Просмотр содержимого документа
«Особенности подбора песенного репертуара для детей лошкольного возраста»
ПЕСЕННЫЙ РЕПЕРТУАР И ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО ПОДБОРУ
Песенный репертуар для детей должен состоять из высокохудожественных произведений, имеющих большое воспитательное и познавательное значение. Слушая и исполняя песни, ребенок эмоционально откликается на них, воспринимает их художественные образы, осмысливает содержание в целом. Все это углубляет его представления об окружающей жизни. В музыкальных образах воплощаются близкие, интересные детям события, явления природы, общественной жизни. Песни, воздействуя на чувства, вызывают определенное отношение к тому, что в них передано. Так, например, ребенок не раз обращал внимание на сезонные изменения в природе: он замечал пожелтевшие листья, хмурое небо, ранние закаты. Слушая песню Т. Попатенко на слова Н. Найденовой «Листья золотые», дети вспоминают листопад, дорожки, покрытые золотым ковром, букеты из желтых, красных листочков, принесенные в детский сад. Очень любят дети музыкальные произведения, возникшие на основе интонаций, взятых из окружающей жизни. С особым удовольствием они прислушиваются в мелодии к хорошо знакомым им интонациям кукования кукушки, построенным на интервале большой терции. Обращают внимание на изобразительные моменты, передающие щебет птиц. Примером может служить песня М. Красева «Синичка». Она построена в форме вопросов и ответов. Дети спрашивают синичку, где она была, а синичка им отвечает. Дети любят песни, в которых слышат имитации звучания знакомых инструментов: барабана, трубы, струнных. Например, в песне М. Красева «Петя-барабанщик» есть отдельные фрагменты, где слышен бой барабана. Очень заинтересованно слушают дети звучание «ауканья» и «баюканья», передаваемое повторяющимися восходящими и нисходящими интервалами. В колыбельных песнях нисходящие интервалы создают настроение покоя (см. песню «Спите, куклы, баю, баю» из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной.) Однако эти изобразительные моменты нельзя рассматривать изолированно от музыкального образа произведения в целом, так же каки всю вокальную музыку для детей сводить кизобразительным звучаниям. Основное в музыке - выражение чувств, настроений, эмоций. Воздействуя песней на чувства ребенка, педагог воспитывает у него эмоционально положительное отношение к действительности.