«Организация работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством»
«Организация работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством»
I раздел. Введение.
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом дошкольного образования необходимо обеспечить развитие личности ребёнка, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. В области художественно-эстетического развития особое значение имеет развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, фольклора, реализация самостоятельной творческой деятельности детей (в т. ч. изобразительной).
Реализацию задач в данной области эффективнее всего осуществлять через ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством.
С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих народных мастеров детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.
Изобразительное искусство (живопись, декоративно-прикладное творчество) в силу своей конкретности и наглядности, оказывает большое влияние на детей, даёт возможность знакомить их с новыми явлениями в жизни, быту, обогащает представления. Благодаря конкретности, яркости воплощения, художественный образ всегда волнует, вызывает чувства симпатии, радости, праздника.
Встреча с красочной птицей, со стремительным глиняным конём, разметавшим гриву по ветру, с узорчатостью орнамента, рождает у детей первые образные ассоциации, пробуждает фантазию и воображение, стремление самим создать нечто подобное.
Народное искусство, как проявление творчества народа, близко по своей природе творчеству ребёнка (красота, завершённость формы, обобщённость образа). Именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему.
Говоря о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, отмечается и его терапевтический эффект. Знакомясь с изделиями народных умельцев, у детей появляется чувство удовлетворения, радости, что создаёт эмоционально благоприятную обстановку. Дети получают эмоционально-положительное подкрепление в виде успешности осуществляемой деятельности. Испытывают чувство умелости и связанного с ним удовольствия. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска. И всё это обеспечивает психологическую разгрузку. Появляется спокойствие, уверенность в себе, в своих силах, ощущение радости.
Вот почему работа по детскому изобразительному творчеству является одной из важнейших сторон всего процесса воспитания. Изодеятельность – это специфическое образное познание действительности, и как всякая познавательная деятельность, она имеет большое значение для умственного воспитания детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Организация работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством»»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Организация работы
по ознакомлению детей
старшего дошкольного возраста
с русским народным
декоративно-прикладным
искусством»
Образовательная область:
художественно эстетическое развитие
I раздел. Введение.
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом дошкольного образования необходимо обеспечить развитие личности ребёнка, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. В области художественно-эстетического развития особое значение имеет развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, фольклора, реализация самостоятельной творческой деятельности детей (в т. ч. изобразительной).
Реализацию задач в данной области эффективнее всего осуществлять через ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством.
С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих народных мастеров детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.
Изобразительное искусство (живопись, декоративно-прикладное творчество) в силу своей конкретности и наглядности, оказывает большое влияние на детей, даёт возможность знакомить их с новыми явлениями в жизни, быту, обогащает представления. Благодаря конкретности, яркости воплощения, художественный образ всегда волнует, вызывает чувства симпатии, радости, праздника.
Встреча с красочной птицей, со стремительным глиняным конём, разметавшим гриву по ветру, с узорчатостью орнамента, рождает у детей первые образные ассоциации, пробуждает фантазию и воображение, стремление самим создать нечто подобное.
Народное искусство, как проявление творчества народа, близко по своей природе творчеству ребёнка (красота, завершённость формы, обобщённость образа). Именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему.
Говоря о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, отмечается и его терапевтический эффект. Знакомясь с изделиями народных умельцев, у детей появляется чувство удовлетворения, радости, что создаёт эмоционально благоприятную обстановку. Дети получают эмоционально-положительное подкрепление в виде успешности осуществляемой деятельности. Испытывают чувство умелости и связанного с ним удовольствия. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска. И всё это обеспечивает психологическую разгрузку. Появляется спокойствие, уверенность в себе, в своих силах, ощущение радости.
Вот почему работа по детскому изобразительному творчеству является одной из важнейших сторон всего процесса воспитания. Изодеятельность – это специфическое образное познание действительности, и как всякая познавательная деятельность, она имеет большое значение для умственного воспитания детей.
Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того, чтобы нарисовать, вылепить какой-нибудь предмет, дети предварительно хорошо с ним знакомятся, запоминают его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей. О многом дети узнают из рассказов воспитателя, из художественной литературы, наглядных иллюстраций.
Для знакомства детей с декоративно-прикладным искусством используется как непосредственная образовательная деятельность, так и большая индивидуальная работа. В комплекс занятий входят занятия по родному языку, аппликации, лепке, комплексные занятия, и собственно занятия по декоративному рисованию. Занятия делятся на ознакомительные, творческие и закрепляющие.
II раздел. Направления работы, цели и задачи.
Задача педагога – показать разнообразие и традиции вида декоративной росписи: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетание цветов, композиции. Вся работа проводится в 3-х направлениях.
Первое направление: ознакомление с определённым видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное восприятие детей, умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества, формирование потребности в прекрасном.
Второе направление: обучение декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе подлинных предметов народного искусства, обучение некоторым приёмам росписи, лепки, вырезывания.
Третье направление: формирование детского декоративного творчества, умения создавать узор на любой форме, свободно выбирая сочетания элементов узора, цветов, композицию в зависимости от формы предмета, его назначения.
Изучение особенностей каждого вида декоративно-прикладного творчества постепенно подводит к целостному способу обследования изделий, что предполагает анализ произведений народных промыслов в определённой последовательности:
Выделение материала, из которого выполнено изделие (глина, дерево, соломка, металл и др.);
Выявление доминирующего фонового цвета;
Определение основных элементов;
Выяснение композиции узора;
Характер цветового исполнения;
Стиль, «манера письма».
Одной из задач в работе является не только ознакомление с различными видами декоративно-прикладного искусства, но также стилизация и трансформация природных форм в орнаментальные мотивы и перенос полученных знаний, умений и навыков в предметное и сюжетное рисование. Это происходит в несколько этапов.
I этап. Накопление и систематизация знаний об особенностях декоративно-прикладного искусства, его выразительных средствах и назначении в жизни людей. Основными методами и приёмами работы на этом этапе является рассказ педагога о народном художественном промысле, рассматривание изделий народных мастеров, художественно-дидактические игры, работы с альбомами для раскрашивания.
II этап. Формирование представлений об орнаменте, его назначении и выразительных возможностях. Основные методы и приёмы: рассказ педагога об орнаменте, художественно-дидактические игры, беседа («Что украшают орнаментом?»).
III этап. Овладение грамотой декоративного рисования (изображением отдельных декоративных элементов; простейшими приёмами стилизации; составлением узоров и украшением орнаментом различных поверхностей). В качестве основных методов и приёмов применяются: беседа («Что такое узор?»), демонстрация педагогом способов рисования элементов узора; составление таблиц элементов росписей.
IV этап. Овладение обобщёнными способами действий в декоративном рисовании на основе понимания принципов составления узора и украшения орнаментом предметов и их изображений. Основные методы и приёмы: рассказ-консультация педагога («Как лучше украсить?», «Как можно составить узор?»), художественно-дидактические игры («Составь узор», «Мозаика»).
V этап. Формирование потребности в использовании декоративных элементов в предметном и сюжетном рисунке с целью обогащения их эстетической выразительности.
Для работы с детьми по ознакомлению их с декоративно-прикладным искусством требуется определённые педагогические условия:
- организация предметно-пространственной среды, целенаправленный подбор произведений декоративно-прикладного искусства, изделий народных художественных промыслов, эстетически выразительных предметов бытового назначения;
- использование педагогом разнообразных методов и приёмов при работе над выразительностью образа в рисунках детей: обсуждение и анализ рисунков; организация выставок работ детей; рассказ воспитателя о творчестве народных мастеров, о художниках-иллюстраторах, художественно-дидактические, сюжетно-ролевые игры;
- сочетание фронтальных занятий и индивидуальной работы («познавательные», «технические», «творческие» минутки, домашние задания, работа с альбомами для раскрашивания);
- планирование работы по изодеятельности с учетом взаимосвязи между предметным, сюжетным и декоративным рисованием.
ЗАДАЧИ:
Расширять представления детей о декоративно-прикладном искусстве, народных промыслах («хохлома», «городец», «гжель», «жостово» и др.)
Учить составлять самостоятельно узор по мотивам народных росписей и керамических изделий, передавая их колорит; понимать специфику народного и декоративно-прикладного искусства (на основе ознакомления с принципами построения орнамента, знаний основных элементов различных росписей).
Учить украшать узором различные формы поверхности, предметы. Формировать потребность в использовании элементов декоративно-прикладного искусства в свободном рисовании, украшении предметов быта, путём стилизации и трансформации природных форм в орнаментальные мотивы.
Продолжать учить различать и правильно использовать цвета, их оттенки; подбирать цвета для узора путём смешивания различных красок для получения новых оттенков.
Учить рисовать концом кисти, всем ворсом, плашмя для передачи характерных композиционных линий. Закреплять умение владеть кистью свободно.
Учить понимать и адекватно оценивать выразительные возможности элементов внешней декоративности (цвета, орнамента, декоративных линий, отдельных стилизованных элементов).
Развивать художественное восприятие произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, учить эмоционально откликаться на воздействие художественного образа. Повышать эмоционально-эстетическую и общую культуру личности.
Развивать художественно-творческие способности детей.
Воспитывать уважение к предметам народного творчества, к русскому национальному искусству и искусству других народов.
III раздел. Планирование работы.
Организуя работу с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством, следует предусмотреть её систематичность и последовательность.
Примерный тематический план
по ознакомлению детей с видами декоративно-прикладного искусства.
Месяц
Тема и вид непосредственной образовательной области
Цели и задачи
1
2
3
I квартал.
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Подготовительная работа:
- специальные занятия по закреплению изобразительных навыков и умений;
- составление новых цветов, путём смешивания красок;
- знакомство с цветовой гаммой, принципами построения узора, орнамента;
- закрепление умения работать кисточкой, делая различные мазки;
- знакомство с видами изобразительного искусства
II квартал.
Декабрь
Познание.
Формирование целостной картины мира.
Беседа о дымковской игрушке.
Познакомить детей с дымковской игрушкой, особенностями и элементами, используемых в данной росписи.
Учить составлять узор из элементов дымковской росписи в круге (без наложения красок) (круг, малый круг, точки большие и малые и др.).
Рисование.
Роспись силуэта дымковской барышни
Учить расписывать силуэт дымковской барышни элементами данной росписи (с наложением красок – круг с точками, сеточка и др.).
Рисование.
Роспись объёмной фигуры дымковской барышни.
Учить вписывать узор, составленный из элементов дымковской росписи в различные формы, самостоятельно подбирать цветовое сочетание росписи.
Рисование.
Дымковская роспись на силуэтах (на выбор)
Закрепить знания детей о дымковской росписи, её особенностях, знания элементов и последовательности нанесения рисунка. Развивать творческие способности детей.
1
2
3
Январь
Познание.
Формирование целостной картины мира.
Знакомство с Полхов-Майданской игрушкой.
Познакомить детей с игрушками села Полховский Майдан, вызвать эмоциональный отклик, желание научиться расписывать игрушки.
Лепка.
Фигурки-игрушки села Полховский Майдан.
Учить лепить из пластилина фигурки-игрушки, наподобие игрушек села Полховский Майдан.
Рисование.
По мотивам Полховского Майдана (в квадрате).
Познакомить с отдельными элементами росписи, учить располагать элементы в квадрате.
Рисование.
Узоры Полховского
Майдана на силуэтах
(птичка-свистулька, грибок).
Учить детей наносить рисунок на поверхность формы игрушек села Полховский Майдан, составлять узор.
Рисование.
Роспись объёмных игрушек.
Учить расписывать объёмные формы элементами росписи, используемой мастерами села Полховский Майдан.
Познание.
Формирование целостной картины мира.
Беседа о Гжельской росписи.
Расширять представления детей о народных промыслах, познакомить с гжельским фарфором.
Февраль
Рисование.
Гжельская роспись в круге
(на тарелочке).
Познакомить с элементами гжельской росписи, последовательностью работы (работа с 2-мя красками), закреплять умение смешивать 2 краски для нового цвета. Учить располагать узор по кругу.
Рисование.
Гжельская роспись на силуэтах посуды.
Расширять представления об элементах гжельской росписи, учить заполнять поверхность кувшина и чайника в стиле гжельских мастеров.
Познание.
Формирование целостной картины мира.
Знакомство с Городецкой росписью.
Познакомить детей с ещё одним видом декоративно-прикладного искусства, истории её появления и предназначением.
Аппликация.
Мотивы городецкой росписи в квадрате.
Учить составлять узор из цветков и листиков и располагать орнамент на квадрате.
Рисование.
Городецкая роспись в круге.
Учить составлять узор (веночек) из элементов городецкой росписи (розан, купавка, трилистник) в круге.
Рисование.
Городецкая роспись на силуэтах (на выбор).
Закреплять знания детей о городце, последовательность работы, умение рисовать по мотивам данной росписи.
1
2
3
III квартал
Март
Познание.
Формирование целостной картины мира.
Беседа о Хохломе.
Познакомить детей с особенностями хохломской росписи, отметить сходство, различия в форме деревянных изделий, дать знания о 2-х видах росписи: фоновая и верховая.
Аппликация.
Хохломские узоры в полосе (брусничка, смородинка).
Учить детей вырезать круглые формы и наклеивать, составлять узор по мотивам хохломской росписи.
Рисование.
«Хохлома» в полосе.
Учить строить непрерывный узор в полосе (на центральной линии) по мотивам хохломской росписи.
Рисование.
Хохломская роспись на силуэте (утица) фоновая.
Учить расписывать поверхность формы «утицы» фоновой росписью, составлять узор, пользуясь подготовленными эскизами.
Рисование.
Хохлома на силуэтах (на выбор).
Закрепить знания детей об особенностях хохломской росписи, воспитывать вкус к красивым вещам, учить самостоятельно строить узор на различных формах, подбирать цвета, подражая народным мастерам.
Апрель
Познание.
Формирование целостной картины мира.
Знакомство с Жостовскими подносами.
Познакомить детей с особенностями жостовской росписи, красотой нарядных жостовских подносов.
Аппликация.
«Цветы на подносе».
Учить вырезать цветы, составлять узор, подбирая по цвету на формах подносов.
Формировать чувство цвета при самостоятельном подборе красок и передаче колорита, соблюдать технику, закреплять умение рисовать концом кисти и плашмя.
Познание.
Формирование целостной картины мира.
Знакомство с искусством Палеха.
Дать детям знания о работе мастеров Палеха, вызвать эмоциональный отклик на красочное изделие.
Май
Познание.
Формирование целостной картины мира.
Беседа «Где работает художник?».
Закрепить знания детей о профессии художника, его «инструментах», изобразительных средствах, таланте и т. д.
Рисование.
«Загадка» (на квадрате).
Предложить детям вспомнить знакомые росписи. У каждого в конверте элементы знакомой росписи. Дети отгадывают и рисуют знакомые элементы.
Лепка.
Любимые игрушки (на выбор).
Закрепить знания детей о глиняных игрушках, самостоятельно по памяти вылепить понравившиеся.
Май
Рисование.
Я – художник-модельер.
Познакомить детей с работой художника-модельера, развивать фантазию, составлять моделей одежды.
Рисование.
Я – художник-иллюстратор.
Познакомить детей с работой художника-иллюстратора, вспомнить уже знакомые ребятам иллюстраторов.
Рисование.
Я – художник по тканям.
Дать детям знания о том, кто придумывает рисунки для тканей, важности этой работы.
Познание.
Формирование целостной картины мира.
«Что я знаю» (викторина).
Закрепить знания детей полученные в течении года, развивать художественный вкус.
Заключение.
Очень важно с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, т. е. воспитать в них нравственные качества. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.