Просмотр содержимого документа
«Памятка для родителей "Рекомендации от учителя-логопеда на летний период".»
Рекомендации родителям от учителя-логопеда на летний период.
Приближается лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах.
В ажно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Летом можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры.
Необходимо формировать привычку правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения. Чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он может потерять сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше! Будьте внимательны к речи ребёнка! Не допустите этого!
Предлагаю Вам летом повторять, закреплять те знания и умения, которые приобрели дети.
Развивать общую и мелкую моторику:
делать гимнастику, прыгать, бегать, маршировать, стоять и прыгать на одной, двух ногах;
выполнять массаж пальчиков, упражнения для пальчиков;
лепить из пластилина, глины, раскрашивать, штриховать, обводить по контуру, рисовать;
вырезать ножницами геометрические фигуры, выполнять аппликации;
сдувать ватку с ладошки, дуть на карандаш, лежащий на столе;
играть на духовых музыкальных игрушечных инструментах (дудочки,
свистульки, гармошки).
Выполнять артикуляционную гимнастику!
Повторять все изученные буквы и звуки: гласные звуки обозначаем красным цветом, согласные твердые - синим, мягкие - зеленым.
Развивать фонематический слух:
«поймать» заданный звук среди других звуков;
назвать слово на заданный звук;
разделить слово «прохлапыванием» на слоги;
назвать первый (последний) звук в заданном слове,
определить место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);
назвать в заданном слове только гласные звуки;
повторить за взрослым «слоговые дорожки», например: са-су-сы; то-та-тэ-ту; ша-шу-ша-ши; па-па-ба; ко-го-ко; ала-оло-улу; эла-эло-элы и т.д.
Закреплять (автоматизировать) поставленные звуки в словах, чистоговорках, стихах, контролировать их в речи.
Развивать словарный запас, грамматический строй речи и связную речь детей - повторять темы, изученные на занятиях.
Читайтать книги, журналы; учить стихи, отгадывать и заучивать загадки; читайте рассказы и сказки, пересказывайте их; составляйте рассказы по картине, о предмете, о явлении природы, о животном и т.д.
Следить за грамматикой. Исправлять ошибки:
в употреблении предлогов: В, ИЗ, НА, ПОД, К (например, Шишка упала из ветки – Шишка упала с ветки)
в согласовании слов (например, Я видел на ветке две птички – Я видел на ветке двух птичек)
неправильный порядок слов в предложении (например, «Дети играют в игры интересные». – Дети играют в интересные игры.)
Продолжать вместе с детьми читать художественные произведения, сказки, детские журналы, пересказывайте короткие сказки, рассказы, сочиняйте свои сказки, рассказы, опираясь на личный опыт ребенка, в вечернее время беседуйте с ребенком об увиденном и прожитом за день
Закрепляйть в памяти детей отработанный за год лексикон: названия месяцев, явлений природы (гроза, туман, ливень и т.д.), названия растений (ягод, цветочных растений, деревьев, овощей и фруктов), названия животных, диких или домашних и т.д.
Выполнение всех этих рекомендаций – большой вклад в работу
по формированию правильной и красивой речи, залог будущего успешного