Просмотр содержимого документа
«Палочки Кюизенера-как средство формирования математических представлений»
Палочки Кюизенера- как средство формирования математических представлений.
Набор счётных палочек, разработанный педагогом из Бельгии Дж. Кюизенером, популярен во всём мире.
В детском саду по этой методике можно заниматься с детьми любого возраста, постепенно усложняя задания по мере взросления детей. Пособие предназначено в первую очередь для развития у дошкольников математических представлений , но оно затрагивает и другие образовательные области (развитие речи, эстетическое воспитание).
В комплект входят группы палочек разной длины и цвета
Комплектация набора не случайна, а является сложно продуманным математическим множеством. Каждый цвет и каждая длина соответствуют определенному числу. Например, палочка белого цвета – это куб со стороной 1см, она соответствует числу -1; палочка розового цвета – это прямоугольная призма длиной 2см и соответствует числу 2; палочка оранжевого цвета – длиной 10см и соответствует числу10. Таким образом, все палочки в наборе различаются по трем признакам: цвет, длина и число, которому они соответствуют. Кроме того, цвет палочек тоже не случаен. Все палочки в наборе распределены по цветовым семействам, к каждому из которых, относятся палочки, объединенные по определенному соотношению в их величине. Например, “красное семейство” составляют палочки розового, красного и бордового цветов, и соответствующие числам 2,4 и 8, то есть числам кратным 2. “Синее семейство” – палочки голубого, фиолетового и синего цветов, соответствуют числам 3, 6 и 9, то есть числам кратным 3. В “желтое семейство” входят палочки желтого и оранжевого цвета, соответствующие числам 5 и 10.
Палочки дают возможность выполнять упражнения и в горизонтальной в вертикальной плоскости на одном и том же месте, например на столе; с палочками можно «играть» и на полу.
Игры для средних-старших дошкольников с использованием палочек Кюизенера:
-«Выбери число». Палочки раскладываются по возрастанию (10 шт.). Воспитатель показывает карточку с изображением числа, а дети выбирают соответствующую палочку.
-С закрытыми глазами дошкольник должен найти в наборе 2 элемента одинаковой длины (затем 3 или 4).
-«Измерь шаги». Мышка и мышонок решили измерить длину дорожки шагами. У мышки получилось 3 шага, а у мышонка — 6, хотя расстояние было одинаковым. Задача ребят — изобразить с помощью палочек шаги обоих героев (осваивается понятие условной меры).
-«Домики для куколок». Воспитатель демонстрирует силуэты трёх разноцветных кукол разного размера и раздаёт каждому ребёнку их набор. Дом красной куклы ниже, чем дом синей, а дом синей ниже, чем дом жёлтой. Ребята должны выложить из палочек соответствующие картинки.
-«Мосты для животных». По такой же словесной инструкции строятся мостики для животных, чтобы они смогли перебраться через речку: у медведя мост шире, чем у зайца, а у зайца шире, чем у мышонка.
-«Сложи по описанию». По указанию педагога дети выкладывают на столе ромб, пирамиду, бант, снежинку, ворота, треугольник.
-Создание из палочек объёмных построек, например, пирамиды, колодца, башни, избушки Бабы-яги и пр.
-Достраивание симметричных картинок. Дошкольнику предлагается картинка, где схематически изображена половина какого-либо предмета, например, бокала. Задача ребёнка — дополнить изображение в той же цветовой гамме.
-Выкладывание на скорость букв и цифр с помощью набора Кюизенера.
-«Разложи яблочки в корзинки». На яблоне выросли красивые сочные яблочки, их 10. Их необходимо разложить в две корзины разными способами (закрепляется состав числа 10). Дети выполняют задание — составляют число 10 из двух счётных палочек, каждая из которых соответствует определённому числу (например, жёлтая и жёлтая — 5 и 5 или синяя и белая — 9 и 1 и т. д.). Выясняется, в каком случае яблоки будут разложены поровну.
-«Сплети коврик из палочек». Ребятам предлагается сплести коврик по определённым правилам: все ряды должны быть разными, каждый ряд состоит из палочек, которые по длине суммарно равны красной, заканчивается коврик белой бахромой.