Особенности внедрения технологии «проблемный диалог» в процесс по формированию математических представлений детей дошкольного возраст
Особенности внедрения технологии «проблемный диалог» в процесс по формированию математических представлений детей дошкольного возраст
В разработанном нами методическом пособии представлены материалы по освоению дошкольниками математическими представлениями, логико-математическими средствами (эталоны, модели речь, сравнение и др.) и понятиями в технологии проблемного диалога. Что и составляет первоначальный логико-математический опыт ребенка, который является началом познания окружающей действительности, первым вхождением в мир математики. Технология проблемного диалога позволяет заменить занятие объяснения нового материала занятием «открытия» знаний. И так как эта технология носит общепедагогический характер и может быть реализована педагогом на любой ступени общего образования наше пособие может использоваться и учителями начальной школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности внедрения технологии «проблемный диалог» в процесс по формированию математических представлений детей дошкольного возраст»
Особенности внедрения технологии «проблемный диалог» Е.Л. Мельниковой в образовательный процесс по формированию математических представлений детей дошкольного возраст
Томшакова Наталия Васильевна, старший воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 94 города Рыбинск Ярославской области
Свое выступление начну с небольшого ролика.
Просмотр ролика («Помощь»).
Как вы думайте, о чем этот ролик?
Именно с этих слов началось внедрение проблемного диалога в нашем детском саду. То есть, с осознания необходимости изменить подход в обучении детей.
Главной задачей современного образования становится формирование личности самостоятельной, инициативной, предприимчивой, творческой и способной решать любые жизненные проблемы. Технология проблемного диалога (автор Е.Л. Мельникова) как одна из технологий деятельностного типа представляет собой детальное описание проблемно-диалогических методов обучения, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения.
Ведь, правильно организованный процесс познания на занятии – это путь к успеху наших детей.
С 2015 года наш детский сад стал соисполнителем регионального инновационного проекта«Модель методического сопровождения применения технологии проблемного диалога в аспекте непрерывности и преемственности на всех уровнях общего образования в условиях реализации ФГОС»на 2015-2017 года
Цель проекта: применение технологии проблемного диалога с позиции непрерывности и преемственности на всех уровнях общего образования в условиях реализации ФГОС
Поначалу было не понятно, каким образом реализовать задачи данного проекта в нашем детском саду. И здесь нам на помощь пришел метод по составлению «ментальной карты»
Вот, что у нас получилось…
Метод шести шляп — это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно.
Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры. Также помимо тех данных, которыми мы располагаем, «надевая белую шляпу», важно сосредоточится на возможно недостающей, дополнительной информации, и подумать о том, где ее раздобыть.
Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств и интуиции. Люди делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость и т.д.), возникающими при мысли о том или ином решении или предложении.
Желтая шляпа позитивная. Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми преимуществами, которое дает решение или несет предложение, размышляем над выгодой и перспективой определенной идеи.
Черная шляпа полная противоположность желтой. В этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки ситуации (идеи, решения и т.д.): проявите осторожность, обратите взгляд на возможные риски и тайные угрозы.
Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений.
Синяя шляпа – шестая шляпа мышления в отличие от пяти других предназначается для управления процессом реализации идеи и работы над решением задач, а не для оценки предложения и проработки его содержания. т.е. формулирование целей, а в конце – подведение итогов и обсуждение пользы и эффективности.
Итак, белая шляпа.
Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей1.
Среди задачпо формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей следует выделить главные, а именно:
приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития;
формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;
овладение математической терминологией;
развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.
Результатами освоения математики являются не только знания, представления и элементарные понятия, но и общее развитие познавательных процессов. Способности к абстрагированию, анализу, сравнению, обобщению, сериации и классификации, умение сравнивать предметы и явления, выяснять закономерности, обобщать, конкретизировать и упорядочивать являются важнейшей составляющей логико-математического опыта ребенка, который дает ему возможность самостоятельно познавать мир.
Освоенные математические представления, логико-математические средства (эталоны, модели речь, сравнение и др.) составляют первоначальный логико-математический опыт ребенка. Этот опыт является началом познания окружающей действительности, первым вхождением в мир математики.
Содержание математического развития отражено в программе обучения детей математике, и условно его можно разделить на три таких направления
-представления и понятия;
-зависимости и отношения;
-математические действия.
Основным в их содержании является достаточно разнообразный круг представлений и понятий: «количество», «число», «множество», «подмножество», «величина», «мера», «форма предмета», «геометрические фигуры»; представления о пространстве и времени
Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств и интуиции.
Исследование педагогического коллектива
Анализ уровня компетенции педагогов по использованию технологии «проблемный диалог»
- по изучению уровня готовности педагогов к инновационной деятельности и оказание консультативной помощи
- на изучение педагогического мастерства: умений педагога, степень принятия, освоения и реализации новых педагогических технологий.
Желтая шляпа - позитивная.
Статусность проекта – ответственность.
Разработаны параметры в Эффективном контракте.
Достижения педагогов – выступления, презентация опыта на конкурсах и семинарах.
Черная шляпа - полная противоположность желтой.
Здесь наши сомнения и страхи и неуверенность, а иногда и практически отчаянье.
Зеленая шляпа
Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений.
И наконец, синяя шляпа – обобщающая.
Конечно, у любого проекта есть этапность внедрения в практику.
На первом этапе был разработан ПЛАН реализации проекта.
И на колебания надо решиться. Станислав Ежи Лец
На первом этапе мы
Разработали и нормативную документацию по проекту.
1. Разработать нормативно – правовую базу:
заключить договора о сотрудничестве с ГЦРО г. Ярославль;
издать приказ «Об организации РИП на базе д/с № 94»
издать приказ, о создании стратегической команды (СК) педагогов по теме «Технология проблемного диалога как средство реализации задач ФГОС ДО».
разработать и утвердить Положение о работе стратегической команды по реализации проекта в инновационной деятельности
размещение на странице «Инновационная деятельность» официального сайта детского сада заявки, плана реализации проекта.
разработать и утвердить План реализации задач РИП
2. Провели комплексное исследование педагогических кадров (по 2 аспектам: отношение к инновациям и личностные барьеры и ресурсы педагогов)
На основе полученных данных мы уже составили серию обучающих семинаров, семинаров-практикумов и т.д.
3. Провели анкетирование родителей о их отношении к современных образовательным технологиям деятельностного типа.
Минимум слов - максимум проблем. Неизвестный автор
Второй этап.
Внедрение технологии «проблемный диалог» в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста
Король одной планеты в сказке Антуана де Сент_Экзюпери «Маленький принц» говорил: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя».
Что могут означать для нас эти слова? По существу, в них заключено одно из важнейших правил успешного обучения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели.
Работа по освоению, внедрению и разработке технологии проблемного обучения проходила через различные формы работы с коллективом:
проведение семинаров-практикумов по проблемному обучению;
педагогические мастерские по разработке конспектов на основе технологической карты;
индивидуальное консультирование;
составление памятки для конструирования занятий с использованием методов проблемного обучения, которая в последующем служила схемой анализа занятий;
взаимопосещение занятий с последующим обсуждением и показ открытых занятий, подготовленных творческой группой;
создание воспитателями программы самообразования по освоению технологии проблемного обучения в различных видах детской деятельности.
Проблема проблем: как прожить без проблем.Илья Герчиков
Третий этап. Этап обобщения:
Фотографии мероприятий
ментальные карты Педагогического совета
ментальная карта Занятий по математике
мастер-классы в детском саду.
наряду с технологической картой проблемной ситуации с поэтапным описанием действий воспитателя и детей результативными в этой работе стали: разработка и апробация воспитателями серии конспектов непосредственно образовательной деятельности на основе технологии проблемного обучения по математике (видео материалы); обновление развивающей предметно-пространственной среды в группах; внедрение технологии проблемного обучения в практику работы воспитателей детского сада.
Разработан инновационный продукт: Методическое пособие «Проектирование образовательного процесса по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста на основе технологии «проблемный диалог» Е.Л. Мельниковой»
В разработанном нами методическом пособии представлены материалы по освоению дошкольниками математическими представлениями, логико-математическими средствами (эталоны, модели речь, сравнение и др.) и понятиями в технологии проблемного диалога. Что и составляет первоначальный логико-математический опыт ребенка, который является началом познания окружающей действительности, первым вхождением в мир математики. Технология проблемного диалога позволяет заменить занятие объяснения нового материала занятием «открытия» знаний. И так как эта технология носит общепедагогический характер и может быть реализована педагогом на любой ступени общего образования наше пособие может использоваться и учителями начальной школы.
Содержание методического пособия:
- Методический сборник «Методическая поддержка педагогов. Технология проблемного диалога (на примере формирования математических представлений)» с описанием поэтапного внедрения технологии проблемного диалога в детском саду и материалами по повышению профессиональной компетентности педагогов в области применения технологии проблемного диалога.
В сборнике представлены семинары, консультации, статьи и педсовет по знакомству с технологией проблемного диалога. Консультация для родителей (законных представителей). Отдельным блоком выступает комплект диагностического инструментария по определению уровня сформированности профессиональных компетенций у педагогов в рамках реализации инновационной деятельности.
- Сборник «Перспективное планирования занятий по математике» с картотекой проблемных диалогов к занятиям по каждой возрастной группе.
В планирование включены: методические рекомендации по организации занятий с детьми, технологические карты занятий, картотеки к каждому занятию «открытия нового знания».
Че Гевара любил говорить: "Давайте будем реалистами и совершим невозможное".
Основной образовательный эффект - обеспечение поддержки и методического сопровождения педагогов детского сада по освоению технологии проблемного диалога при проектировании образовательной деятельности по формированию математических представлений у дошкольников.
Практическая значимость инновационного продукта и заключается в том, что педагоги детского сада, изучая технологические карты занятий, научатся проектировать занятие с дошкольниками полностью в технологии проблемного диалога. А учителя начальных классов, изучая картотеку приемов создания проблемной ситуации, найдут интересные идеи для проектирования уроков с учетом содержания школьного обучения.
Одним из результатов, полученных в процессе внедрения данного продукта стало освоение педагогами технологии проблемного диалога и, как следствие, рост профессиональной компетентности в вопросах использования современных образовательных технологий деятельностного типа. Накопление и обобщение данного опыта легло в основу материала, представленного в пособии. Наряду с технологическими картами проблемных ситуаций с поэтапным описанием действий воспитателя и детей результативными в этой работе стали и разработка и апробация серии конспектов занятий по математике на основе технологии проблемного диалога.
Эффективность применения технологии проблемного диалога подтверждается положительной динамикой в формировании ключевых компетентностей, росте познавательной активности выпускников детского сада. Сравнительные данные диагностики ключевых компетентностей выпускников за три учебных года (2015-2017гг) показывают значительный рост (14%) высокого уровня их сформированности, а также рост основных параметров познавательной активности: когнитивного – на 10%, мотивационного – на 7%, эмоционально-волевого – на 8%, действенно-практического – на 8%. Результатами освоения математики являются не только знания, представления и элементарные понятия, но и общее развитие познавательных процессов. Дети проявляют способности к абстрагированию, анализу, сравнению, обобщению, сериации и классификации, в занятиях проявляют умения обобщать, конкретизировать и упорядочивать. Не боятся высказывать предположения и решения какой-либо сложившейся ситуации.
1 Доман Глен, Доман Дженет Как обучить ребенка математике. – М., 1996.