kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Памятка для педагогов: "Стратегия поведения при конфликтной ситуации с родителями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слово "конфликт" в переводе с латинского означает "столкновение".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Памятка для педагогов: "Стратегия поведения при конфликтной ситуации с родителями"»

Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Как правило, о негативных последствиях конфликта говорят много: это и большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он способствует получению новой информации, разрядке напряженности, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения.
Вместе с тем, признавая конфликт нормой общественной жизни, психологи подчеркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог – родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.
Причины конфликта различны: несоответствие целей, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.
Специалисты, как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта:
 возникновение конфликта (появление противоречия);
 осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон;
 конфликтное поведение;
 исход конфликта.

 

Конфликт «педагог – родитель» обычно предполагает протекание по типу «начальник – подчиненный», что и обусловливает поведение воспитателя как обвиняющей стороны. Если раньше такое положение устраивало обе стороны, то теперь родители, обладая определенными знаниями и опытом в области психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада. Кроме того, подобное поведение может вызвать агрессивное поведение даже у миролюбивого родителя. Поэтому во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации желательно осознать и осуществить на практике линию партнерского взаимодействия «на равных».



Стратегия поведения при конфликтной ситуации с родителями»

 

1.    При взаимодействии с родителями не допускать, чтобы преобладали отрицательные эмоции;

 

2.     признать как минимум половину своей вины за возникновение конфликтной ситуации, а не перекладывать всю вину на родителей;

 

3.   помнить, что стереотипы общения могут мешать как педагогу, так и родителям ( если папа - «большой начальник», он и с педагогом может начать разговор как с подчиненным);

 

4.  после конфликта дать возможность успокоиться себе и родителям;

5.    не избегать общения после конфликта;

 

6.     через некоторое время обсудить случившееся, разобрать причины эмоциональных реакций как родителей, так и педагогов;

 

7.      выработать общую точку зрения на причины случившегося и наметить общую стратегию, чтобы подобное не повторилось.

 

Необходимо также понимать, что в непростых жизненных ситуациях мы все можем стать «трудными» для окружающих нас людей.

 

Для того чтобы минимизировать проблемы во взаимодействии педагогов и родителей, необходимо учитывать следующее:

 

- как родители, так и педагоги могут испытывать трудности во взаимодействии, например из-за возрастных и половых различий; - значимые различия в уровне образования могут стать барьерами во взаимодействии;

 

- как педагоги, так и родители могут испытывать трудности во взаимодействии из-за плохого физического и (или) эмоционального состояния; - родитель и педагог могут напоминать друг другу по внешним и (или) внутренним

 

качествам человека, взаимодействие с которым ранее носило негативный характер;

 

- психологические типы педагога и родителей могут быть трудносовместимыми, что может осложняться недостаточной гибкостью и недостаточной компетентностью в общении.

 

Рекомендации по взаимодействию с трудными психологическими типами родителей

 

1.  Идет напролом, агрессивен, бесцеремонен и временами даже груб. Часто не видит и не слышит ни себя, ни собеседника. Взаимодействие рассматривает как игру-соревнование, боится оказаться неправым и, чтобы не проиграть, нападает первым.

 

Рекомендации: лично к вам агрессия не имеет отношения – он ведет себя так со всеми. Говорить необходимо кратко, ясно, спокойно, уверенно, так, чтобы чувствовалась ваша сила. Не говорите, что он не прав. Излагайте свою точку зрения как иную, отличную от его точки зрения. Оставляйте последнюю реплику за собой.

 

2.  Склонен к скрытой агрессии, прямое нападение не характерно. Нападает исподтишка.

 

Рекомендации: никогда не пропускайте подобные нападки, тактично дайте понять, что заметили нападение. Например, можно спросить: «Что вы имеете в виду?» в открытом поединке проигрывает, поэтому помогите достойно выйти из положения, например при помощи шутки.

 

3.  Как обиженный ребенок может неожиданно взорваться. Не в состоянии простить ни себе, ни другим потерю над ситуацией. Постоянно недоволен самим собой.



Рекомендации: дайте разрядиться, проявите сочувствие.

 

4.  Всегда всем недоволен, не верит себе, ни другим и во всем разочарован.

 

Рекомендации: покажите, что вы понимаете проблему, это поможет такому родителю вернуть уважение к себе. Ему важно, чтобы его услышали и поняли. Переключите его энергию на поиск выхода из проблемы.

 

5.    Все знает лучше других и не терпит компетентности других. Хочет управлять событиями, соперников буквально парализует острыми замечаниями и бестактностью.

 

Рекомендации: не воспринимайте его бестактность как личное оскорбление, он ведет

себя так со всеми. Излагайте свою позицию в разговоре с ним: « может быть», «мне

 

кажется». Используйте местоимения: «мы», «у нас». Этот подход поможет превратить родителя в союзника.

 

6.       Сильно переживает по любому поводу и ни с кем не делиться своими переживаниями. Ощущает безысходность и заражает всех окружающих этим ощущением. Постоянно стремится к совершенству и не может его достичь.

 

Рекомендации: не критикуйте и не торопите. Эффективна позиция «Да, это все ужасно!». Эта позиция может развернуть такого родителя на 180 градусов. Найдите и подчеркните в оценках все то, что является полезным и конструктивным.

 

7.    Очень хочет понравиться другим и пытается сделать это любой ценой. Готов делать все, что угодно, лишь бы понравиться, и, как правило, подводит в трудную минуту.

 

Рекомендации: необходима четкая договоренность: что, где, когда. Подчеркните, что вам важна правдивость высказываний.

 

8.    Находится в тени, не проявляет себя, боится ответственности. Не тщеславен, не стремится к самоутверждению.

 

Рекомендации: такого родителя во время разговора необходимо подбадривать шутками. Показать, что позиция «в тени» не только вредит самому родителю, но и может иметь отрицательные последствия для ребенка.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Памятка для педагогов: "Стратегия поведения при конфликтной ситуации с родителями"

Автор: Ольга Николаевна Петрова

Дата: 22.01.2024

Номер свидетельства: 644403


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства