Просмотр содержимого документа
«Отчет по самообразованию»
Актуальность проблем, связанных с нравственно-патриотическим воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения
Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
Поэтому моей задачей стало:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице , городу, стране;
-формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам;
-формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту, а особое место я уделила художественному творчеству. Так как воспроизводя, какие – ни будь предметы или явления – в рисунках , в лепке ли или аппликации, фантазируя в сказках или изобретая книги, проигрывая ситуации, дети все больше узнают и закрепляют знания о нашей Родине , о людях живущих на нашей планете, о родной семье или родном городе.
Понятие патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводятся. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведёт к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведёт к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою
Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Для этого с детьми были проведены циклы занятий: «Наша семья» , «Мои папа» «Славим женщину –мать» и т. д, а все это было так же подкреплено в изобразительной деятельности, совместно с детьми рисовали , лепили , делали аппликации.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Были проведены беседы «Герои и патриоты нашей Родины», «Ничто не забыто», «Слава воинам России» и т.д. совместно с папами мы провели спортивный праздник ко Дню Защитников Отечества, был изготовлен альбом «Российская армия» , дети сочиняли стихи про солдат и пап , все записали в журнал «Стихи для пап»,для пап были приготовлены подарки детьми группы, а так же была фотовыставка «Мой папа « и изготовлена газета «Мой папа – солдат». Такая работа позволила детям закрепить знания о российских воинах, родах войск, воспитала уважение к воинам защитникам нашей родины.
У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно дети познакомились с детским садом, своей улицей, поселком, а затем и страной, ее столицей и символами. Формирование патриотических чувств стало проходить эффективнее, когда мы установили тесную связь с семьями воспитанников. Я старались подключить семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением. Всё это создало благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.
Моя задача была— отобрать из массы впечатлении, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных(дома, детского сада, края); труд людей; традиции; общественные события и т.п. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес. Я старались продумать, что целесообразней показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволил формировать у дошкольников представления о том, чем славен родной край , что родной поселок славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Работая по данной теме я использовала в своей работе дидактический материал «Достопримечательности поселка»,
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, а особенно близких людей, конкретные факты из жизни членов семьи(дедушек, прадедушек, бабушек и прабабушек.- участников В.О.В. их фронтовые и трудовые подвиги) Я старалась подобрать такой дидактический материал о войне , что бы детям были доступны такие понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», « ненависть к врагу» , «трудовой подвиг». Для этого родители принесли нам фотографии своих родственников , которые сражались на фронте, мною были оформлены альбомы «Ни кто не забыт, ни что не забыто» ,где подобраны циклы занятий о войне, беседы о городах героях, произведения для чтения, фотографии, стихи и картины. Я старались подвести детей к пониманию , что российский народ победил, потому что люди очень любили свою Отчизну. Родина чтит своих героев , отдавших свою жизнь за счастье людей, их имена увековечены в названии городов , улиц площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Оформила альбом «Памятники В.О.В.»
Основной формой работы являлись тематические недели, такие как «Россия» « Моя родина – Юрты», «Удивительный космос» и т.д.
Дети закрепили знания о Солнечной системе, о знаменитых людях покоривших космическое пространство. Были проведены циклы занятий и бесед «Путешествие к звездам», «Первооткрыватели космоса», изготовили совместно шлемы для игры «Космонавты», изготовили мини «Космический мир», рисовали рисунки про космос, Ракетодром .
Так как у детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость, поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме объединяя занятие в комплексные с использованием творчества у детей развивается внимание и длительность интереса. Такие занятия позволяют повышать познавательную активность, и эмоциональную атмосферу занятия.
«Дидактические игры по патриотическому воспитанию детей 5-6 лет». Изучила книгу Е.Ю. Александровой и др. -Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий, г.Волгоград: Учитель, 2007. Осуществила подборку дидактических игр по патриотическому воспитанию: «Моя Родина – Россия», «Военные профессии», «Собери флаг», «Гости города». «Птицы нашего края» и многие другие. Были сделаны игры своими руками: «Лото «Служу России!», «Русские узоры».
Результатом процесса самообразования являются пополнение и конкретизация своих знаний, осуществление глубокого и детального анализа работы с детьми.
Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.
К концу подготовительной группы дети узнали , что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и так далее. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов.
Аналитические результаты опыта работы.
Для определения уровня развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников, руководствовалась методикой обследования патриотического воспитания в детском саду М.И. Новицкой, С.Ю.Афонасьевой, Н.А. Виноградовой., Н.В. Микляевой.
Сравнительная диаграмма уровня нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Результаты мониторинга во второй младшей группе показали, что в начале учебного года (2014г.) 73 % детей имели низкий уровень, у 21,3 % детей был средний и 8,7 % высокий уровень.
К концу учебного года (2015г.) диагностические срезы показали, что высокий уровень составил 14,2 %, средний уровень 26,2 % и низкий уровень составил 61,4 % детей.
Результаты мониторинга в средней группе показали, что в начале учебного года (2015г.) 54,3 % детей имели низкий уровень, 28,4 % детей средний и 17,3 % высокий уровень.
К концу учебного года (2016г.) диагностические срезы показали, что высокий уровень составил 24,5 % детей, 43,1% средний уровень и 32,4 % детей низкий уровень.
Результаты мониторинга в старшей группе: высокий уровень составил 57.8%детей, 20.1% средний уровень и 22.1% низкий уровень.
В результате проведенной работы дети узнают и называют символику страны, области, района; могут дать ответы на вопросы о богатстве и достопримечательностях нашего края, поселка, о жизни и бытности народа.
Таким образом, анализ результатов диагностики нравственно - патриотической воспитанности детей показывает:
- значительно возрос уровень сформированных нравственно - патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников, показавших в начале года низкие результаты;
- на НОД по патриотическому воспитанию дети стали более внимательными, они с интересом слушают рассказы о Родине, задают много дополнительных интересующих их вопросов;
- с удовольствием рассказывают о семье, традициях;
- хорошо знают свое имя, фамилию, пол, возраст, положительно оценивают себя, проявляют доверие к миру;
- проявляют любовь к родителям, родному дому, семье;
- уважительно относятся к человеку и результатам его труда;
- стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь;
- интересуется предметным и социальным миром, имеет представление о том, «что хорошо и что плохо», в оценке поступков опирается на нравственные представления.