Просмотр содержимого документа
«Особенности слухоречевой памяти у детей с ОНР»
ОСОБЕННОСТИ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ОНР.
Слухоречевая память – запоминание, сохранение и воспроизведение речевого материала, воспринятого на слух.
Слухоречевая память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.
Нарушение памяти у детей с речевой патологией имеют вторичный характер, так как первичное нарушение речи может вызвать недоразвитие или нарушение процесса памяти, что проявляется в сужении объема запоминаемого речевого материала.
Объяснить эту тенденцию можно научно-обоснованным положением о том, что формирование речи и других психических функций тесно связано между собой. Невербальные психические процессы являются базой для развития речи, в тоже время речь развивает, совершенствует и перестраивает психические функции (в нашем случае память).
При общем недоразвитии речи наряду с недоразвитием лексико-грамматического строя речи, нарушается слуховое восприятие и слуховое внимание в виду чего специфически меняется процесс формирования речевой функциональной системы, следовательно, может специфично протекать процесс слухоречевой памяти.
Как следствие всего этого у детей дошкольного возраста с ОНР словарный запас ограничен обиходно-бытовой лексикой, связная речь не развита.
Нарушения речи накладывают отпечаток на формирование неречевых психических процессов, сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы.
Осмысленное запоминание начинает развиваться у детей с появлением у них речи и в последующем все более совершенствуется, как в связи с дальнейшим развитием речи, так и по мере накопления жизненного опыта, в связи, с чем особенности памяти и закономерности ее развития не могут проходить без учета своеобразия речевого развития.
Существует прямая взаимосвязь между состоянием слухоречевой памяти и уровнем развития речи: чем более выражено у детей недоразвитие речи, тем ниже показатели развития памяти
Отмечается, что для детей с ОНР характерны следующие особенности слухоречевой памяти:
-неравномерность воспроизведения с тенденцией к уменьшению количества слов;
-соскальзывание на побочные ассоциации;
-замедленность запоминания с целью снижения количества ошибок;
- трудности с улавливанием общего смысла в текстах, потеря нити истории, пропуск важных эпизодов;
- замены слов по фонематическому сходству и смыслу, что связано с недостаточным развитием фонематического восприятия;
-возможно повторение одного слова несколько раз или называние новых слов;
- искажение сложных слов, перестановка и замена слогов, сокращение их количества;
-забывание сложных инструкций к текстам, элементов и последовательности событий;
- допущенные при воспроизведении слов ошибки дети не замечают и не исправляют;
-недостаточный объём запоминаемого материала;
-беспорядочное воспроизведение материала;
-быстрое забывание воспринятого материала.
Поскольку дошкольный возраст является особенно важным периодом для развития памяти, поэтому необходима ее диагностика с целью выяснения, преодоления и коррекции тех особенностей, которые накладывают на ее формирование речевые нарушения. Диагностика особенностей памяти важна для решения задач дошкольной, школьной диагностики.
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 32
«Чебурашка»
Доклад на педсовете по теме: « Особенности слухоречевой