С.Б Джахметова, воспитатель ГККП «Бөбек»
п. Щапово Зеленовский района, Западно-Казахстанская область
Технологическая карта
организованной учебной деятельности
Группа: средняя
Образовательная область: Познание
Раздел: Естествознание
Тема: «Посев и посадка лука».
Цель: Познакомить детей с семенами лука, с последовательностью посадки лука, с инструментами посадки лука.
Уточнять характерные признаки лука; упражнять в правильных приёмах посадкилука. Расширять и активизировать речь детей через художественное слово.
Воспитывать интерес к трудовой деятельности и желанию работать с землёй.
Оборудования и материалы: ящик с землёй, коробочка с семенами лука ( луковички), картинки с изображением лука, лейка с водой, палочки для рыхления, кружочки- модели.
Методические приемы:
наглядный (показ картинок, слайды; словесный ( рассказ воспитателя, худ.слово, вопросы к детям, ответы детей); игровой (игра с картинками).
Билингвальный компонент:
-пияз –лук, су –вода, жер – земля, өседі – растет, күту – уход.
Этапы деятельности
Действия воспитателя
Действия детей
Мотивационно-побудительный
Сюрпризный момент:
Стук в дверь: входит кукла Айгерим, в
руках держит красивую коробочку с семенами лука.
-Ребята, кто к нам пришла?
Правильно, это кукла Айгерим, она хочет загадать вам загадку, если вы отгадаете, она покажет, что у неё лежит в коробочке.
Загадывает загадку.
Заставляет плакать всех
вокруг.
Хоть он не драчун, а это …
(лук-пияз)
Молодцы, правильно, отгадали.
Проявляют интерес,
Радуются, рассматривают коробочку.
Здороваются с куклой, соглашаются отгадать загадку.
Внимательно слушают,
Отгадывают, называют.что это лук.
Организационно-поисковый
Ребята, посмотрите, что лежит в коробочке. Достаю семена, показываю и спрашиваю у детей.
-Что это? Какого цвета? Что вырастет из семян?
Показываю слайды с изображением посадки и посева лука картинку с изображением лука. Показываю муляж лука, задаю вопросы.
-Какого цвета шелуха у лука? Какой лук на вкус? Какой запах?
Даю возможность потрогать лук.
-Какой на ощупь? Как его едят? В чём его польза?
Лук- это овощная культура, это овощ, по форме бывает круглой и овальной, по цвету жёлтый, красный и фиолетовый.
Лук очень полезен, приносит пользу всем, особенно их зелёные листья (пёрышки), в которых содержатся витамин С. лук помогает лечить людей. Поэтому есть пословица: «Лук –от семи недуг».
Свежая зелень лука улучшает пищеваренье.возбуждает аппетит. У лука бывает зелёный побег, вылезая из луковицы, изгибаются.и эти зелёные побеги называются – стрелами.
Читаю стихотворение.
Сделаем мы грядку,
в нашем огороде.
Всё на них в порядке-
лук растёт зелёный.
Говорят я горький,
говорят несладкий.
Стрелочкой зелёной,
я расту на грядке.
Я полезный самый,
в том даю вам слово.
Лук зелёный, ешьте,
будете здоровы.
-А хотите, чтобы в группе вырос зелёный лук.
-Что необходимо для этого?
Правильно, нужна земля, вода, свет. Показываю модели с изображением земли. воды и света.
Провожу работу по билингвальному компоненту: лук-пияз, вода-су, земля-жер, растёт-өседі, уход-күту.
Давайте, отдохнём и посадим лук.
Физминутка::
В огороде поутру,
погляди на грядку.
Лук зелёный, на ветру,
делает зарядку.
На зарядку встанем в ряд.
Там листочки вверх глядят
Здесь пригнулись низко.
Приглашаю детей к столу, показываю ящик с землёй, показываю как делать лунки, углубление,где сажаем луковички, чтобы верхняя часть выступала из земли.
Мариша, покажи как ты сделаешь лунки?
Саша, а ты положи луковичку в лунку?
Поочередно предлагаю детям посадить луковички.затем прошу детей прочертить полоски для посева семян лука.
Теперь аккуратно, засыпаем землёй и поливаем водой из лейки. Предлагаю детям полить высаженный лук.
-Ребята, мы с вами потрудились. теперь будем ждать, когда лук прорастёт.
А сейчас поиграем в игру «Что такое хорошо, что такое плохо?»
(На столе у меня лежат картинки: солнце, земля, вода, насекомые, сорняки, дождь).
Вызываю ребёнка, он выбирает что необходимо для роста лука.
Внимательно смотрят, что лежит в коробочке.
Отвечают на вопросы.
Рассматривают и слайды и картинку.
Называют.что лук горький.
У него резкий запа,
трогают руками.ощупывают, говорят что лук твёрдый.
Участвуют в беседе.
Рассказывают о пользе лука для людей
Запоминают пословицу, повторяют.
Вспоминаю,,какие побеги у лука. называют цвет лука.
Слушают стихотворение.
Рассказывают, что нужно для посадки и посева лука.
Рассматривают кружочки- модели.
Повторяют слова на казахском языке.
Выполняют физминутку в соответствии с текстом.
Руки вверх поднимают.наклоняются.
Разглядывают ящик с землёй и инвентарь для посева лука
Последовательно выполняют мои указания.
С большим интересом играют в игру.
Рефлексивно-корригирующий
Рефлексия:-Ребята, чем мы сегодня занимались?
Что мы посадили?
-Понравилось ли вам сажать лук?
-Ребята, кукла Айгерим, благодарит вас за ваши старания и желание трудиться.
И мне понравилось, как вы потрудились и многому научились. Молодцы!
Отвечают на мои вопросы
Делятся впечатлениями
Радуются,
Прощаются с куклой.
Воспроизводят : что лук- овощная культура; называют цвет. форму и строение лука.
Понимают: как проводить посев лука, какие условия необходимы для роста лука.
Применяют: свои знания и навыки в учебной деятельности, трудовые действия при
посадке лука.