«Ознакомление с родным краем и народными традициями через сотрудничество с краеведческим
«Ознакомление с родным краем и народными традициями через сотрудничество с краеведческим
Условием возникновения моего опыта и целью моей педагогической деятельности является организация педагогического процесса способствующего формированию нравственно-патриотического воспитания детей через знакомство с родным городом
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Ознакомление с родным краем и народными традициями через сотрудничество с краеведческим»
Тема моего опыта работы :
«Любовь к родному краю, родной культуре,
родной речи начинается с малого – любви
к своей семье, к своему жилищу, к своему
детскому саду. Постоянно расширяясь,
эта любовь переходит к родной стране,
к её истории, прошлому и настоящему
ко всему человечеству»
Л.С.Лихачев.
слайд 2
«Ознакомление с родным краем и народными традициями через сотрудничество с краеведческим
музеем»
Условием возникновения моего опыта и целью моей педагогической деятельности является организация педагогического процесса способствующего формированию нравственно-патриотического воспитания детей через знакомство с родным городом
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом.
Актуальность опыта. (слайд 3)
Одной из задач, которую определяет для нас ФГОС ДО является формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках . Каждому человеку, каждому народу, чтобы жить осмысленно, с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, в первую очередь надо знать себя, понимать своё место в мире природы, в обществе.
Слайд 4 Не секрет, что в настоящее время многие общепринятые в нашем обществе ценности вызывают у детей и подростков отторжение.
Понятие нравственности, гуманизма, духовности забыты.
Русские дети слепо подражают героям американских мультфильмов, стараясь перенести на себя образ жизни тех, кто далек от них по своим обычаям и традициям.
Проблемы духовно-нравственного и патриотического воспитания в настоящее время являются чрезвычайно актуальными:
-дети недостаточно владеют информацией о своем родном крае;
- у них отсутствует гордость за свой родной город, своих земляков, близких людей, родителей.
-родители не уделяют должного внимания приобщения детей к родным корням, дети не знают своей родословной.
Дошкольный возраст – это оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, здоровый образ жизни, толерантное отношение к людям разных народов, экологически целесообразное поведение в природе. Для того чтобы ребенок проявлял интерес к Родине, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими впечатлениями, дать необходимые знания и умения
Решение данной проблемы хорошо прослеживается в программе Е. Соловьевой и М Новицкой «Наследие». Изучив программу данных авторов по приобщению детей к традиционной отечественной культуре, я взяла их идею для своей работы.
Поскольку наш детский сад находится вблизи с краеведческим музеем, я решила использовать эту возможность в своей работе. Музей дает возможность соприкоснуться с жизнью наших предков, познакомиться с их жизненным укладом, обычаями и традициями.
Поставила перед собой цель работы: слайд 5
Сформировать у детей познавательный интерес и любовь к родному городу, его истории и культуре.
Для достижения цели определила задачи:
Познакомить детей с родным городом, его достопримечательностями и историческим прошлым.
Познакомить с трудом Орловчан и народными промыслами,народным праздникам и обычаям.
Способствовать формированию патриотических чувств, чувства гордости, поддерживать преемственность поколений.
Воспитывать бережное отношение к родному городу, природе, архитектурным памятникам, уважение к своим предкам.
Для решения данных задач разработала перспективный план мероприятий, включающий экскурсии, путешествия (так называемые живые впечатления) по родному городу, беседы, игры для закрепления знаний и впечатлений. Все темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о родном городе.
Данную работу начала вести систематически, планомерно, в разных видах деятельности и по разным направлениям.
Работать по данной теме я начала с младшего дошкольного возраста. Сначала я знакомила детей с тем, что им наиболее близко – это родной дом, детский сад, улица и т.д. постепенно расширяла знания детей.
Слайд 6,7,8 Со средней группы начали проводить экскурсии по ознакомлению с достопримечательностями родного города, мы побывали с детьми (на р. Вятке в детском парке в разное время года, познакомила детей со старинными и современными зданиями города, различными учреждениями, слайд 9,10 почтой, пожарной, на экскурсиях рассказывала и показывала детям, где работают их родители и чем занимаются, обращала внимание на красоту пейзажа родного города, после чего дети приносили в группу разные красивые вещи выполненные руками своих близких (вышивки, вязанные вещи, шкатулки которые изготавливают на фабрике культтоваров и др)
Большую роль отводила совместной деятельности воспитателя с детьми, это рассматривание картин, рисовали совместные картины, создавали коллажи, макет улицы города.
Считаю, что центральным звеном в микросреде по знакомству с родным краем является краеведенье. Специальные занятия по краеведению начала проводить со старшей группы.
Слайд11Поскольку наш детский сад находится вблизи с краеведческим музеем, я решила использовать эту возможность в своей работе. Именно Музей дает большую возможность нам соприкоснуться с жизнью наших предков, познакомиться с их жизненным укладом, обычаями и традициями.
Слайд 12,13Уже в средней группе я повела детей в музей, вначале это была общая экскурсия по музею которую дети надолго запомнили. Они с восторгом рассматривали все экспонаты, им хотелось их потрогать, они задавали вопросы: откуда, кто сделал, как пользоваться различными вещами. Детскому интересу и восторгу не было предела!
Слайд14Дети с удовольствием посещали русские народные сказки, которые ставили сотрудники музея. Они знакомились с крестьянским бытом, с предметами старины, с элементами русской народной одежды.
Слайд15 Побывав на выставке дымковской игрушки в музее дети так заразились, что мне пришлось создать мастерскую дымковской игрушки где мы с детьми изучили поэтапно весь процесс этого непростого, но в то ж время интересного вида искусства. Вместе с ребятами мы учились создавать из глины фигурки разных дымковских игрушек, а затем расписывать их. Один из этапов по росписи дымковской барышни мы с детьми показали на Окружном методическом объединении.
В старшем возрасте в музее дети познакомились с множеством фольклорных праздников с «Днем Натальи – овсяницы», Слайд16 Анастасии - овчарницы, слайд17 с Зиновием-синичником ,защитником зимующих птиц.слайд18 Побывали на празднике - «Дне птиц», которые прилетают к нам весной. Слайд19,20Очень много дети узнали из меропрятия «Хлеб–всему голова»: где познакомились с орудиями труда, которыми пользовались люди в старину, способами получения муки, выпечкой хлеба, сравнивали их с современными техническими средствами. Презентация экспонатов музея содействовала расширению представления детей о процессе выращивания хлеба, вызвала интерес детей к русским народным обрядовым играм, пословицам и поговоркам о хлебе, пополнила словарный запас названиями предметов крестьянской утвари. Данное мероприятие помогло понять детям сколько труда вкладывают люди для того чтобы приготовить для нас хлеб способствовало уважительному отношению к труду хлеборобов и хлебу.
Слайд21,22,23 Незабываемое впечатление оставило детей посещение музея «Боевой славы», где ребята познакомились с героями – орловчанами сражавшимися во время Великой Отечественной войны с фашистами; рассмотрели боевое оружие, форму разных родов войск, военные письма солдат; с замиранием сердца прослушали голос Левитана в грамзаписи о начале Великой Отечественной войны, песни военных лет. Большой интерес у детей вызвала игра «Саперы», где ребята были в роли минеров (разминировали и собирали мины). Слайд24После такого мероприятия дети принесли из дома цветы и все вместе сходили возложили их к памятнику воина-героя.
Слайд25Все полученные знания дети отразили в игре «Зарница», которая прошла ко Дню Победы.
С подготовительной группы расширяю знания об истории нашего города: историческом названии улиц, обращаю внимание на мемориальные доски которые висят на старых зданиях, рассказываю детям , что находилось в этих зданиях, какие известные люди жили в нашем городе и какой вклад внесли в него.
По данной теме планирую посетить занятие в музее и оформить фотовыставку город «Орлов в прошлом».
Считаю, что основным результатом моей работы по данной теме является то, что воспитанники моей группы стали духовно богаче. Они много узнали о своём городе, изменили своё отношение к нему, увидели его красоту и богатство своим глазами, с уважением стали относиться к защитникам и людям Орловчанам (Чарушин –Архитектор, С.Халтурин , В.Сокованов, Н.Ф Зонова героя Советского Союза в честь которого названа школа №1) прославившим город, бережнее относиться к окружающему, чувствовать красоту родной природы бережно относиться к ней желанием облагородить территорию детского сада
Посещения музея, экскурсии по городу повлияли на взаимоотношение детей друг с другом, у них появилось чувства коллективизма, сопереживания, доброжелательные отношения к окружающим. У детей повысился интерес к истории родного края.
Работу над данной темой планирую продолжить и дальше.
Воспитатель должен ежедневно трудиться над собой, над совершенствованием своего мастерства. Мастерство воспитателя - систематический, кропотливый труд, наполненный раздумьями и новыми открытиями.
object(ArrayObject)#875 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(158) "Краеведческий проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Я и моя Родина»"
["seo_title"] => string(80) "kraieviedchieskii_proiekt_dlia_dietiei_starshiegho_doshkol_nogho_vozrasta_na_tie"
["file_id"] => string(6) "450645"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1516204702"
}
}