Просмотр содержимого документа
«Особенности проведения занятий для дошкольников с дизартрией»
Специфика проведения занятий для детей с дизартрией заключается в наличии упражнений, направленных на:
стабилизацию тонуса мышц, выполнении упражнений для мимики и органов артикуляции;
логопедический массаж;
разработку моторики органов артикуляции, (пассивная гимнастика, которая осуществляется квалифицированным логопедом для формирования кинестезий);
постановку голоса, его модуляции, силы и громкости;
стабилизацию и постановку правильного дыхания;
стабилизацию просодики, развитию интонирования.
Заключение
Подводя итог, можно сказать, что при проведении занятий с детьми с дизартрией используются приемы игровой терапии в сочетании с индивидуальной работой над артикуляцией, дыханием, фонацией и коррекцией звукопроизношения, а также над личностью ребенка в целом.
Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания.
При сочетании дизартрии с речевым недоразвитием осуществляется комплексная программа логопедических занятий, включающая фонетическую работу, развитие фонематического слуха, работу над словарем, грамматическим строем, а также специальные мероприятия, направленные на предупреждение или коррекцию нарушений письменной речи. В других случаях проводится работа над звукопроизношением и уточнением фонематического слуха. Во всех случаях основной задачей логопедической работы при дизартрии является развитие и облегчение речевой коммуникации, а не только формирование правильного произнесения звуков.
Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Спецификой работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением. Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематичности проведения.
Работа над звукопроизношением строится с учетом следующих положений:
1. Зависимость от формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребенка.
2. Развитие речевой коммуникации. Формирование звукопроизношения должно быть направлено на развитие коммуникации, школьной и социальной адаптации ребенка.
3. Развитие мотивации, стремления к преодолению имеющихся нарушений, развитие самосознания, самоутверждения, саморегуляции и контроля, чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах.
4. Развитие дифференцированного слухового восприятия и звукового анализа.
5. Усиление перцепции артикуляционных укладов и движений путем развития зрительно-кинестетических ощущений.
6. Поэтапность. Начинают с тех звуков, артикуляция которых у ребенка более сохранная. Иногда звуки выбирают по принципу более простых моторных координации, но обязательно с учетом структуры артикуляционного дефекта в целом, в первую очередь работают над звуками раннего онтогенеза.
7. При тяжелых нарушениях, когда речь полностью не понятна для окружающих, работа начинается с изолированных звуков и со слогов. Если речь ребенка относительно понятна и в отдельных словах он может произносить дефектные звуки правильно, работа начинается с этих «ключевых» слов. Во всех случаях необходима автоматизация звуков во всех контекстах и в различных речевых ситуациях.
8. У детей с поражением центральной нервной системы важное значение имеет предупреждение тяжелых нарушений звукопроизношения путем систематической логопедической работы в доречевом периоде. Логопедическая работа при дизартрии проводится поэтапно.
Занятия по коррекции дизартрии должны включать в себя следующие виды деятельности:
1. Логопедический массаж.
2.Пассивную, пассивно-активную, активную артикуляционную гимнастику, направленную на коррекцию артикуляторных нарушений, развитию ощущений артикуляторных движений и артикуляторного праксиса.
4. Упражнения и игры, направленные на развитие речевого дыхания, голоса, формирование фонематических представлений.
5. Игры и упражнения для развития коммуникативной стороны речи, развитию уверенности в себе.
Результаты данной работы могут быть полезны учителям-логопедам, работающим в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). У многих воспитанников ДОУ, имеющих ТНР, есть в диагнозе и дизартрия. Примерный комплекс статических и динамических артикуляционных упражнений для дизартриков могут использовать в своей работе воспитатели групп с ТНР (тяжелым нарушением речи) и ОНР (общим недоразвитием речи).