Особенности развития самооценки у дошкольников с задержкой психического развития из полных и неполных семей
Особенности развития самооценки у дошкольников с задержкой психического развития из полных и неполных семей
цель - изучение психологических особенностей самооценки у старших дошкольников с ЗПР из полных и неполных семей по сравнению с нормально-развивающимися детьми из полных и неполных семей.
Объект исследования – самооценка детей 5-7 лет.
Предмет исследования - психологические особенности самооценки у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР из полных и неполных семей.
Гипотеза:
Самооценка детей с ЗПР старшего дошкольного возраста по адекватности не отличается от самооценки детей, развивающихся в норме.
Существует зависимость особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста от состава семьи.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:
Проанализировать современное состояние проблемы изучения и диагностики самооценки у старших дошкольников.
Выявить психологические особенности и зависимость самооценки у детей с ЗПР и нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста от состава семьи.
Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений «Детский садик № 23» и «Детский садик № 103» города Чебоксары Чувашской Республики.
В исследовании приняло участие 30 детей 5-7 лет, из них 10 детей с ЗПР и 20 дошкольников развивающихся в норме. Испытуемых с нормальным развитием из полных семей 16 и из неполных 4. Детей с ЗПР из полных семей 6, из неполных 4 детей.
Для реализации поставленных задач были применены следующие методики «Лесенка» (В.Г. Щур) и Дембо–Рубинштейн, модификация А.М. Прихожан.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности развития самооценки у дошкольников с задержкой психического развития из полных и неполных семей»
Особенности развития самооценки у дошкольников с задержкой психического развития из полных и неполных семей
С. Ю. Федорова
Ст. преп. И. В. Смирнова
Самооценка занимает центральное место в процессе развития самосознания, обеспечивает единство, стабилизацию и целостность личности. Самооценка – это отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику, осознание своего места среди людей. При этом она включена во множество связей и отношений с другими психологическими образованиями, каждый из которых вносит свой вклад в её формирование и вместе с тем направляется её непосредственным воздействием. Вопросами изучения самооценки занимались А.В. Захарова, В.В. Столин, Р. Бернс, О.Н. Молчанова, Н.И. Сарджвеладзе, Г.А. Урунтьева, В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова и другие.
В дошкольный период самооценка ребенка с задержкой психического развития (ЗПР) интенсивно развивается. Решающее значение в генезисе самооценки на первых этапах становления личности (конец раннего, начало дошкольного периода) имеет общение ребенка со взрослыми (В.И. Лубовский). Вследствие отсутствия (ограниченности) адекватного знания своих возможностей ребенок первоначально на веру принимает его оценку, отношение и оценивает себя как бы через призму взрослых, целиком ориентируется на мнение воспитывающих его людей. Элементы самостоятельного представления о себе начинают формироваться несколько позже.
Изучением самооценки у детей с ЗПР занимались В. И Лубовский, Н. Л. Белопольская, Р. Д. Тригер, Л.В. Кузнецова. Актуальность этой проблемы состоит в том, что не смотря на имеющиеся исследования самооценка у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста в зависимости от того, в каких семьях они воспитываются не изучена.
В связи с этим мы поставили цель - изучение психологических особенностей самооценки у старших дошкольников с ЗПР из полных и неполных семей по сравнению с нормально-развивающимися детьми из полных и неполных семей.
Объект исследования – самооценка детей 5-7 лет.
Предмет исследования - психологические особенности самооценки у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР из полных и неполных семей.
Гипотеза:
Самооценка детей с ЗПР старшего дошкольного возраста по адекватности не отличается от самооценки детей, развивающихся в норме.
Существует зависимость особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста от состава семьи.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:
Проанализировать современное состояние проблемы изучения и диагностики самооценки у старших дошкольников.
Выявить психологические особенности и зависимость самооценки у детей с ЗПР и нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста от состава семьи.
Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений «Детский садик № 23» и «Детский садик № 103» города Чебоксары Чувашской Республики.
В исследовании приняло участие 30 детей 5-7 лет, из них 10 детей с ЗПР и 20 дошкольников развивающихся в норме. Испытуемых с нормальным развитием из полных семей 16 и из неполных 4. Детей с ЗПР из полных семей 6, из неполных 4 детей.
Для реализации поставленных задач были применены следующие методики «Лесенка» (В.Г. Щур) и Дембо–Рубинштейн, модификация А.М. Прихожан.
В первой методике ребенку давался рисунок лестницы из 7 ступенек, вырезанные фигурки девочки и мальчика.
Инструкция. Посмотри на лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше – тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке - самые плохие ребята. На какую ступеньку ты себя поставишь?
По данным, полученным с помощью методики, определялся уровень самооценки: Норма если ребенок поставил на ступеньку «хороший» («5»), «очень хороший» («6») или «самый хороший» («7»). Положение на любой из нижних ступенек (тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.
Во второй методике использовали бланк, на котором изображено 6 линий (умственные способности, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками, внешность, уверенность в себе), высота каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы.
Инструкция. Отметь как ты оцениваешь развитие у себя этих качеств и отметь крестиком (х).
По первой методике у обеих категорий детей наблюдалась завышенная самооценка, которая соответствует нормально развивающимся дошкольникам (адекватная самооценка).
Дети развивающиеся в норме, были заинтересованы в проведении методик, внимательно слушали инструкцию и понимали ее, выполняли задания и справлялись с ними. Дети с ЗПР слушали инструкцию, понимали ее, выполняли задание. Некоторые не шли на контакт, манипулировали с фигуркой девочки/мальчика, отвлекались, не справлялись с заданиями.
По второй методике были различия. Дети в норме выполняли поставленные задачи, понимали инструкцию. Для детей с ЗПР адаптировали инструкцию, так как они затруднялись и не могли выполнить поставленную задачу. Инструкция: «Посмотри внимательно на эту линию. В самом низу этой линии находятся не умные дети, чуть выше умные дети, а на самом верху самые умные дети. Укажи крестиком где бы на этой линии находился ты?». Другие категории мы объясняли аналогично.
Дети из полных семей, развивающихся в норме наиболее высоко оценивали свой характер (9,1 усл. б.) и умение много делать своими руками (8,9 усл. б.), Ниже оценивали внешность (8,6 усл. б.), уверенность в себе (8,5 усл. б.), умственные способности и авторитет у сверстников (8,3 усл. б.).
Их сверстники из неполных семей на высоком – уверенность в себе (9,5 усл. б.) и авторитет у сверстников (9 усл. б.). На низком – внешность (8,8 усл. б.), умение много делать своими руками, умственные способности (8,3 усл. б.) и характер (8,2 усл. б.).
В то же время дети с ЗПР из полных семей наиболее высоко оценили свою внешность (10 усл. б.) и умственные способности (9 усл. б.). Ниже оценивали характер (8,6 усл. б.), уверенность в себе (7,5 усл. б.), авторитет у сверстников (8,6 усл. б.), умение многое делать своими руками (8,2 усл. б.).
Дети с ЗПР из неполных семей высоко оценивали умственные способности (8,7 усл. б.), внешность (9,5 усл. б.). Ниже оценивали характер (8,2 усл. б.), авторитет у сверстников (8,3 усл. б.), умение многое делать своими руками (7,4 усл. б.), уверенность в себе (7,5 усл. б.).
По сравнению с нормой дети с ЗПР свои умственные способности, внешность оценивали неадекватно.
Таким образом, можно сделать вывод, что для детей старшего дошкольного возраста характерна адекватная самооценка. Нами не было выявлено, что состав семьи влияет на самооценку дошкольника с зпр и развивающегося в норме. Наша работа будет продолжена. Предполагаем увеличить количество диагностических методик и респондентов.