kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"особенности формирования словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья расскрывает особенности формирования словообразования у детей с общим недоразвитием речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"особенности формирования словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ


Учитель-логопед

Коршун Анастасия Сергеена

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖДЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 367 ГОРОДА ДОНЕЦКА»


Аннотация: в статье рассматриваются особенности формирования навыков словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Раскрыты принципы логопедической работы по формированию словообразования у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, словообразование, слово, логопедия, морфема


Современные дети испытывают трудности в процессе словообразования, что чаще обусловлено общим недоразвитием речи. Проблема формирования словообразования у дошкольников рассматривается в работах отечественных и зарубежных лингвистов и учёных В.В. Виноградова [3], Т.Ф. Ефремовой [4], Е.А. Земской [5], З.И. Иринцеевой [6], Н.К. Ледовских [9], А. Г. Тамбовцева [10], С.Н. Цейтлин [11].

Логопедическая работа в ДОУ с детьми с общим недоразвитием речи в процессе формирования словообразования построена в двух направлениях: словарная работа и освоение грамматического строя языка.

При общем недоразвитии речи детей дошкольного возраста, нарушения развития грамматического строя речи, отражено в исследованиях учёных: Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филитчёвой [12], Р.И. Лалаевой [7]. В сових трудах они пришли к общему мнению, что развитие грамматического строя у детей с ОНР происходит с большими трудностями, чем овладение словарём. Процесс формирования грамматического строя речи обусловлен большим количеством правил.

Говоря о понятии «слово» А.С. Белокопытова отмечает, что это основная единица речи, состоящая из морфем, как из значимых, неделимых без потери смысла элементов [1, с.376]

Единицами изучения процесса словообразования выступают: слово, высказывание, текст. В процессе словообразования логопедическая работа с детьми с общим недоразвитием речи построена на овладении ребёнком закономерностями языка, которые регулируют правильность построения слов, высказываний и текстов.

Л.С. Яговкина и А. В. Бабицина отмечают, что «словообразовательная деятельность подготавливает и обеспечивает развитие навыков понимания значения производимого слова, в ходе этого процесса у ребёнка складывается представление о производном слове, как о мотивированном и конструируемом языковом знаке, вырабатываются модели-типы как необходимые средства анализа языкового материала и собственно словообразовательной деятельности ребёнка» [2, с. 97].

Изучение грамматического строя речи сложно даётся ребенку с общим недоразвитием речи. Своевременно не оказанная помощь ребёнку приводит к последствиям: нарушение процесса общения, нарушение адаптации к коллективу сверстников, речевой негативизм, затрудняется процесс познания, процесс овладения программой дошкольного образования, нарушается эмоционально-волевая сфера.

Дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают затруднения в высказывании собственных мыслей, впечатлений, в то время как дети с нормой развития речи активно используют словообразование, что помогает им находить новые слова, новые сочетания слов, которые позволяют им высказываться, быть понятными в своём окружении.

Существует несколько способов словообразования. В рамках дошкольного образовательного процесса используют следующие: сочетание различных морфем – суффиксальный, префиксальный и смешанный. В процессе образования новых слов задействованы окончание, приставка и суффикс.

У детей с общим недоразвитием речи процесс словообразования проходит не легко, что требует от современного специалиста поиска эффективных средств формирования навыков словообразования. Развитие грамматических форм, словоизменения, словообразования, появление различных типов предложений проявляется у детей с ОНР в той же последовательности, как и дутей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием. Процесс овладения грамматическим строем речи у детей с ОНР отличается медленным темпом формирования, более тяжелом усвоении правил, дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка. В целом характерно искажение языковой картины мира.

При ОНР характерны нарушения морфологическими и синтаксическими единицами речи, а так же ребенок испытывает трудности в выборе грамматических средств для выражения своих мыслей, их построения.

Овладение ребёнком морфологической системой языка способствует развитию интеллектуальной деятельности. Ребенок должен учиться сравнивать слова по звучанию и значению, уметь находить между ними различие, понимать изменение значения, устанавливать связь между оттенком значения и различными грамматическими значениями, морфемами.

Нарушение формирование грамматических операций у детей с ОНР приводит к появлению морфологических аграмматизмов в речи. Дети затрудняются выделять морфемы, соотносить её значение со звуковым образом.

Источником примера грамматических форм для ребёнка является взрослый. Ребёнок заимствует их так, как слышит. В процессе обучения уже полученный материал анализируется путём экспериментирования, «манипулирования» в процессе языковых игр. В игре дети выясняют свойства и пределы формы, поэтому в логопедической работе специалисты особое внимание уделяют использованию дидактических игр с целью формирования навыков словообразования. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Играя, ребёнок, учится взаимодействовать со взрослыми, со сверстниками, тем самым обогащая и развивая свою речь в интересной и увлекательной форме. Не редко при этом верные, в грамматическом отношении, традиционные формы заменяются на ошибочные, но «правильные» с точки зрения языковой системы, т.е. как отмечет Р.Е. Лёвина [8, с. 44] – «хорошие ошибки». Процесс словообразования это стимул развития речи в целом.

Работа специалиста по преодолению недоразвития процесса словообразования у дошкольников с ОНР должна быть последовательной, поэтапной, в соответствии с развитием психологических функций и процессов.

Существует ряд принципов, которые важны в работе учителя0логопеда при формировании навыков словообразования:

  1. Патогенетический принцип.

Характерно, что словообразовательные навыки носят вторичный характер. Возникает при нечёткости речи, которая является причиной нарушения чёткого слухового восприятия, а так же подбора соответствующих суффиксов и префиксов. В данном случае логопедическая работа направлена на развитие и понимание словообразовательного значения, которое дополняется необходимыми морфемами, а после – непосредственное использование морфемы.

  1. Принцип системного подхода.

Специалисту необходимо учитывать, что нарушения словообразования взаимосвязаны с лексикой. Следует помогать ребёнку усвоить те нюансы семантических изменений, которые создаются частями слова.

3. Принцип комплексности.

Специалист должен знать и помнить, что ОНР – может проявляться в невротических и речевых симптомах, поэтому на это нарушение следует воздействовать полноценно.

4.Принцип максимальной опоры на полимодальные афферентации, на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы.

Логопед должен иметь четкое представление о речевой деятельности, а так же о сложной структуре психических функций.

5. Принцип учёта «зоны ближайшего развития».

Логопедическая работа по формированию словообразовательных операций осуществляется по принципу учёта ближайшего уровня развития. Задания предлагаются ребёнку с предоставлением возможности выполнения его с небольшой помощью логопеда.

6. Принцип поэтапного («пошагового») формирования психических функций.

Коррекция нарушения словообразования у детей с ОНР ведётся поэтапно. Словообразование формируется с опорой на вспомогательные средства и внешние действия. После чего, развитие словообразования переводится в речевую форму и автоматизируется. Заключительным этапом работы становится перевод умственного действия во внутренний план, его интериоризация.

7. Принцип сознательности.

Планируя логопедическую работу, специалист должен опираться на осознанное выполнение заданий по развитию словообразования. Детям должна быть понятна цель заданий.

8. Принцип дифференцированного подхода.

Учитывая различный уровень сформированности у детей с ОНР навыков словообразования, логопед подбирает соответствующие игры и упражнения.

9. Принцип учёта индивидуальных особенностей ребёнка.

Логопед должен учитывать индивидуальные особенности и затруднения каждого ребёнка и ставить индивидуальные цели и способы формирования навыка словообразования.

10. Принцип учёта ведущей деятельности.

Логопедическая работа должна осуществляться в доступной и комфортной для ребёнка форме, в виде игровой деятельности, которая является ведущей для детей дошкольного возраста. Используются игры на развитие аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, развитие и обогащение словаря, усвоение языковых норм.

11. Принцип использования обходного пути.

При ОНР развитие словообразовательных операций проводится с опорой на зрительные и кинестетические образы.

12. Общедидактические принципы.

Развитие словообразование у детей с ОНР используются различные методы и приёмы, которыми специалист должен владеть и активно применять в практической деятельности.

Особенностью формирования словообразования является организация системы продуктивных словообразовательных моделей. Прежде всего, важно уточнить связь между морфемой и её знаковой формой.

Современная логопедия особое внимание уделяет системному подходу к изучению и преодолению ОНР у детей. Изучение процесса словообразовани у детей дошкольного возраста показало, что нарушение словообразования может проявляться в разной степени – от единичных ошибок в понимании и употреблении грамматических форм до грубого нарушения процессов словообразования. Навык словообразования помогает ребёнку в процессе обучения чтению и письму.

Дети с ОНР нуждаются в помощи развития и формирования речи, навыков словообразования, которую может оказать современный, компетентный специалист – логопед. Специалист должен уметь использовать, в своей работе по формированию словообразования, различные методы, приёмы и формы работы, организовать необходимые условия, учитывать принцип индивидуального подхода к каждому ребёнку, использовать ведущий вид деятельности – игру.

Дети с общим недоразвитием речи, согласно анализу изученной литературы, не могут спонтанно овладеть навыками словообразования. Логопед должен учитывать, что у данной категории детей процесс овладения этим навыком задерживается. Процесс усвоения идёт медленно и неравномерно. Ошибки, которые допускают дети с ОНР в процессе словообразования, мешают их речевому развитию, процессу общения со сверстниками и высказыванию своих впечатлений, что в дальнейшем приведёт к трудностям освоения родного языка, процесса чтения и письма. Логопедическая работа должна строиться систематически, спланировано на основании выбора специалистом эффективных методов и приёмов коррекционной работы.




































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Белокопытова А.С. Коррекционная работа по формированию операций морфемного анализа у младших дошкольников с общим недоразвитием речи // Молодой учёный. – 2016. - № 30. – С. 376-378

  2. Бабицина А. В., Яговкина Л. С. Особенности словообразовательных компетенций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня / А. В. Бабицина, Л. С. Яговкина // Вестник Курганского государственного университета. – 2018. – № 4 (51). – С. 96–99.

  3. Виноградов В.В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове): учеб. пособие для вузов.: М., 2015. – 639 с.

  4. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. – М.: Академия, 2012. – 658 с.

  5. Земская Е.А. Словообразование как деятельность.: М., 2012. – 22 с.

  6. Иринцеева З.И. Овладение навыками словообразования при нормальном речевом развитии // Научные исследования: теория, методика и практика. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 81-82

  7. Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПБ.: Союз, 2010. – 218 с.

  8. Левина Р.Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей // Основы теории и практики логопедии. – М., 1968. – 230 с.

  9. Ледовских Н.К. Обучение дошкольников использованию словообразовательных и словоизменительных навыков в монологе // Детский сад: теория и практика. – 2012. – № 3. – С. 92-98

  10. Тамбовцева А.Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста.: М., 2015. – 24 с.

  11. Цейтлин С.Н. Обратное словообразование в детской речи // Психолингвистические исследования: речевое развитие и теория обучения языку / Под ред. А.М. Шанаровича. – М. 2015. – С. 61-67

  12. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 224 с.



FEATURES OF WORD FORMATION IN PRESCHOOL AGE CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDER DEVELOPMENT



Abstract: the article discusses the features of the formation of word formation skills in preschool children with general speech underdevelopment. The principles of speech therapy work on the formation of word formation in preschool children are revealed.

Keywords: general speech underdevelopment, word formation, word, speech therapy, morpheme


___________A.

Scientific adviser:

Donetsk National University

E-mail:





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Коршун Анастасия Сергеевна

Дата: 28.01.2022

Номер свидетельства: 599059

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Консультация для родителей на тему: «Формирование грамматического строя речи»"
    ["seo_title"] => string(79) "konsultatsiia_dlia_roditelei_na_temu_formirovanie_grammaticheskogo_stroia_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "566222"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1607517292"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства