kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности написания и проблематика Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ в детском саду

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье можно увидеть алгоритм написания адаптированной образовательной программы для дошкольников с ОВЗ. Поможет разобраться в вопросах, свзанных с непониманием об адаптированной основной образовательной программе и адаптированной образовательной программе на примере детского сада компенсирующей направленности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности написания и проблематика Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ в детском саду»

Выступление 09.11.2016

«Особенности написания и проблематика Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ в детском саду»

Как не путать понятия «адаптированная образовательная программа» и «адаптированная основная образовательная программа»...

А также на что опираться при составлении адаптированной программы и есть ли к этому какие-либо методические рекомендации?

Недавно Ольга Владимировна Бережнова, заведующая кафедрой развития образования, заведующая лабораторией проблем развития дошкольного образования региона БУ ОО ДПО «Институт развития образования», провела вебинар «Реализация ФГОС ДО: актуальные проблемы современной дошкольной образовательной организации».

Есть ли методические рекомендации к составлению адаптированной программы в ДО?

Адаптированная программа — один из самых злободневных вопросов, так как для системы дошкольного образования пока нет федеральных методических рекомендаций по её составлению, пока они существуют только в контексте начального общего образования. Поэтому составление адаптированной программы вызывает затруднения. Возможный выход — использование методических материалов по введению ФГОС в начальном общем образовании. Например, на сайте Минобрнауки России размещены проекты адаптированных основных образовательных программ для детей с различными нарушениями развития. Кроме того, есть ФГОС ДО, в котором прописана и структура основной образовательной программы дошкольного образования, и рекомендуемое содержание разделов. На эти документы и стоит опираться при составлении адаптированных программ, других рекомендаций на сегодняшний день нет.

Как не путать понятия «адаптированная образовательная программа» и «адаптированная основная образовательная программа»?

Есть два понятия: «адаптированная образовательная программа» и «адаптированная основная образовательная программа». Важно понять следующее:

Если в группе один ребёнок с ОВЗ (или с каким-либо одним ограничением здоровья), то детский сад работает по основной образовательной программе, а для этого ребёнка пишется адаптированная образовательная программа.

Если в детском саду есть группа со схожими нарушениями (например, это группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, зрения или опорно-двигательного аппарата и др.), то для целой группы детей пишется адаптированная ОСНОВНАЯ образовательная программа.

То есть это две разные программы. Руководителям необходимо определить контингент детей и в соответствии с особенностями контингента разрабатывать программы.

На что опираться при составлении адаптированной программы?

К сожалению, сейчас не существует разработанных, например, для детей с нарушениями зрения или для детей с ЗПР программ, соответствующих ФГОС и современным требованиям. Все они написаны по канонам, которые действовали до введения ФГОС. Исключение может составить программа Н.В. Нищевой, которая размещена в навигаторе образовательных программ дошкольного образования на сайте ФИРО.

Однако это не значит, что педагоги не могут опираться на проверенные программы, прошедшие апробацию в системе дошкольного образования. Они могут пользоваться любой программой, но скорректировав её, взяв то, что соответствует ФГОС. То есть, по сути, это создание собственной программы, но с возможной опорой на уже существующую. Какие конкретно вносить корректировки — зависит от контингента детей.

Поэтому дать общую рекомендацию «возьмите эту программу и работайте по ней» невозможно.

Наверное, нужно смотреть на работу образовательных организаций, которые уже имеют в этом некоторый опыт. Например, можно посмотреть программу для детей с ОНР Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, для детей с нарушениями зрения — программу Л.И. Плаксиной.

Я бы не сказала, что это рекомендация, я просто называю известные в системе дошкольного образования программы для детей с различными нарушениями. Но ни одна из них не включена сейчас в навигатор. 

Об индивидуальном подходе в составлении адаптированной программы…

Если группа имеет комбинированную направленность, то есть наряду с обычными детьми там находятся и дети с ОВЗ, необходимо, конечно, рассматривать каждого ребёнка индивидуально, для каждого писать адаптированную образовательную программу. 

Нужно не забывать о детях-инвалидах. Для них обязательно составляется индивидуальная образовательная программа. Здесь нет никаких расхождений.

 Введение ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ

С 1 сентября 2016 года введен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ОВЗ.

Таким образом, стандарт уже выпущен и существует как документ. Сегодня в каждом регионе есть «дорожная карта» по его введению. Но по дошкольному образованию пока нет документов, нормативов, которые стоило бы обсуждать. Поэтому пока нужно ориентироваться на начальное образование.

Так что всё ещё впереди.

Сегодня мы рассмотрим подробнее на примере действующей программы МАДОУ д/с №46 адаптированную образовательную программу на одного из детей, обучающихся по программе обучения для детей с интеллектуальными нарушениями.

МАДОУ д/с №46 посещают дети с разными программами обучения, рекомендуемыми им центральным ПМПК:

- программа обучения для детей с задержкой психического развития;

- программа обучения для детей с интеллектуальными нарушениями;

- программа обучения для детей с общим недоразвитием речи.

Для каждого контингента воспитанников с ОВЗ разработана своя АООП. Так как в группах с ЗПР, находятся дети только с ЗПР, то и АООП одна для всей группы. Однако, дети с ЗПР нередко имеют сочетанные диагнозы, например, расстройство аутистического спектра и другие особенности. Поэтому в нашем МАДОУ для каждого ребенка разработана своя АОП (адаптированная образовательная программа), учитывающая индивидуальные особенности, возможности ребенка и предполагающая результаты освоения.

Алгоритм написания адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО.

(рекомендации для педагогов)



    1. Пояснительная записка Сведения о ребёнке (характеристика)

    2. Особые образовательные потребности

    3. Ожидания родителей

    4. Содержание программы

    5. Образовательный компонент

    6. Учебный план на 2016-2017 уч. год

    7. Критерии оценивания достижений по разным областям

    8. Коррекционный компонент

    9. Воспитательный компонент:

- Условия взаимодействия специалистов ДОУ и ребенка

- Условия взаимодействия ДОУ и родители

- Условия взаимодействия воспитанников ДОУ и ребенка


    1. Заключение и рекомендации специалистов.





Зам.заведующего Ю.Г.Белобородова


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Белобородова Юлия Геннадьевна

Дата: 05.12.2016

Номер свидетельства: 366029


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства