага очень важна. Знакомство с выставкой бумаги. Рассказ из чего и как получают бумагу. Беседа об изготовлении книг для детей. Беседа о бережном и экономичном отношении к бумаге. Разные виды бумаги и изделия из нее, картонные коробки, рулоны обоев; старые детские книги, предметы для их подклейки, скотч.

2 неделя

1 занятие Сравнение аквариума с рекой.

Цель: Уточнить представление детей о реке и об аквариуме. Упражнять детей устанавливать цепочки питания, делать цепочки питания, делать сравнения естественного и искусственного водоема. Сравнительный анализ растительного и животного мира реки и аквариума. Моделирование Игра - соревнование «Чем аквариум отличается от речки и чем они похожи». Фланелеграф, искусственные рыбки, изображения обитателей реки.

2 занятие Море бывает в беде.

Цель: Дать детям представление о море, его разных состояниях, его обитателях. Познакомить с тем, что человек своей деятельностью загрязняет море: от нефти, мусора гибнут морские животные, портится вода. Рассматривание глобуса. Рассказ воспитателя о море. Рассматривание картин, репродукций о море. Чтение рассказов «Нефть в море», «Отчего погибли киты». Глобус, репродукции И. К. Айвазовского. Предметы морского происхождения. Рассказы «Нефть и море», «Отчего погибли киты».

3 -4 неделя диагностика


3.8. Список литературы

1.Николаева, С.Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду идома / С.Н.Николаева - М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2013. - 120 с.

2. Николаева, С.Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада: для работы с детьми 3-4 лет / С.Н.Николаева - М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016. - 104 с.

3.Николаева, С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада: для работы с детьми 4-5 лет / С.Н.Николаева - М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016. - 176 с.

4.Николаева, С.Н. Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада: для работы с детьми 5-6 лет / С.Н.Николаева - М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016. - 192 с.

5.Николаева, С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада:для работы с детьми 6-7 лет /С.Н.Николаева - М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016. - 208 с.

6.Наглядно-дидактическое пособие С.Н.Николаевой «Картины из жизни диких животных: Бурый медведь» - М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016

7.Наглядно-дидактическое пособие С.Н.Николаевой «Картины из жизнидиких животных: Заяцбеляк» - М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Хачатрян Лилит Суреновна

Дата: 22.10.2024

Номер свидетельства: 658245

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Парциальная программа по реализации образовательной области «Познавательное развитие» «Юные экологи»"
    ["seo_title"] => string(80) "partsialnaia_programma_po_realizatsii_obrazovatelnoi_oblasti_poznavatelnoe_raz_1"
    ["file_id"] => string(6) "658350"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1729694676"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства