Просмотр содержимого документа
«Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи детей ясельного возраста.»
Одринская Ирина Геннадьевна
Воспитатель МБДОУ 35
Конспект на тему:
«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей ясельного возраста»
Цель работы - изучить роль пальчиковой игры, как средства развития речи детей ясельного возраста.
Задачи:
1) сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
2) сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной;
3) подтвердить целесообразность проведения подобных занятий;
4) установить, влияет ли развитие пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения;
5) повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В. Сухомлинский.
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она
доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.
Пальчиковые игры и упражнения - это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок; уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Главная цель пальчиковых игр - переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. При повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное произношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительных эффект активного умственного и физического развития.
Этапы разучивания игр:
- Взрослый сначала показывает игру ребенку сам;
- Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка;
- Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый
проговаривает текст;
- Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого,
который произносит текст;
- Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый
подсказывает и помогает.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком:
- Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания.
- Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия,
сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
- Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.
- Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
- Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
- Используйте максимально выразительную мимику.
- Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
- Постепенно заменяйте упражнения новыми.
- Проводите занятия весело.
- Не принуждайте ребёнка
Виды пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики рук:
1) Занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, каштанов, желудей, соломы и т.д.).
2) Игра с крупой.
3) Игра с грецкими орехами.
4) Игра с карандашами
5) Игра с массажными мячиками.
6) Чудо – прищепки
7) Разрывание на мелкие кусочки, обрывание листа бумаги.
8) Собирание бусинок на нить.
9) Выкладывание мозаики.
10) Пальчиковый театр.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить
систематически по 2-5 минут ежедневно.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.
Детские пальчиковые игры. Примеры.
Заключение:
Таким образом, пальчиковая игровая деятельность связанная с мелкой
моторикой очень благоприятно влияет на развитие речи детей 2 лет и позволяет
правильно формировать связную речь ребенка. В дальнейшем я буду
продолжать искать новые методические приемы, которые будут
способствовать развитию мелкой моторики рук, которые будут формировать
интерес к различным видам деятельности, что повысит у детей желание
использовать гимнастику в свободной игровой деятельности.