kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности слухоречевой памяти у детей с ОНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

В матриале содержатся основные особенности слухоречевой памяти у детей с ОНР

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности слухоречевой памяти у детей с ОНР»




ОСОБЕННОСТИ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ОНР.


Слухоречевая память – запоминание, сохранение и воспроизведение речевого материала, воспринятого на слух.


Слухоречевая память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.


Нарушение памяти у детей с речевой патологией имеют вторичный характер, так как первичное нарушение речи может вызвать недоразвитие или нарушение процесса памяти, что проявляется в сужении объема запоминаемого речевого материала.


Объяснить эту тенденцию можно научно-обоснованным положением о том, что формирование речи и других психических функций тесно связано между собой. Невербальные психические процессы являются базой для развития речи, в тоже время речь развивает, совершенствует и перестраивает психические функции (в нашем случае память).


При общем недоразвитии речи наряду с недоразвитием лексико-грамматического строя речи, нарушается слуховое восприятие и слуховое внимание в виду чего специфически меняется процесс формирования речевой функциональной системы, следовательно, может специфично протекать процесс слухоречевой памяти.

Как следствие всего этого у детей дошкольного возраста с ОНР словарный запас ограничен обиходно-бытовой лексикой, связная речь не развита.

Нарушения речи накладывают отпечаток на формирование неречевых психических процессов, сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы.

Осмысленное запоминание начинает развиваться у детей с появлением у них речи и в последующем все более совершенствуется, как в связи с дальнейшим развитием речи, так и по мере накопления жизненного опыта, в связи, с чем особенности памяти и закономерности ее развития не могут проходить без учета своеобразия речевого развития.

Существует прямая взаимосвязь между состоянием слухоречевой памяти и уровнем развития речи: чем более выражено у детей недоразвитие речи, тем ниже показатели развития памяти

Отмечается, что для детей с ОНР характерны следующие особенности слухоречевой памяти:

-неравномерность воспроизведения с тенденцией к уменьшению количества слов;

-соскальзывание на побочные ассоциации;

-замедленность запоминания с целью снижения количества ошибок;

- трудности с улавливанием общего смысла в текстах, потеря нити истории, пропуск важных эпизодов;

- замены слов по фонематическому сходству и смыслу, что связано с недостаточным развитием фонематического восприятия;

-возможно повторение одного слова несколько раз или называние новых слов;

- искажение сложных слов, перестановка и замена слогов, сокращение их количества;

-забывание сложных инструкций к текстам, элементов и последовательности событий;

- допущенные при воспроизведении слов ошибки дети не замечают и не исправляют;

-недостаточный объём запоминаемого материала;

-беспорядочное воспроизведение материала;

-быстрое забывание воспринятого материала.


Поскольку дошкольный возраст является особенно важным периодом для развития памяти, поэтому необходима ее диагностика с целью выяснения, преодоления и коррекции тех особенностей, которые накладывают на ее формирование речевые нарушения. Диагностика особенностей памяти важна для решения задач дошкольной, школьной диагностики.








































МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 32

«Чебурашка»














Доклад на педсовете по теме: « Особенности слухоречевой

памяти у дошкольников с ОНР»










Подготовила:

логопед высшей категории

Прокофьева Н. С.













Псков, 2025


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Особенности слухоречевой памяти у детей с ОНР

Автор: Прокофьева Надежда Сергеевна

Дата: 27.02.2025

Номер свидетельства: 665956


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства