kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности использования здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с детьми с нарушением зрения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал предназначен для воспитателей специализированных групп и специалистов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности использования здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с детьми с нарушением зрения»

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕТОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

МБДОУ №48 г. Апатиты

Илляшенко Е. А., учитель-дефектолог

Федорова Д. В., учитель-дефектолог



Здоровьесберегающие технологии - это система мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Основными методам и приемам, используемыми нами для сохранения здоровья воспитанников являются:

  1. Зрительная гимнастика.

  2. Пальчиковая гимнастика.

  3. Режим динамической смены поз.

  4. Активный отдых.

Зрительная гимнастика – одна из значимых частей коррекционно-воспитательной работы, ее эффективность зависит от регулярности проведения, учета нарушенных зрительных функций. В комплекс зрительной гимнастики включаются упражнения для мышечного расслабления, а также упражнения для глаз в зависимости от зрительного диагноза. 

Цель зрительной гимнастики – включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

Правила проведения зрительной гимнастики:

  • всегда снимать очки.

  • сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их.

  • следить за дыханием оно должно быть глубоким и равномерным.

  • сосредоточить все внимание на глазах.

  • после выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.

Варианты зрительной гимнастики:

  • со стихами,

  • с использованием таблиц,

  • с сигнальными метками,

  • с индивидуальными офтальмотренажерами,

  • настенные и потолочные офтальмотренажеры,

  • электронные зрительные гимнастики,

  • пальминг

Таким образом, зрительная гимнастика является обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, которая:

  • обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза;

  • повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов;

  • укрепляет мышцы век;

  • снимает переутомление зрительного аппарата;        

  • развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, совершенствуя координацию движений глаз при периферийном обзоре;

  • корректирует функциональные дефекты зрения.

Пальчиковая гимнастика. У детей с нарушением зрения снижена познавательная и двигательная активность и это сдерживает развитие чувствительности моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности, моторной готовности руки к письму, поэтому развитие мелкой моторики и осязания имеет большое значение для детей с нарушением зрения.

При регулярном использовании пальчиковой гимнастики происходит:

  • постоянное стимулирование действий речевых зон коры головного мозга.

  • положительно сказывается на исправление речи детей.

  • Развивает осязательные способности.

  • Совершенствует внимание и память.

  • Облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.

Варианты пальчиковой гимнастики:

  • Разные комплексы пальчиковых игр.

  • Комплексы массажа, самомассажа, су-джок терапия.

  • Упражнения на оперирование мелкими предметами.

  • Развитие тактильной чувствительности и осязания.

  • Развитие графомоторных навыков.

Подвижная деятельность детей с нарушением зрения. Потеря зрения на основе органических нарушений замедляет физическое формирование ребёнка, затрудняет подражание и овладение пространственными представлениями. У ребёнка со зрительной патологией из-за страха пространства ограничена двигательная и познавательная деятельность, нарушена координация движений. Развивать двигательную сферу нужно через активные игры, гимнастику, упражнения, прогулки, соблюдая при этом условия:

  • учитывать зрительный диагноз, состояние остроты зрения,

  • особенности зрительного, слухового, осязательного восприятия,

  • учитывать возрастные и индивидуальные особенности,

  • соблюдение требований к окружающему пространству и дидактическому инструментарию.

Значение подвижной деятельности:

  • Совершенствование физических способностей ребенка;

  • Укрепление здоровья и повышение защитных сил организма;

  • Укрепление нервной системы;

  • Создание условий для положительного психо-эмоционального состояния детей;

  • Развитие психических качеств: внимание, память, воображение, самостоятельность и инициатива;

  • Воспитание и формирование личностных качеств.

Варианты подвижной деятельности:

  • утренняя гимнастика,

  • динамические паузы,

  • гимнастика пробуждения,

  • подвижные игры,

  • физкультурные занятия,

  • музыкальные занятия,

  • двигательная активность на прогулке.

Активный отдых. Своевременное введение активного отдыха в занятия позволяет предупредить развитие быстро нарастающего утомления как зрительного анализатора, так и всего организма:

-динамические паузы на занятиях;

-упражнения на мышечно-телесную координацию;

-рациональная организация перерывов между занятиями.

Динамические паузы. Введение на занятиях динамических пауз по 3 мин. (одной - для детей с косоглазием и двух - для слабовидящих) в виде гимнастики с музыкальным сопровождением способствует не только предупреждению зрительного утомления, но и усиливает двигательную активность детей с нарушениями зрения, вовлекает в работу группу мышц, несущих значительную статическую нагрузку.

Упражнения на мышечно-телесную координацию. Занятие проводится в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих внимание детей заданий. Всевозможные карточки могут оказаться в любой точке комнаты. Дети ищут их, тем самым переключают зрение с близкого на дальнее расстояние и наоборот.

Систематическое и регулярное использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе позволяет расширить познавательные возможности детей, способствует развитию мыслительной деятельности, коммуникативных навыков, речи, обогащает их представления об окружающем мире, позволяет лучше ориентироваться в нём, а также является одним из методов формирования компенсаторных навыков.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Илляшенко Екатерна Александровна, Фёдорова Дарья Владимировна

Дата: 12.01.2022

Номер свидетельства: 597522


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства