Особенности взаимодействия специалистов и воспитателя в процессе коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ДЦП
Особенности взаимодействия специалистов и воспитателя в процессе коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ДЦП
Наиболее острой проблемой у детей с ДЦП проявляется в ограничении самообслуживания и передвижения. Основным проявлением двигательных нарушений у них бывает отсутствие ходьбы, неустойчивая ходьба, замедленный темп ходьбы, неумение самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице.
При организации образовательного процесса наблюдается низкая познавательная активность, отсутствие интереса к занятиям, плохая сосредоточенность, медлительность, пониженная переключаемость психических процессов. Дети с особыми потребностями нуждаются в помощи педагога на всех этапах учебного процесса. Индивидуальная работа позволяет выяснить затруднения ребенка и уделить внимание его проблемам. Индивидуальная работа может быть, как частью обще групповой (все делают тоже самое, но вы помогаете при затруднениях), так и действительно индивидуальной (когда остальные дети заняты чем-то другим).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности взаимодействия специалистов и воспитателя в процессе коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ДЦП»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №32» городского округа города Стерлитамак
Выступление
на городском методическом объединении логопедов города Стерлитамак
тема:
«Особенности взаимодействия специалистов и воспитателя в процессе коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ДЦП»
Подготовили:учителя-логопеды
Дерябина Е.А.
Краснолобова О.И.
Хайруллина Г.А.
Стерлитамак 2024г.
Особенности взаимодействия специалистов и воспитателя
в процессе коррекционно-развивающей работы
с дошкольниками с ДЦП
Наше дошкольное образовательное учреждение является детским садом компенсирующего вида. В нем функционируют три группы для детей с детским церебральным параличом и 7 групп с нарушением опорно-двигательного аппарата. Группы разновозрастные, смешанные (от 3 до 8 лет). Все дети приходят к нам по направлению городской ЗПМПК (комиссии).
Дети с детским церебральным параличом (ДЦП) – это особая категория детей, развитие которых в силу заболевания, отягощено не только двигательными, но и сочетанными нарушениями: интеллектуальными, речевыми, зрительными и слуховыми нарушениями. Работа педагогического персонала с детьми в условиях детского дошкольного учреждения направлена на компенсирование или частичное компенсирование имеющегося у них неврологического дефицита, на адекватную социальную адаптацию и на улучшение качества жизни в целом.
Наиболее острой проблемой у детей с ДЦП проявляется в ограничении самообслуживания и передвижения. Основным проявлением двигательных нарушений у них бывает отсутствие ходьбы, неустойчивая ходьба, замедленный темп ходьбы, неумение самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице.
При организации образовательного процесса наблюдается низкая познавательная активность, отсутствие интереса к занятиям, плохая сосредоточенность, медлительность, пониженная переключаемость психических процессов. Дети с особыми потребностями нуждаются в помощи педагога на всех этапах учебного процесса. Индивидуальная работа позволяет выяснить затруднения ребенка и уделить внимание его проблемам. Индивидуальная работа может быть, как частью обще групповой (все делают тоже самое, но вы помогаете при затруднениях), так и действительно индивидуальной (когда остальные дети заняты чем-то другим).
Виды помощи педагога во время занятий:
- Выполняем задания вместе с ним (положив свою руку поверх его руки или же рука в руке).
- Оказываем помощь при выполнении заданий (он вырезает крупные части, мы – мелкие)
- Демонстрируем, как надо выполнить задание, чтобы дети могли скопировать наши действия.
- Даем конкретную подсказку («Положи сюда»)
- Даем неконкретную подсказку («Что надо сделать теперь?»).
- Даем ребенку возможность сообразить самому.
- Упрощаем задание, которое поможет ребенку испытать чувство удовлетворения от достигнутого и быть частью коллектива.
- Дети с особенностями в развитии обычно испытывают трудности в концентрации внимания, поэтому задания повторяем многократно.
Каждому специалисту отведена своя сфера профессиональной деятельности, которая направлена на диагностику, предупреждение и коррекцию имеющихся отклонений в развитии ребенка, в той или иной образовательной области. Диагностика позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательной деятельности, но и своевременно корректировать ее в случае возможности негативного воздействия на здоровье и психическое развитие ребенка.
Коррекционно-педагогическая деятельность педагогов детского сада строится с учетом результатов диагностического обследования ребенка с ДЦП каждым специалистом и в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, с ориентацией на «зону ближайшего и актуального развития». Коррекционная работа специалистов представляет собой формирование базовых психических процессов, необходимых для обучения ребенка.
Одним из важных аспектов решения актуальной проблемы обучения и воспитания детей с ДЦП является обеспечение комплексного подхода в коррекционной работе.
Основными видами деятельности специалистов и воспитателя является:
1. Совместное изучение содержания АООП обучения и воспитания а так же составление совместного плана работы.
2. Совместное планирование организованной деятельности воспитателя, обеспечивающее необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.
3. Обсуждение достигнутых результатов
4. Совместная подготовка ко всем детским праздникам
5. Разработка общих рекомендаций для родителей.
Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.
Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.