Актуальность данного материала: По данным областного медико-психологического семинара в КРЦППМС, значительный процент детей Московской области имеет перинатальные поражения, родовые травмы (травмы шейно- воротниковой зоны и др. нарушения здоровья. Все это сказывается на общем физиологическом статусе ребенка и развитии всех познавательных процессов: внимания, памяти, мелкой моторики, речи. В настоящее время воспитатели, педагоги-психологи, логопеды ДОУ встречаются с обилием мозаичных нарушений воспитанников: ЗПР разного генеза, фонетические и фонетико-фонематические недоразвитие речи, общее недоразвитие речи разной степени; дискалькулии, гиперактивность, агрессивность и другие варианты отклоняющегося поведения и все это на фоне периферического или общего органического поражения ЦНС. Перед нами встала проблема: - какой метод выбрать для коррекции и реабилитации детей, позволяющий в краткосрочный период достичь положительной динамики в развитии познавательных функций и эмоционально-коммуникативной сферы воспитанников, т.е приостановить развитие дизонтогенетических механизмов в формировании психики ребенка В данной ситуации необходим метод нейрокоррекции, обеспечивающий постепенное восстановление поврежденных участков головного мозга через развитие сенсорного интеллекта с участием зрительных, слуховых, тактильных ,двигательных ощущений. Средством для этого выступают кончики пальцев малыша, так именно здесь сосредоточены внимание, память, речь. Кроме этого каждый пальчик является каналом определенного органа (например, мизинец отвечает за состояние сердца). Работая над раздельными и синхронными движениями пальцев рук, используя аккупунктурное воздействие на кончики пальцев воспитанников, педагог-психолог не только развивает все познавательные процессы, но и способствует восстановлению поврежденных участков мозга и профилактике психосоматических дисфункций ребенка. В интернет - ресурсах можно найти много источников по развитию мелкой моторики, но трудность заключается в том, что руки детей спазмированы, недостаточно сформирована тактильная и двигательная память каждого пальца ребенка и проведение пальчиковой гимнастики вызывает затруднения у многих детей. Именно поэтому я выбрала форму пальчикового практикума с использованием элементов замещающего онтогенеза на основе обрезной вспомогательной перчатки. Перчатку с изображениями можно использовать по всем сказкам для детей дошкольного возраста. Я предлагаю пальчиковый практикум по сказке «Рукавичка» Пальчиковый практикум с элементами кинезиотерапии по сказке «Рукавичка» Предварительная подготовка: чтение сказки «Рукавичка». Оборудование: обрезные перчатки с цветовым обозначением героев сказки, ящички с изображением волка, медведя, лисы, зайца (присыпаны песком), ящик с изображением солнышка, развертки с кинетическим песком , камешками, палочками, ритмическим рисунком для стука, игра «Подбери заплатку», «Найди изображение», песочный стол с зашумленными изображениями, кубик для биоэнергопластики, деревянные фигурки волка, лисы, медведя, зайца Образовательные области: познавательная, речевая, физическое развитие, социально-коммуникативная Цель практикума: оптимизация функционального статуса глубинных образований мозга, формирование базиса для формирования подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий. Задачи. Обучающие: Закрепить знания геометрических фигур, умение выстраивать сериации по памяти; закрепить знания признаков весны; учить отражать в речи сюжеты, изображенные на картинках. Развивающие: Развивать внимание, тактильную и двигательную память, умение выделять сенсорные признаки. Способствовать формированию чувства ритма, умения согласовывать речь с движением. Формировать умение совершать точные, мелкомоторные движения с предметами ,действуя по словесному указанию, прицельные движения пальцами ведущей руки, ориентируясь на заданный темп и образец, менять темп движений по сигналу; передавать в движении заданный ритм. Воспитывающие: Способствовать воспитанию навыков коммуникативного взаимодействия со сверстниками: доброжелательные отношения Воспитывать эмоциональный интеллект, создавать положительный эмоциональный фон, способствовать позитивной социализации: развивать элементы контроля за движениями сверстников, стимулировать стремление качественно выполнять свои действия; создавать положительный эмоциональный фон, радость познания, положительное самоощущение, проявление целенаправленности 1 Актуализация представлений по сказке «Рукавичка» (внимание, память, сериация) Посмотрите на иллюстрацию и скажите, какую сказку мы с вами читали? А дедушка варежку нашел? А что случилось с жителями варежки? Ой, а где же они? Они превратились в квадратики. Цвет квадратика напоминает цвет шерсти животного. Расставьте героев сказки от самого большого до самого маленького. Кто самый большой, высокий, кто самый маленький, низкий. 2 Мотивационная установка Хотите узнать продолжение сказки? Попробуйте угадать, название новой сказки Разошлись мальчики по чуланчикам Каждый мальчик в свой чуланчик 3 ТРИЗ - технология, внимание Прошла зима и дедушка снова отправился в лес. Как звали дедушку? А за ним бежала собачка. Как могли звать собачку? А в какое время года шел дедушка? Почему? И потерял дед перчатку. Скажите, чем отличаются эти 2 картинки. 4 Развитие тактильного (ручного) интеллекта. А кто поселился в перчатке? Давайте угадаем. Игра «Угадай на ощупь» (лисичка, медведь, заяц, волк -деревянные игрушки) 5 Зашумленные изображения (зрительная избирательность, умение различать сенсорные эталоны) Игрушки мы угадали, но поиграть мы не можем Сочинить сказку и разгадать героев помогут наши руки ( наши пальчики превращаются в ножки какого животного (медведя, лисы, волка и зайца (пружинки су джока раскрашены в цвет героев: коричневый рыжий, серый, белый) Посмотрите дорожки перепутались. По какой дорожке шел медведь, лиса, волк, заяц?(найдите глазками) Пройдите по дорожке (указательным и средним пальцем проводят дорожку 6 Целенаправленные мелкомоторные движения на кинетическом песке по образцу педагога Самомассаж пальцев и выполнение движений указательным и средним пальцем ведущей руки по словесному указанию педагога. Массаж пальцев Зима отступает (пружинкам вверх и вниз по указательному пальцу) Весна наступает (аналогично по среднему пальцу) Звери погулять пошли (идем по камешкам вперед) Домики себе нашли Лиса, волк по лесу рыщут (идем между камешками назад) Добычу ищут Мишка косолапый просыпается (убираем палочку у домика (крышу) на каждое слово) Лиса норку охраняет (выкладываем треугольник в углу- На каждое слово-палочка) Детенышей защищает (кладем 2 пуговки) 7 Биоэнергопластика Наши звери были очень рады, когда попали в рукавичку (одеваем перчатки) и стали они петь. Психолог показывает кубик с цветовым обозначением медведя, волка, лисы, зайца и показывает образец произнесения с одновременным показом: а - пальчики в стороны (верх-низ, о - соединяем указательный и большой палец в овал, у – вытягиваем пальчики вперед 2 клювиком, Ы - пальцы растягиваем в стороны (большой влево, остальные вправо) Волк : у, заяц о, медведь ы, лиса а. Получилась дружная песня : – У, – О, – Ы, - А. Психолог вращет кубик в разных направления, ускоряя движение. 8 Физминутка (синхронные движения одноименными пальцами) Психолог: звери стали танцевать На одной руке у вас большие звери, на другой детеныши Пошли танцевать лиса с …лисенком, волк с …волчонком, медведь с …медвежонком, заяц с ..зайчонком(соединяют пальчик с оранжевым значком с оранжевым значком, серый с серым, белый с белым (можно заменить одноименным вращением вокруг пальца) А потом пошли плясать по камешкам (зайчик с зайчонком (постукиваем пальчики с белым кружком ),лиса с лисенком (постукиваем пальчики с оранжевыми кружками)волк с волчонком ( постукиваем пальчики с серыми кружками),медведь с медвежонком ( постукиваем пальчики с коричневыми кружками) 9 Развитие речи , тактильная и двигательная память Солнышко поднялось высоко. Какое? Ответы детей: теплое, большое, желтое, радостное и т.п; ребенок называет слово , рисует лучик безымянным пальцем Психолог: давайте лучики порисует лисичка (безымянный) палец. 10 Тактильный интеллект .Рисование кругов в домике (вращательные движения указательным пальцем от центра к периферии, изображены присыпаны песком) Психолог: Пока звери плясали, дедушка пришел и перчатку забрал Нашим героям пришлось строить себе домики. Давайте посмотрим, кто в каком домике (рисуем по кругу) и называем, кто это? Медведица с медвежонком, зайчонок, лиса с лисенком, волк с волчонком. Посмотрите, а почему зайчик один? ( мама зайчиха всегда оставляет своих детенышей, чтобы их не нашли хищники, а зайчонка вскармливает чужая мать) Рисование домиков мизинчиками А к нашим героям приходили гости: они у вас на мизинчиках. Кто это? (догадываются по цвету) Лягушка, Мышка, Кабанчик, зайчиха. Лягушка сказала: какой прекрасный ….мир (дети договаривают словечко и дорисовывают домик по показу психолога-на каждое слово черточка мизинцем) Мышка сказала: какой красивый ….дом Кабанчик сказал: какая веселая сказка Зайчиха сказала: какой замечательный день 11 Двигательная память, развитие межполушарного взаимодействия Синхронные движения одноименных пальцев (на каждое слово сгибаем одноименные пальцы) Наши (указательные) ручки (средние) хороши (безымянные) Двери (указательные) сказки (средние) отворили безымянные), Конец (указательные) сказки (средние) сочинили (безымянные) 12.Работа над мелодикой речи. (Игра с использованием ритма) Рисовали теремок, теремок (хлопаем в ладоши с учетом слогового ритма) Не высок, он не высок, не высок (хлопаем по коленям) Быстро, быстро кто-то к терему бежит (топаем) У дверей остановился и стучит (стучим кулаком по ладошке). Дети стоят в кругу и произносят слова, отбивая ритм. Родительское собрание в средней группе ДОО (данный материал можно использовать при индивидуальном консультировании родителей детей с ОВЗ, речевыми нарушениями. Тема: Пальчиковый практикум - уникальный метод развития познавательных способностей и здоровьесбережения детей дошкольного возраста Уважаемые родители, играли ли с вами ваши родители в пальчиковые игры. Играете ли вы со своим ребенком в пальчиковые игры? Как вы думаете для чего это необходимо? Рука - это вынесенный наружу мозг человека (И. Кант). На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать состояние внутренних органов. Например, мизинец-сердце, безымянный - печень, средний кишечник, указательный - желудок, большой палец - голова Следовательно, воздействуя на определенные точки можно влиять на работу всех органов, влиять на работу коры головного мозга –(работоспособность коры головного мозга внимание, память, мышление, воображение и речь, снимается тревожность, появляется возможность построения эмоционально-доверительных отношений, т.е возникает позитивная самореализация в группе сверстников. В интернет - ресурсах вы найдете много источников с пальчиковой гимнастикой, но при выполнении ее дети сталкиваются с трудностями: Рука очень спазмирована, ребенок не может выполнить движение каким-то одним пальцем, работает каким- то одним пальчиком. Как вы думаете почему? По данным главного педиатра Кемеровской области 2017 года в Кузбассе нет здоровых детей, дети Кузбасса «условно здоровы». Для того, чтобы ваш ребенок хорошо усваивал весь познавательный материал и звуковой состав родной речи был представлен в речи ребенка,необходима база – это база и есть развитие мелкой моторики ребенка и логопеды стажисты рекомендуют развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика, графические письменные задания. Прежде чем начать пальчиковую гимнастику, необходим подготовительный этап: добиться раздельного разгибание каждого пальчика. Именно этому первому этапу посвящена наша гостиная сегодня. Для того, чтобы ребенок почувствовал каждый пальчик можно использовать перчатку с обозначениями каждого пальца, рисованное пианино, ладошки, изображения героев по сюжету гимнастики. Первые пальчиковые игры - это потешки, прибаутки, заклички, стихи Потому что в них заложена рифма и ритм, а дети чувствительны к этим компонентам. Правила выполнения: 1 С начала одной рукой, другой рукой (педагог или ребенок держит вторую руку) 2 Двумя руками Виды движений: постукивание, шевеление, пригибание и потирание в разных направлениях Конечная цель: синхронное движение пальцев обеих рук. Практика: 1 перчатки, нарисованный хомячок на бумаге (для педагога и ребенка) Хомка, хомка, хомячок, полосатенький бочок (поглаживаем бочок хомячка указательным пальчиком одной или двумя руками) Хомка раненько встает (шагаем по изображению указательным и средним пальцем) Спинку моет, щечки трет («трем спинку и щечки» безымянным пальчиком) Выметает хомка хатку и выходит на зарядку («выметаем мизинчиком») Я устраиваюсь ловко, у меня с собой кладовка (стучим каждым пальчиком на каждое слово) Где кладовка, за щекой! (стучим большим пальчиком по щечке хомячка) Вот я хитренький какой (стучим поочередно всеми пальчиками) 2 перчатки, изображение под стеклом на песке В понедельник я стирала Пол во вторник пометала В среду я пекла калач Весь четверг искала мяч Чашки в пятницу помыла А в субботу торт купила Всех подружек в воскресенье позвала на день рожденья (загибаем поочередно каждый пальчик) 3 перчатки, на ладошке Игра «Шевеляк» Я сидел, что было сил Пальчиками шевелил (кисти руки поднять вверх, растопырить пальчиками и шевелить ими А когда совсем устал (положить руки на стол) Хватит – строго я сказал (стучим поочередно одноименными пальцами на каждое слово) Не хотят они уняться Все быстрее шевелятся (быстро шевелить всеми пальчиками) Мы тогда поступим так: стучим одновременно одноименными пальцами по столу. Мы прогоним шевеляк (спрятать руки за спину) Пальчики- солдатики Командир позвал солдат Становитесь дружно в ряд! Первый встал- за ним второй Безымянный быстро в строй А мизинчик очень мал Он чуть чуть не опоздал Встали пальчики –ура На парад идти пора (соответственно тексту поднимаем поочередно пальчики) 4 Пальчиковая гимнастика « Гости» Изображения: розовый, голубой, зеленый бантик, мячик, пряник, конфеты, варенье, семечки Оля с Колей приглашали на чаек к себе друзей Всем подарки раздавали и гостей всей угощали: Анечке-прянички ( один указательный на розовый бантик, другой на пряник) Лене - варенье (один средний палец на голубой бантик, другой средний на варенье) Свете - конфеты (один безымянный на зеленый бантик, другой безымянный на конфеты) Сенечке – семечки (один мизинчик на мячик, другой мизинчик на семечки) упражнение без изображения: Всех сначала накормили и домой всех проводили (упражнение без изображения «Косичка» (большой правый (подушечка) соединяем с указательным левым (подушечка), большой левый соединяем с указательным правым и начинаем чередовать) Сейчас вы увидите фрагменты занятия по сказке «Рукавичка», где изображение соответствует героям, в дальнейшем вы можете использовать символику, не связывая ее с какими-то особенностями героя. Помните 30% успешной речи – на кончиках ваших пальцев. Можно использовать пальчиковые видео - игры по Железновой после подготовительного этапа. Далее один ребенок заходит в терем, прячется и кричит высоким или низким голоском, а дети угадывают кто это (медведь, волк, заяц и др.) |