Просмотр содержимого документа
«Особенности экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста или Маленькими шажками в мир природы»
Особенности экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста
или Маленькими шажками в мир природы
В дошкольном возрасте закладываются основы личности, а также отношение к окружающей среде и природе.
Дошкольный возраст - важный этап в формировании экологического мировоззрения человека. В дошкольном возрасте, начиная с младшей группы, необходимо приступать к закладке экологического воспитания.
Природа - это мощный источник познания, который через общение раскрывает свои тайны человеку и делает его более чувствительным к окружающему миру. Человек - часть природы, интерес ко всему живому у него проявляется с рождения, а наиболее ярко пробуждается в детстве.
Экологическое воспитание помогает детям понять себя и окружающий мир. Оно включает в себя формирование представлений о способах сохранения природы и окружающего мира. Детский сад - это первый этап обучения детей, поэтому именно в саду закладываются первые ориентиры в мире животных как живых существ и растений.
Перед педагогами младших групп стоит непростая задача по формированию основ рационального природопользования у дошкольников. В процессе экологического воспитания детей воспитатели детского сада применяют несколько методов: вербальный (беседы, чтение художественной литературы, рассказы воспитателя), практический (игра, труд), визуальный (наблюдение, демонстрация) и экспериментальный (опыт).
В методике экологического воспитания дошкольников все методы делятся на две группы в зависимости от того, как дети знакомятся с природой, а именно через наблюдение и общение с природой напрямую или через опосредованное знакомство (картинки и т. д.).
Метод наблюдения играет особую роль в восприятии детьми, поскольку этот метод позволяет детям установить живой контакт с реальными объектами природы, формируя у детей реалистичные и правдивые представления об объектах природы и отношениях между ними. Во время наблюдения мышление, восприятие и речь активно развиваются и взаимодействуют друг с другом.
Интересной и полезной формой работы является приобщение дошкольников к систематическим сравнениям и наблюдениям. Например, если вы сажаете растение, дети фиксируют дату и размер растения, через некоторое время появляется росток, бутон, цветок, и вы можете предложить детям зафиксировать изменения в растении. Чуть позже дети могут сравнить изменения растения в разное время. Это способствует развитию наблюдательности и внимательности к деталям.
Метод демонстрации заключается в показе детям природных предметов или их изображений (картин, диапозитивов, фильмов). Демонстрация служит для уточнения, обобщения и систематизации знаний детей о явлениях и явлениях, формирования представлений об объектах, недоступных непосредственному восприятию.
Основным видом деятельности в детском саду является игра, благодаря которой дети быстрее усваивают информацию.
Дидактические игры с комнатными растениями можно использовать на математике. Например, при ознакомлении с величиной: широкий/узкий, большой/маленький (листья фуксии, традесканции - игра «Найди по описанию»); высокий/низкий (примула и бальзамин); количество (стебли, цветки); форма (длинная, круглая) и т. д. Также могут быть использованы дидактические игры для знакомства с окружающей средой и развития речи («Магазин цветов», «Путешествие в магазин», "Цветок, цветок, где твой дом?", "Посади цветок»). Детям младшего возраста полезно выполнять простые задания («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же по цвету», «Принеси желтый листок», «Разложи листочки по порядку: самый большой поменьше, маленький» и т.д.). Задания способствуют формированию навыков восприятия, развивают наблюдательность. Можно заниматься как со всей группой, так и в подгруппах.
Важным аспектом формирования экологического воспитания является работа с родителями. Большое место следует уделять совместной работе детей и их родителей: - проведение родительских собраний экологической направленности ("КВН", викторины, "Поле чудес", "Зов джунглей" и т.д.); - участие родителей в эколого-оздоровительных походах с целью охраны безопасности и жизнедеятельности детей, совместной игровой деятельности, общения с природой; - поездки на природу с детьми; - совместное озеленение территории детского сада.
Переходя в среднюю группу, дошкольники имеют конкретные представления о некоторых объектах и явлениях природы, на основе которых возможно дальнейшее углубление и расширение знаний, формирование трудовых навыков и умений, воспитание бережного отношения к природе