kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности психолого - педагогической работы с леворукими детьми дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольный возраст имеет огромное значение для физического, психического и эмоционального развития ребёнка. В этот период закладываются основы хорошего здоровья, полноценного физического и психического развития. Поэтому очень важно в детском саду создать все условия для нормального развития леворукого ребёнка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности психолого - педагогической работы с леворукими детьми дошкольного возраста»

Особенности психолого-педагогической работы с леворукими детьми дошкольного возраста.

Левшество — удивительное и загадочное явление

в истории человеческой природы,

и относиться к нему надо адекватно

пониманию этой реальности.
А. В. Семенович

Дошкольный возраст имеет огромное значение для физического, психического и эмоционального развития ребёнка. В этот период закладываются основы хорошего здоровья, полноценного физического и психического развития. Поэтому очень важно в детском саду создать все условия для нормального развития леворукого ребёнка. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, среди детей левши составляют от 7 до 10%.

В течение многих столетий проблема леворукости интересовала учёных разных специальностей: врачей и биологов, генетиков и физиологов, психологов и педагогов.

Учёные, занимающиеся проблемой левшества выдвигают различные концепции его возникновения и соответственно говорят о различных психологических особенностях левшей.

Известные американские учёные С. Спрингер и Г. Дейч одну из глав своей книги

«Левый мозг, правый мозг » назвали « Загадка леворукости », подчёркивая этим, что мы до сих пор не имеем однозначного ответа на вопрос о том, какие факторы определяют «леворукость », чем левшы отличаются от правшей, не является ли леворукость патологией. [6]

До недавнего времени считалось необходимым систематически переучитывать леворуких детей, у которых не оставалось альтернативны при выборе руки для письма – все должны были писать правой. В методических рекомендациях, выпущенных Министерством здравоохранения в 1985г., говорится о запрещении переучивания левшей, так как переучивание приводит к ломке естественно сложившегося индивидуального профиля латерализации, что служит мощным стрессогенным фактором. Заставляя левшу работать правой рукой, мы пытаемся переделать биологическую природу ребёнка.

Отказ от переучивания леворукого ребёнка все же не снимает большой комплекс проблем, возникающих в процессе его обучения. Сегодня в педагогической практике развивают, обучают и воспитывают леворукого ребёнка, не учитывая основных законов развития детской психики и особенностей работы мозга.

Феномен левшества таит в себе ещё много нераскрытых тайн. Именно поэтому у всех, интересующихся данной проблемой, возникает множество вопросов, которые требуют решения.

Как правильно организовать психолого – педагогическое сопровождение леворукого ребёнка в условиях общеобразовательного учреждения? Эта проблема остро встала перед педагогами и психологами, так как с каждым годом количество леворуких детей увеличивается.

Наблюдения за работой педагогов, анкетирование родителей показали, что большинство из них не знакомы с особенностями психического развития, обучения и воспитания леворуких детей. Поэтому, прежде чем начать работу с детьми нужно научить этому взрослых: познакомить педагогов и родителей с особенностями психического развития, особенностями организации занятий и методикой. На индивидуальных консультациях, родители знакомятся с результатами диагностики психического развития детей, им даются рекомендации по коррекции недостатков в развитии.

Возникновение леворукости – это довольно сложная проблема и одним из важнейших аспектов в причине её возникновения является асимметрия полушарий головного мозга. Функциональная организация мозга левшей не зеркальна и не симметрична правшам. Фактически можно выделить три основных фактора, определяющих предпочтение левой руки: генетическую латеральность, или генезную наследственную основу; патологическую латеральность, обусловленную в значительной мере пре – и перинатальными нарушениями в развитии мозга; вынужденную латеральность.

Важно помнить, что леворукость – это не патология и не недостаток развития, и тем более не каприз или упрямство ребёнка, просто не желающего работать «как все» правой рукой. Леворукость – индивидуальная особенность ребёнка, которую необходимо учитывать в процессе воспитания и обучения.

Дети – левши обладают определённой спецификой познавательной деятельности.

В деятельности леворукого ребёнка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие появления:

  1. Сниженная способность зрительно-двигательных координаций: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений, особенно их последовательности; с трудом удерживают строчку при письме, чтении.

  2. Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, трудности при анализе пространственных соотношений: у левшей часто отмечают искажение формы и пропорции фигур при графическом изображении; зеркальность письма; пропуск и перестановка букв при письме; оптические ошибки; ошибки при определении расположения предметов в пространстве (под-над, на-за и т.д.).

  3. Особая стратегия переработки информации, аналитический стиль познания: для левшей характерна поэлементная работа с материалом, на основании подробного анализа строится целостное представление об объекте деятельности. Этим во многом объясняется медлительность леворуких детей, так как для полного восприятия или понимания им необходима более длительная поэтапная проработка материала.

  4. Слабость внимания, трудности переключения и концентрации.

  5. Речевые нарушения: ошибки звукобуквенного анализа.

Перечисленные особенности самым непосредственным образом влияют на успешность овладения учебными навыками.

Отдельно хочется коснутся вопроса о развитии эмоциональной сферы леворукого ребёнка. Особенностями эмоционально – волевой сферы леворуких детей являются:

  • быстрая утомляемость и, как следствие, ограниченная работоспособность

  • повышенная эмоциональная чувствительность, ранимость, раздражительность, обидчивость

  • повышенный уровень тревожности

Это является следствием не только специфики межполушарной асимметрии, но и попыток переучивания, которых не избежали многие дети – левши.

К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики подготовки к обучению письму леворуких детей, нет и методики их работы на занятиях аппликацией (ведь даже ножницы ему нужны другие) и т. д. Поэтому левши учатся выполнять все действия так же, как и правши. И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике дошкольного обучения можно облегчить жизнь таким детям:

  • необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить наклон листа, положение предплечий, правильно взять ручку или карандаш, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;

  • любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент ребёнок должен выполнять осознанно;

  • желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;

  • необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются, и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка;

  • никогда не проявлять негативного отношения к леворукости.

На начальном этапе работы с леворуким детьми важно правильно квалифицировать трудности ребенка и подобрать адекватную именно ему программу психолого – педагогического сопровождения. Для диагностики детей можно использовать стандартизированные методики М.Г. Князевой, В.Ю. Вильдавского «Методика определения ведущей руки», М.М. Безруких «Методики для определения уровня развития леворуких детей», методика Ясюковой «Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе».

В коррекционно-развивающей работе используются различные методы, которые приемлемы и для других категорий детей, и выбор упражнений или заданий подбирается индивидуально и зависит от причины нарушения поведения и познавательной сферы.

Большая часть психолого – педагогической работы с леворукими детьми проводится индивидуально. Но в условиях образовательного учреждения невозможно проводить все занятия индивидуально. Поэтому педагог должен уделять леворукому ребёнку особое внимание. Идеальное место для леворукого ребёнка – у окна, слева застолом. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточную освещенность.

На занятиях педагог постоянно обращает внимание на то, как сидит ребёнок, как держит ножницы, карандаш, ручку, кисточку и т.д. Но педагог не должен делать ребёнку замечания, он объясняет и показывает, как сделать правильно.

Педагог постоянно корректирует нарушения в речи леворуких детей, развивает связную речь, словарь (используя разнообразные методы и приёмы). Родителям детей с нарушением в звукопроизношении необходимо рекомендовать обратиться на консультацию к логопеду.

На занятиях по изодеятельности, математике, физкультуре педагог развивает зрительно-пространтсвенное восприятие, зрительно-моторные координации, тонкокоординированные движения руки используя различные упражнения.

Для подготовки к письму, педагоги и родители во время индивидуальных занятий могут использовать специальные прописи для леворуких детей (Безруких М.М. «Прописи для первоклассников с трудностями обучения письму и леворуких детей». – М.: Издательство «Ювента», 2007; Дубнова С. Ф., Паншина И. А. «Пропись для леворуких детей», - г.Ульяновск, ГУП "Облтип."Печатный двор", 2001 г.).

Отличия от обычных прописей:

  • весь материал (образцы) пишется и демонстрируется с правой стороны по отношению к ученику для расширения зрительной зоны

  • начало и конец строки помечаются специальным значком

  • направление письма показано стрелкой

  • прямое без наклона написание букв

У педагога и родителей могут возникнуть трудности при обучении ребёнка чтению. Леворукие дети нередко теряют строку и делают попытки читать справа налево или из середины текста. Во избежании таких проявлений ребенку нужно напомнить, откуда началось чтение, а можно ориентировать его по "маркированной" руке (например одеть часы на левую руку ребёнка). Если эти способы не дают эффекта, малыш может попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог. Причем, сначала это лучше сделать взрослому, а вскоре ребёнок сам освоит эту хитрость. Так придется продолжать до тех пор, пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой.

Все занятия нужно проводить систематически, но их продолжительность не должна превышать 10 - 15 минут. Принимая во внимание повышенную энергоёмкость протекания психических процессов у левшей, а как следствие быстрые утомляемость и истощаемость нервной системы, взрослые должны следить, чтобы ребёнок не переутомлялся.

Таким образом, при организации психолого - педагогического процесса с леворукими детьми педагоги должны учитывать психические особенности каждого ребёнка. Педагоги должны постоянно анализировать процесс развития, отмечать отклонения, оказывать своевременную помощь. Планируя занятия, нужно стараться сделать их комплексными, уделяя одновременно внимание разным сторонам развития леворукого ребёнка.

При обучении левши, следует построить общение с ребёнком таким образом, чтобы не акцентировать его внимание на леворукости и вместе с тем создать условия для проявления и развития его индивидуальности.

Литература

  1. Безруких М.М. Леворукий ребёнок в школе и дома. – М.: Вентане-Граф, 2005.

  2. Безруких М. М. , Князева М. Г. Если ваш ребёнок левша. – М.: Новая школа, 1994.

  3. Иншакова О.Б. Леворукий ребёнок// Воспитание и обучение. – 2004. - №1. С. 72-75

  4. Никифорова О.А., Навалихина В.И. Психофизиологические особенности леворуких учащихся // Завуч. – 2006. - №1. С.125-128

  5. Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. – М.: Генезис, 2007.

  6. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. - М., 1983.

  7. Федосова Н. А. Охрана здоровья леворуких детей//Начальная школа. – 1987. - № 2. С. 29-31.



6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Обласова Светлана Сергеевна

Дата: 24.10.2018

Номер свидетельства: 482001


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
2110 руб.
2640 руб.
2110 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства