Просмотр содержимого документа
«Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с РАС»
КОУЧ-НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Калиш Юлия Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №16 с УИОП»
Старооскольского городского округа
Белгородской области
Система образования подвергается постоянным изменениям. Коучинг является комплексом мероприятий, который позволяет построить эффективный и устойчивый процесс передачи опыта, знаний, развития необходимых умений от педагогов к учащимся.
«Коучинг, Коуч» в переводе с английского (coach) означает «тренер», «инструктор». Коуч-наставничество – это устойчивое сотрудничество, которое поддерживает ориентацию на достижение реальных результатов в своей деятельности. В школе появляется новая педагогическая позиция — не педагог-предметник, который ориентирован только на свой предмет, а педагог, который владеет технологией совместного с ребенком поиска индивидуального личностного плана образования. Педагог-наставник — новая профессия для российского образования.
Коучинг–технология является вариантом организации педагогического взаимодействия, который способствует развитию положительной мотивации к учению, снимает тревогу и стресс, стимулирует интерес и желание учиться. Данный вид технологии предполагает обучение ученика, в основе которой заложена ситуация успеха: ребёнок определил свои ошибки самостоятельно и выбрал направление и метод решения проблемы.
Главной целью данной технологии является оказание посильной помощи учащимся, при помощи которой школьники смогут учиться активно и сознательно поддерживают свои намерения самостоятельно приобретать новые знания, способствовать тому, чтобы они максимально могли использовать свои способности и достигать поставленных целей и желаемых результатов.
Учитель-коуч призван осуществлять сопровождение своих учащихся на пути становления самостоятельных, коммуникабельных умений, формирования у них желания учиться и развиваться, становиться целеустремленными, самодостаточными личностями. Коучинговый подход направлен на развитие у учеников ответственности, целеустремленности, самостоятельности в принятии решений, направлен на повышении их мотивации, личной заинтересованности в процессе обучения. Коучинг развивает у учащихся новый способ мышления, основанный на уверенности в себе, на позитивном отношении к учению и на желании взаимодействовать с окружающими, соблюдая интересы сторон. Подобный подход ориентирован на формирование ключевых компетенций, составляющих основу умении учиться. Следовательно, основными задачами современной образовательной деятельности являются не только передача учащимся знаний, но и формирование у них умения и желания учиться всю жизнь, работать в команде, способности к самопознанию и самореализации.
Наставничество представляет собой метод адаптации к текущим условиям обучения. Целесообразно различать следующие направления наставничества:
- это одна из эффективных форм обучения, которая оценивается через использование «обратной связи»;
- наставничество направлено на повышение умений и навыков в любой сфере практической деятельности;
- наставник может координировать, организовывать процесс адаптации, управлять им, используя дополнительно любые другие методы обучения [2].
В данной ситуации перед педагогом-наставником встает проблема формирования единого коллектива, в котором будет комфортно каждому ученику. Для этого необходимо сформировать у учащихся навыки коллективного сотрудничества, научить их совместно решать поставленные задачи.
У педагогов-наставников в процессе совместной деятельности формируются навыки самоорганизации, поскольку для того, чтобы быть примером, прежде всего, необходимо стать требовательным к самому себе. В процессе наставничества проявляются индивидуальные и творческие способности, развиваются умения работать в коллективе, уважительного отношения к детям с разными образовательными результатами.
Для формирования у педагогов начального уровня образования социально значимых мотивов деятельности и практического её осознания, которые во многом формируют способности соотносить свои поступки с интересами окружающих людей, необходим выход за пределы учебной деятельности, опыт социального взаимодействия, каким и становится наставничество. При рассмотрении классификации ступеней педагогического наставничества С.Я. Батышева, рекомендуется выделить следующие уровни готовности наставников к осуществлению наставнической деятельности:
1 уровень - наставник-ментор. В данном случае отдается предпочтение профессиональной деятельности, а не наставнической. У педагога выявляются затруднения, связанные с определением индивидуальных способностей школьников, установлением с ними педагогического взаимодействия с использованием инновационных технологий обучения. Наставником-ментором является классный руководитель.
2 уровень - наставник-тьютор. Предлагаемый уровень включает в себя владение на среднем уровне психолого-педагогическими, методическими воспитательными компетенциями, данную роль в школе выполняют школьные специалисты психолого-педагогического сопровождения.
3 уровень - наставник-коучер. Наставником-коучером выступает чаще всего профессионал, готовый научить, как правильно организовать процесс обучения.
4 уровень - наставник-фасилитатор. Специалист, умеющий организовать взаимодействие для достижения общих целей обучения и поддерживать позитивную групповую динамику в организации общения, обеспечить условия для саморазвития школьников, имеющих цель осмысленного освоения требуемой программы обучения [1].
Наставничество становится необходимой частью образовательной деятельности при осуществлении педагогического взаимодействия.
Наставничество в рамках педагогического взаимодействия предполагает оказание коучем-наставником психологической помощи и создание доверительной атмосферы с учащимися. Коучи-наставники могут рассказать историю из собственной жизни, указать своё мнение о конкретной ситуации, выразить свои эмоции в присутствии школьников. Коучи, имеющие психологическое образование, могут выступить в роли психолога, если будет подобная необходимость. Главным условием будет наличие совместного желания в паре «наставник-наставляемый».
Потребность в использовании коучингового подхода в начальных классах достаточно очевидна, так как у школьников должны сформироваться умения ставить перед собой цели, у них развиваются умения оценить свою значимость для личной и коллективной деятельности для успешного перехода на уровень основного общего образования. Но, к сожалению, учащиеся не всегда знают, как с этими целями работать и не знакомы с эффективными инструментами для их достижения.
Коучинговый подход направлен на максимальную реализацию концепции личностно-ориентированного образования, а коучинговые навыки логично вписываются в профиль компетенций современного учителя.
Предметом работы педагога становится создание ситуации на уроке, когда у ребёнка возникает желание учиться и получать знания самостоятельно. Отношения между учителем-наставников и учеником должны быть направлены исключительно на достижение этих задач. Поэтому применение данной технологии требует от педагога воспитания в себе умения слушать и слышать других, задавать подходящие вопросы, которые иногда гораздо важнее, чем умение давать прямые и четкие указания [3].
Педагогу-наставнику необходимо способствовать раскрытию профессиональных способностей учащегося, привлекать его к участию в жизни коллектива, формировать у него социально значимые интересы, оказывать влияние на развитие общекультурного кругозора, творческих и коммуникативных способностей [4].
Совместное взаимодействие наставника и школьника позволяет формировать повышение квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.
Литература
1. Батышев, С.Я. Педагогические основы наставничества / С.Я. Батышев. [Текст]- Материалы теоретической конференции, ч.1. М., 2016. 324с.
2. Вачков, И.В. Психология тренинговой работы: содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И.В. Вачков. [Текст] - М.: Эксмо. - 2007. - 416 с.
3. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова [Текст] - М., 2015. С. 8–16.
4. Коуч как наставник [Электронный ресурс]. – URL: http://www.coach-rus.org/kouch-kak-nastavnik/ (дата обращения 21.03.2021)