Цель: Познакомить учеников с культурой общения учащихся младшего
школьного возраста, внушить необходимость уважительного
отношения к окружающим.
Ходурока
У: Уважаемые гости, ребята. Сегодня мы собрались с вами, чтобы
поговорить о самых важных качествах человека. О каких? Послушайте
всем известную песню и споём вместе.
( Песня о доброте).
У: Чему учит нас эта песня? (Доброте.)
Тема нашего урока «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и
вежливым быть».
Не только о доброте и о вежливости пойдёт сегодня разговор. Вежливость
одно из важнейших качеств воспитанного человека.
Правилавежливости:
Вежливый человек не причиняет другому неприятностей, или обид.
Вежливый человек всегда здоровается и прощается.
Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.
Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Я буду называть ситуацию, а вы должны определить вежливыми или нет были действия в ней. Если вежливыми были действия, то вы поднимаете зелёный кружочек, а если нет, то – красный (детям раздаются кружочки – красные и зелёные).
- Поздороваться при встрече… (вежливо).
- Толкнуть, не извиниться… (невежливо).
- Помочь подняться, поднять упавшую вещь… (вежливо).
- Не вставать, обращаясь к учителю… (невежливо).
- Взять билет в автобусе… (вежливо).
- Не уступить место пожилому… (невежливо).
У: А теперь поговорим о том, как должен поступать вежливый человек.
Олег, выскочив из дома, стремглав примчался к школьному автобусу. На бегу, он случайно задел свою одноклассницу, наткнулся на учителя; протискиваясь, он зацепил чью – то пуговицу и она отлетела.
- Как повлияла спешка Олега на настроение окружающих?
- Вежливо ли поступил Олег?
Когда Игорь вышел на школьную площадку, обогнавшая его Наташа показала ему язык. Слава шутливо щёлкнул его по затылку, Надя передразнила его походку.
- Каким будет настроение у Игоря?
- Почему?
Мальчик крикнул прохожему:
«Скажите сколько сейчас часов?»
- Он допустил 4 ошибки. Назовите их. Исправьте его.
Одна девочка жаловалась маме:
- Во дворе меня один мальчишка зовёт Галька.
- А как ты его зовёшь?
- Я ему просто кричу: «Эй, ты!»
- Права ли Галя?
У: Не только слова должны быть у нас вежливыми, но и поступки должны
быть такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни
родителям, ни друзьям.
- А сейчас группа учащихся исполнит частушки.
Заиграйка балалайка,
Балалайка три струны,
Запевайте, не зевайте,
Выходите плясуны.
Лида в круг вбежала смело,
Катя завертелася,
И под музыку запела
Про знакомые дела.
Тётя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
- Извините, тётя Сима,
я вам вовсе не батрак.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2.Как называется предмет, который дарят? (Подарок) 3.От неё станет всем теплей (Улыбка) 4.Какое чувство появляется при получении подарка? (Радость) 5.Когда нас бранят за шалости, мы просим…(Прощение) 6.Назвать одно из качеств, которым должен владеть воспитанный человек? (Вежливость) 7.Назвать волшебное слово, которое говорят при выполнении просьбы? (Спасибо)
А теперь прочитаем, какое слово получилось? (Доброта)
Ответ: доброта
– Молодцы! Тема нашего классного часа "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть" (Вывешиваянадписьнадоску).
- Наш классный час мы посвятим самым важным качествам человека. Начнём мы его с известной всем песенки «Еслидобрыйты».
II.Основнаячасть (25мин)
1. Созданиепроблемнойситуации (1 мин)
–Как вы думаете, что нового мы должны будем узнать, чему должны будем научиться?
(Детивысказываютсвоипредположения).
- Доброта! Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу.
Прикоснись ко мне добротой, И болезни смоет волной, И печаль обойдёт стороной, Озарится душа красотой…
- Ребята, как вы думаете, где живёт доброта? (Детивысказываютсвоипредположения).
В доме добрыми делами занята, Тихо ходит по квартире доброта. Утро доброе у нас, Добрый день и добрый час. Добрый вечер, ночь добра, Было доброе вчера.
- На свете много пословиц о доброте. Для того, чтобы понять смысл пословицы«Доброесловолечит, азлоекалечит!», сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Настя (кукла, вырезанная из бумаги). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу вас помочь мне. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Вы будете говорить Насте что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги.
(Ученики называют обидные слова, учитель загибает края куклы)
- Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось?
- Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное).
- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
(Дети по очереди называют слова)
- Ребята, а сейчас посмотрите на Настю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?
- Помимо доброты, есть не менее важное человеческое качество, которое ходит рядом с добротой - это вежливость. Вежливый человек всегда внимателен к людям, он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Для того, чтобы быть вежливыми, мы должны пользоваться “волшебными” добрыми словами, от которых становится теплее и радостнее.