Основные составляющие духовно-нравственного воспитания в современном мире
Основные составляющие духовно-нравственного воспитания в современном мире
Много говориться о том, что современная молодёжь отличается от прошлых поколений, что в современных молодых людях нужно воспитывать чувство патриотизма, духовную нравственность. Благодаря воспитанию сохраняются и передаются из поколения в поколение представления о нравственности и безнравственном, о прекрасном и безобразном, о достоинствах и пороках человека, о духовных ценностях. Человечество накопило непреходящие ценности, такие, как народное искусство, народные обычаи, традиции, передаваемые из поколения в поколение. Эти богатства играют исключительную роль в развитии личности: соприкосновение ребёнка с ними позволяют ему с ранних лет освоить определённые житейские, нравственные и духовные заповеди, сохранить и передать их в будущем своим детям (Д.И. Латышина «История педагогики).
Так с какого же возраста нужно развивать и прививать чувство патриотизма, духовную нравственность, чтобы в результате получилась «та самая» молодежь, которую так все хотят лицезреть?
В подростковом возрасте, когда ребенок уже в состоянии оценивать свои мысли, чувства и поступки? Или может быть, когда только еще садится за школьную парту? Думаю, что гораздо раньше.
Особая миссия возложена на воспитателей и педагогов, работающих с дошкольниками. Во время занятий мы не только передаем свой опыт, свое отношение к тем или иным поступкам. Мы, взрослые люди, являемся для детей примером во всём и везде: на занятиях, в школьных коридорах, на улице. Дети смотрят на нас, и повторяют увиденное, слушают нас и повторяют услышанное.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основные составляющие духовно-нравственного воспитания в современном мире»
Основные составляющие духовно-нравственного воспитания в современном мире
«Почитай отца и Бога – будет тебе везде дорога»
(Народная мудрость)
Много говориться о том, что современная молодёжь отличается от прошлых поколений, что в современных молодых людях нужно воспитывать чувство патриотизма, духовную нравственность. Благодаря воспитанию сохраняются и передаются из поколения в поколение представления о нравственности и безнравственном, о прекрасном и безобразном, о достоинствах и пороках человека, о духовных ценностях. Человечество накопило непреходящие ценности, такие, как народное искусство, народные обычаи, традиции, передаваемые из поколения в поколение. Эти богатства играют исключительную роль в развитии личности: соприкосновение ребёнка с ними позволяют ему с ранних лет освоить определённые житейские, нравственные и духовные заповеди, сохранить и передать их в будущем своим детям (Д.И. Латышина «История педагогики).
Так с какого же возраста нужно развивать и прививать чувство патриотизма, духовную нравственность, чтобы в результате получилась «та самая» молодежь, которую так все хотят лицезреть?
В подростковом возрасте, когда ребенок уже в состоянии оценивать свои мысли, чувства и поступки? Или может быть, когда только еще садится за школьную парту? Думаю, что гораздо раньше.
Особая миссия возложена на воспитателей и педагогов, работающих с дошкольниками. Во время занятий мы не только передаем свой опыт, свое отношение к тем или иным поступкам. Мы, взрослые люди, являемся для детей примером во всём и везде: на занятиях, в школьных коридорах, на улице. Дети смотрят на нас, и повторяют увиденное, слушают нас и повторяют услышанное.
Как же до малыша донести ту или иную информацию, как он быстрее всего воспримет её? Конечно же, в игре. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы часто обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести.
Кроме занятий, наши педагоги групп дневного пребывания совместно с педагогами отделения хореографии проводят музыкально-этнографические праздники для дошкольников. Знакомство с народными песнями, устным творчеством, играми, бытом, нравственными понятиями и устоями прошлых поколений происходит в игровой форме, что помогает более доступному восприятию информации. Радость движения в игре сочетается с духовным обогащением детей. Особенность таких праздников в том, что они, имея нравственную основу, формируют у малышей устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.
Одна из проблем современности в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы. В детстве, приезжая к бабушке и дедушке, мы рассматривали фотографии наших предков на стене, расспрашивали о них. На этих фотографиях была вся история нашего рода. А эти вышитые бабушкой салфетки, вязанные крючком подзоры…»Хорошая работа два века живет». Бабушки давно нет, а работа её до сих пор живёт. А где могут увидеть своих предков современные дети? Что они знают о своих прадедушке и прабабушке? Как они жили, чем занимались? Какие песни пели? Не зря же говорят: «Нет дерева без корней, дома без фундамента».
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовнонравственной личности показывают, что самым слабым звеном в этой воспитательной деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому педагог является помощником родителей по разъяснению моментов становления маленького человека, но уже личности.
В семье и только в семье, в первую очередь, должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и «почитаемые предками, что именно родители ответственны за воспитание детей. Не ведая современных проблем воспитания, святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский в своих письмах подчеркивал, что «никто не может научить нравственности лучше, как мать». Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательных учреждений и государства.
Список используемых источников:
1. Иванов И.И., Петров П.П. Стратегия развития //Альманах. 2018.№ 3(11). С. 9-18.
2. Петров П.П. Стратегия развития / / Открытые чтения: сб. науч. трудов. Тамбов, 2018. С. 11.
3. Иванов И.И. Стратегия развития. Автореферат диссертации. М., 2018. 24 с.