kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Ознакомление с родным краем и народными традициями через сотрудничество с краеведческим

Нажмите, чтобы узнать подробности

Условием возникновения моего опыта и целью моей педагогической деятельности является организация педагогического процесса способствующего  формированию нравственно-патриотического воспитания детей через знакомство с родным городом

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Ознакомление с родным краем и народными традициями через сотрудничество с краеведческим»

Тема моего опыта работы :

«Любовь к родному краю, родной культуре,

                                            родной речи начинается с малого –  любви  

                                              к  своей семье, к своему жилищу, к своему

                                     детскому саду. Постоянно расширяясь,

                                     эта любовь переходит к родной стране,

                                      к её истории, прошлому и настоящему

       ко всему человечеству»

                                                                                                           Л.С.Лихачев.

слайд 2         



«Ознакомление с родным краем и народными традициями через сотрудничество с краеведческим

музеем»

Условием возникновения моего опыта и целью моей педагогической деятельности является организация педагогического процесса способствующего  формированию нравственно-патриотического воспитания детей через знакомство с родным городом

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом.

 Актуальность  опыта. (слайд 3)

Одной из задач, которую определяет для нас ФГОС ДО является формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках . Каждому человеку, каждому народу, чтобы жить осмысленно, с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, в первую очередь надо знать себя, понимать своё место в мире природы, в обществе.

Слайд 4 Не секрет, что в настоящее время многие общепринятые в нашем обществе ценности вызывают у детей и подростков отторжение.

Понятие нравственности, гуманизма, духовности забыты.

Русские дети слепо подражают героям американских мультфильмов, стараясь перенести на себя образ жизни тех, кто далек от них по своим обычаям и традициям.

Проблемы духовно-нравственного и патриотического воспитания в настоящее время являются чрезвычайно актуальными:

-дети недостаточно владеют информацией о своем родном крае;

- у них отсутствует  гордость за свой родной город, своих земляков, близких людей, родителей.

-родители не уделяют должного внимания приобщения детей к родным корням, дети не знают своей родословной.

 Дошкольный возраст – это оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, здоровый образ жизни, толерантное отношение к людям разных народов, экологически целесообразное поведение в природе. Для того чтобы ребенок проявлял интерес к Родине, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими впечатлениями, дать необходимые знания и умения

Решение данной проблемы хорошо прослеживается в программе Е. Соловьевой и М Новицкой «Наследие». Изучив программу данных авторов по приобщению детей к традиционной отечественной культуре, я взяла их идею для своей работы.

Поскольку наш детский сад находится вблизи с краеведческим музеем, я решила использовать эту возможность в своей работе. Музей дает возможность соприкоснуться с жизнью наших предков, познакомиться с их жизненным укладом, обычаями и традициями.


Поставила перед собой цель работы: слайд 5

Сформировать  у детей познавательный интерес и любовь к родному городу, его истории и культуре.

          Для достижения цели  определила задачи:

  1. Познакомить детей с  родным городом, его достопримечательностями и историческим прошлым.

  2. Познакомить с трудом Орловчан и народными промыслами,народным праздникам и обычаям.

  3. Способствовать формированию патриотических чувств, чувства гордости, поддерживать преемственность поколений.

  4. Воспитывать бережное отношение к родному городу, природе, архитектурным памятникам, уважение к своим предкам.


Для решения данных задач разработала перспективный  план мероприятий, включающий экскурсии, путешествия (так называемые живые впечатления) по родному городу, беседы, игры  для закрепления знаний и впечатлений. Все темы связаны между собой логически и вместе представляют   целостную   картину   сведений о родном  городе.  

Данную работу начала вести систематически, планомерно, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

Работать по данной теме я начала с младшего дошкольного возраста. Сначала я знакомила детей с тем, что им наиболее близко – это родной дом, детский сад, улица и т.д. постепенно расширяла знания детей.

Слайд 6,7,8 Со средней группы начали проводить экскурсии по ознакомлению с достопримечательностями родного города, мы побывали с детьми (на р. Вятке в детском парке в разное время года, познакомила детей со старинными и современными зданиями города, различными учреждениями, слайд 9,10 почтой, пожарной, на экскурсиях рассказывала и показывала детям, где работают их родители и чем занимаются, обращала внимание на красоту пейзажа родного города, после чего дети приносили в группу разные красивые вещи выполненные руками своих близких (вышивки, вязанные вещи, шкатулки которые изготавливают на фабрике культтоваров и др)


Большую роль отводила совместной деятельности воспитателя с детьми, это рассматривание картин, рисовали совместные картины, создавали коллажи, макет улицы города.


Считаю, что центральным звеном в микросреде по знакомству с родным краем является краеведенье. Специальные занятия по краеведению начала проводить со старшей группы.

Слайд11Поскольку наш детский сад находится вблизи с краеведческим музеем, я решила использовать эту возможность в своей работе. Именно Музей дает большую возможность нам соприкоснуться с жизнью наших предков, познакомиться с их жизненным укладом, обычаями и традициями.

Слайд 12,13Уже в средней группе я повела детей в музей, вначале это была общая экскурсия по музею которую дети надолго запомнили. Они с восторгом рассматривали все экспонаты, им хотелось их потрогать, они задавали вопросы: откуда, кто сделал, как пользоваться различными вещами. Детскому интересу и восторгу не было предела!

Слайд14Дети с удовольствием посещали русские народные сказки, которые ставили сотрудники музея. Они знакомились с крестьянским бытом, с предметами старины, с элементами русской народной одежды.

Слайд15 Побывав на выставке дымковской игрушки в музее дети так заразились, что мне пришлось создать мастерскую дымковской игрушки где мы с детьми изучили поэтапно весь процесс этого непростого, но в то ж время интересного вида искусства. Вместе с ребятами мы учились создавать из глины фигурки разных дымковских игрушек, а затем расписывать их. Один из этапов по росписи дымковской барышни мы с детьми показали на Окружном методическом объединении.

В старшем возрасте в музее дети познакомились с множеством фольклорных праздников с «Днем Натальи – овсяницы», Слайд16 Анастасии - овчарницы, слайд17 с Зиновием-синичником ,защитником зимующих птиц.слайд18 Побывали на празднике - «Дне птиц», которые прилетают к нам весной. Слайд19,20Очень много дети узнали из меропрятия «Хлеб–всему голова»: где познакомились с орудиями труда, которыми пользовались люди в старину, способами получения муки, выпечкой хлеба, сравнивали их с современными техническими средствами. Презентация экспонатов музея содействовала расширению представления детей о процессе выращивания хлеба, вызвала интерес детей к русским народным обрядовым играм, пословицам и поговоркам о хлебе, пополнила словарный запас названиями предметов крестьянской утвари. Данное мероприятие помогло понять детям сколько труда вкладывают люди для того чтобы приготовить для нас хлеб способствовало уважительному отношению к труду хлеборобов и хлебу.

Слайд21,22,23 Незабываемое впечатление оставило детей посещение музея «Боевой славы», где ребята познакомились с героями – орловчанами сражавшимися во время Великой Отечественной войны с фашистами; рассмотрели боевое оружие, форму разных родов войск, военные письма солдат; с замиранием сердца прослушали голос Левитана в грамзаписи о начале Великой Отечественной войны, песни военных лет. Большой интерес у детей вызвала игра «Саперы», где ребята были в роли минеров (разминировали и собирали мины). Слайд24После такого мероприятия дети принесли из дома цветы и все вместе сходили возложили их к памятнику воина-героя.

Слайд25Все полученные знания дети отразили в игре «Зарница», которая прошла ко Дню Победы.

С подготовительной группы расширяю знания об истории нашего города: историческом названии улиц, обращаю внимание на мемориальные доски которые висят на старых зданиях, рассказываю детям , что находилось в этих зданиях, какие известные люди жили в нашем городе и какой вклад внесли в него.

По данной теме планирую посетить занятие в музее и оформить фотовыставку город «Орлов в прошлом».

Считаю, что основным  результатом  моей работы  по данной  теме  является то, что воспитанники моей группы  стали духовно богаче. Они много  узнали о своём городе, изменили своё отношение  к нему, увидели его красоту и богатство своим глазами, с уважением  стали относиться к защитникам и людям Орловчанам (Чарушин –Архитектор, С.Халтурин , В.Сокованов, Н.Ф Зонова героя Советского Союза в честь которого названа школа №1) прославившим город, бережнее относиться  к окружающему, чувствовать красоту родной природы бережно относиться к ней желанием облагородить  территорию детского сада

Посещения музея, экскурсии по городу повлияли на взаимоотношение детей друг с другом, у них появилось  чувства коллективизма, сопереживания, доброжелательные отношения к окружающим. У детей повысился интерес к истории родного края.

Работу над данной темой планирую продолжить и дальше.

Воспитатель должен  ежедневно трудиться над собой, над совершенствованием  своего мастерства. Мастерство воспитателя - систематический, кропотливый труд, наполненный раздумьями и  новыми открытиями.




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дзюба Юлия Алексеевна

Дата: 20.02.2025

Номер свидетельства: 665498

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) ""Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ ""
    ["seo_title"] => string(80) "dukhovno_nravstviennoie_i_ghrazhdansko_patriotichieskoie_vospitaniie_chieriez_kr"
    ["file_id"] => string(6) "407794"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491721419"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Краеведческий проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Я и моя Родина»"
    ["seo_title"] => string(80) "kraieviedchieskii_proiekt_dlia_dietiei_starshiegho_doshkol_nogho_vozrasta_na_tie"
    ["file_id"] => string(6) "450645"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1516204702"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства