Просмотр содержимого документа
«Ознакомление дошкольников с правилами противопожарной безопасности»
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ПРАВИЛАМИ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых. Но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребёнка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Поэтому необходимо сформировать у ребёнка сознательное и ответственное отношение личной безопасности .
Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность. Привычная домашняя обстановка или морское побережье – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев. А каким образом об этом можно узнать?
Возрастающее внимание современной педагогики и системы образования к вопросам пожарной безопасности обусловлено главной особенностью современного мира – его высокой динамичностью. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления активности, правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов обучения дошкольников пожарной безопасности в образовательную практику, а целенаправленная работа, специально организованное обучение детей умениям и навыкам. Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребёнка чувства опасности перед огнём, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.
Формирование опыта пожаробезопасного поведения детей дошкольного возраста возможно при соблюдении следующих педагогических условий:
- отборе доступного детям содержания знаний и умений безопасного поведения в быту и установлении последовательности его освоения;
- применении поэтапной методики, обеспечивающей единство формирования знаний и умений как основы опыта безопасного поведения в быту, при активной позиции ребёнка;
- осознании педагогами и родителями необходимости целенаправленной деятельности в данном направлении в тесном сотрудничестве.
Для решения поставленных задач с огромной ответственностью администрация МБДОУ- детский сад комбинированного вида «Теремок» п. Борисовка Белгородской области создаёт необходимые условия. В детском саду имеется план эвакуации при пожаре, установлена противопожарная сигнализация, аварийное освещение, с персоналом проводятся инструктажи по противопожарной безопасности и многое другое.
Обучение детей правилам осторожного обращения с огнём в нашем дошкольном учреждении рассматривается как составная часть общей воспитательно-образовательной работы,
при этом тесно связывая процесс обучения с нравственным воспитание – одной из главных задач всестороннего развития детей. Что позволяет составлять и решать задачи относительно системы «Опасность – причина – последствия».
Педагоги проявляют творчество при оформлении предметно-пространственной развивающей среды в группах для воспитания у детей правил противопожарной безопасности: изготавливают интересные пособия для игр, оформляют познавательные альбомы. В группах оформлены специальные уголки безопасности, в которых имеются макеты пожарной техники и щита, атрибутика к сюжетно – ролевой игр «Мы – пожарные», игрушки, рисунки, настольные и дидактические игры, иллюстрации, картотеки дидактических игр, стихов и загадок.
В детском саду ведётся целенаправленная работа по ознакомлению дошкольников с правилами противопожарной безопасности. Используются традиционные и нетрадиционные формы обучения, направленные на приобретение детьми определённых навыков поведения.
Знакомство с правилами общения с огнём продолжается во всех видах деятельности. Фрагменты, связанные с безопасным поведением включаются в занятия по ознакомлению с окружающим (знакомство с профессиями спасателей, пожарных), чтение художественной литературы, конструированию, изобразительной деятельности. Также в целях готовности детей к действиям во время пожара проводим разнообразные конкурсы по данной тематике.
Большое внимание уделяется ролевым, дидактическим играм, играм – драматизациям, игровым проблемным ситуациям, игровому моделированию, игровым персонажам. Но совсем другое дело, когда об этом рассказывают сами пожарные. На тематические беседы мы приглашаем сотрудников пожарно-спасательной станции. Пожарные со всей ответственностью рассказывают ребятам о своей профессии, показывают основные средства пожаротушения. С огромным интересом дошколята слушают рассказ о том, как пожарные тушат огонь, как спасают из огня людей. Детям также рассказывают и о том, почему возникают пожары и напоминают правила, которые надо соблюдать, чтобы не случилось беды.
Впечатлений и восторга от визита гостей остаётся надолго. Эти встречи являются для детей познавательными и запоминающимися, вызывают интерес и уважение к профессии пожарного. Для детей пожарные – символ бесстрашия, храбрости и героизма.
Работа дошкольного учреждения по усвоению детьми правил пожарной безопасности может быть эффективной только при условии его сотрудничества в этом вопросе с родителями. При организации такого сотрудничества важно помнить, что оно не должно носить декларативный и назидательный характер. Поэтому, осуществляя работу по профилактике нарушения пожарной безопасности с семьями воспитанников, мы строим контакт так, чтоб родители из пассивно принимающих информацию, становились активно действующими в процессе её усвоения. В родительских уголках имеется иллюстративный материал и рекомендации для родителей по профилактике нарушений пожарной безопасности.
Взрослые всегда должны помнить: на месте сгоревшего дома можно построить новый, можно купить и новые вещи, но нельзя вернуть к жизни погибших в пламени детей.
Осторожности в обращении с огнём нужно учить с первых лет жизни и постоянно. Все должны соблюдать правила пожарной безопасности, показывая положительный пример детям!
Список литературы
1. Авдеева, Н. Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности
детей старшего возраста / Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015. – 144 с.
2. Аралина, Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности /
Н. А. Аралина. – М.: Скрипторий, 2003 – 107 с.
3. Гарнышева, Т. П. ОБЖ для дошкольников: планирование работы, конспекты занятий, игры /
Т. П. Гарнышева. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. – 128 с.