Особенности комплексной коррекционно-развивающей работы с детьми имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и инклюзивная практика в ДОУ
Особенности комплексной коррекционно-развивающей работы с детьми имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и инклюзивная практика в ДОУ
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) - неоднородная группа, ведущим нарушением является задержка формирования, недоразвитие или утрата двигательных функций. Цель коррекционной работы в ДОУ№ 32- обеспечение коррекции недостатков в физическом и речевом развитии детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА) и оказание им помощи в освоении общеобразовательной программы. Задачи коррекционной работы: 1. Выделять особые образовательные потребности детей с нарушением ОДА, обусловленные недостатками в их физическом развитии. 2.Осуществлять индивидуально-ориентированную (личностно-ориентированный) психолого-медико-педагогическую помощь детей с нарушением ОДА с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии). 3.Обеспечивать возможность освоения детьми с нарушением ОДА общеобразовательной программы и их интеграцию в образовательные учреждения. 4.Предупреждать возможные трудности в усвоении программы массовой школы, обусловленные недоразвитием физической и речевой системы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 5. Организовывать личностно-ориентированные формы взаимодействия специалистов и родителей, осуществляющих сопровождение ребенка с нарушением ОДА.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности комплексной коррекционно-развивающей работы с детьми имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и инклюзивная практика в ДОУ »
Особенности комплексной коррекционно-развивающей работы с детьми имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и инклюзивная практика в ДОУ
ДОУ №32 посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, а именно с нарушением осанки, аномалиями в развитии верхних и нижних конечностей и с детским церебральным параличом.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) - неоднородная группа, ведущим нарушением является задержка формирования, недоразвитие или утрата двигательных функций.
У наших детей, помимо двигательным нарушений, могут выявляться нарушения зрения, слуха, психических функции, а также различные нарушения речи (все мы знаем, что речь и движение неразрывно связаны между собой, эта взаимосвязь идёт из головного мозга). Практически у всех детей нарушена пространственная ориентация. У некоторых детей имеются расстройства эмоционально-волевой сферы (возбудимы, раздражительны, или наоборот, заторможены, вялые).
Нарушение осанки - это отклонения в положении позвоночника, но они незначительны, при этом мышечный аппарат начинает неправильно функционировать, ребенок плохо переносит физические нагрузки, быстро устает и может жаловаться на боли в спине. Дефекты осанки условно делятся на несколько видов: сутулость, кругловатая спина, плоская спина, плосковогнутая спина, сколиотическая осанка.
Детский церебральный паралич (ДЦП)- это сложная патология развития, обусловленная органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы.
Цель коррекционной работы в ДОУ№ 32- обеспечение коррекции недостатков в физическом и речевом развитии детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА) и оказание им помощи в освоении общеобразовательной программы.
Задачи коррекционной работы:
1. Выделять особые образовательные потребности детей с нарушением ОДА, обусловленные недостатками в их физическом развитии.
2.Осуществлять индивидуально-ориентированную (личностно-ориентированный) психолого-медико-педагогическую помощь детей с нарушением ОДА с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
3.Обеспечивать возможность освоения детьми с нарушением ОДА общеобразовательной программы и их интеграцию в образовательные учреждения.
4.Предупреждать возможные трудности в усвоении программы массовой школы, обусловленные недоразвитием физической и речевой системы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
5. Организовывать личностно-ориентированные формы взаимодействия специалистов и родителей, осуществляющих сопровождение ребенка с нарушением ОДА.
Перечень коррекционных мероприятий в ДОУ№32:
1. Изучение документации (заключение ПМПК и история развития детей)
2. Комплексное обследование детей
3.Заполнение индивидуальных карт развития детей (всеми специалистами)
4.Составление индивидуального образовательного маршрута психолого-педагогического сопровождения детей.
5.Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия с детьми.
6. Работа с родителями (консультирование, индивидуальные беседы, анкетирование)
7. Консультации, семинары для воспитателей и специалистов
ПМПк - форма взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединившихся с целью психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
Так называемая, инклюзивная практика, в нашем ДОУ ведётся с самого начала функционирования групп для детей с двигательными нарушениями. Как им образом это осуществляется (алгоритм):
Как им образом это осуществляется (алгоритм):
Все дети приходят к нам по направлению городской ПМПК (комиссии), специалисты которого изучают медицинскую документацию ребенка, проводят диагностическое обследование, делают свое заключение, определяют вид учреждения и дают рекомендации по дальнейшему обучению и воспитанию.
Специалисты ПМПк (консилиума) ДОУ также изучает всю документацию на ребенка, проводят свою диагностику, а затем коллегиально на каждого ребенка составляются индивидуальный образовательный маршрут с учетом его образовательных потребностей и индивидуальных особенностей.
Педагоги, специалисты наблюдают за развитием детей, и если необходимо внести какие либо корректировки в индивидуальный образовательный маршрут, специалисты ПМПк ДОУ снова собираются и решают этот вопрос (не реже одного раза в 3 мес.)
Вот ребенок начинает посещать ту или иную группу (с нарушениями ОДА или для детей с ДЦП). Но в процессе обучения и воспитания, наблюдая за детьми воспитатели, специалисты замечают, что ребенок заметно отстаёт от своих сверстников в развитии, конфликтен или застенчив и (или) др. Тогда с этим вопросом мы выходим на ПМПк, непосредственно к председателю. Специалисты ДОУ проводят дополнительное экспресс-обследование этого ребёнка, составляют представление на него (дефектологическое, логопедическое, психологическое), воспитатели группы, которую посещает ребенок, готовят педагогическую характеристику на него. После этого проводится заседание консилиума, в присутствии родителей ребенка, и принимается решение о необходимости перевода ребенка, н-р, из массовой группы в группу для детей с ОДА, либо из группы с нарушениями ОДА и в группу для детей с ДЦП, а бывали случаи, когда детей переводили в ДОУ другого вида, т.к. ведущим или более стойким было нарушение умственного развития или зрения, и как вы понимаете, такому ребенку необходима квалифицированная помощь специалистов ДОУ № 93, №70, №5. А были и такие случаи перевода детей, из групп с нарушениями ОДА в массовые или из группы для детей с ДЦП в группу для детей с нарушениями ОДА.
Таким образом, мы стараемся помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), создать для него все необходимые условия для получения специализированной квалифицированной помощи и осуществления образовательной деятельности.
Если ребенок остается в нашем ДОУ, но переведен в другую группу, и с ним велась работа с логопедом, дефектологом или психологом, то эта работа не прерывается, а продолжается в индивидуальной форме 1-3 раза в неделю. Либо воспитателям групп и родителям даются практические рекомендации по формированию тех или иных навыков.
Специальные условия образования
1.Создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений физического и речевого развития, высших психических функций становление личности ребенка (культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная среда и т.д.)
2.Безбарьерная среда жизнедеятельности
3.Использольвание в образовательном процессе проходит комплексной общеобразовательной программы дошкольного образования Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы», а также в группах с ДЦП используется программа И.А. Смирновой «Специальное образование дошкольников с детским церебральным параличом»; Т.Б. Филичева, Т.В. Чиркина «Коррекционное воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи», Р.Я. Агишева «Я – башкортостанец».
4.Использование технических средств обучения, информационно-коммуникативных технологий
5.Коррекционная работа учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога
6.Проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий
7.Организация взаимодействия специалистов и родителей в работе по преодолению недостатков у детей с нарушением ОДА.
Работа с родителями. Для родителей и детей, которые по тем или иным причинам не могут посещать ДОУ, у нас был создан консультативный пункт, мы обслуживали детей на дому (патронаж), были организованы логопедические курсы по обучению родителей приемам коррекционно-развивающей работы, создан клуб «Мам «особых» детей», на заседаниях которого специалисты ДОУ, воспитатели отвечают на интересующие вопросы, дают рекомендации родителям, сами родители общаются между собой, делятся своим опытом воспитания своих детей. Таким образом, все вместе мы стараемся помочь родителям хоть как то решить проблемы в воспитании и обучении их «особых» детей.
Традиционные и нетрадиционные формы, приёмы и методы работы
с детьми, имеющими нарушениями опорно-двигательного аппарата:
компьютерная программа «БОС - здоровье детям» («Учимся, играя»);
использование интернет-ресурсов на занятиях, мультимедийной установки
Вся работа в ДОУ должна быть построена таким образом, чтобы ребенок не воспринимал себя больным, инвалидом, особым ребенком, а ощущал себя полноправным членом общества.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 32» - компенсирующего вида городского округа
город Стерлитамак Республики Башкортостан
Выступление на заседании ГМО педагогов коррекционных садов
«Особенности комплексной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и инклюзивная практика в ДОУ»