Просмотр содержимого документа
«Организация и работа познавательно-исследовательской лаборатории»
Грамотно организованная среда дает возможность построить педагогический процесс, избежать монотонности, рутины, помогает ребенку быть постоянно занятым, полезным и интересным делом. Она должна объективно создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям его психического и физического развития, обеспечить зону его ближайшего развития. С.Н.Новоселова определяет предметно-развивающую среду, как систему «материальных объектов жизнедеятельности ребенка», функционально моделирующую содержание развития его духовного и физического облика. Иначе говоря, предметно-развивающая среда включает все окружающие предметы ребенка, влияющие на его психическое, эмоциональное и физическое развитие, которое он применяет в различных видах деятельности. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется владения знаниями, но и в первую очередь умение добывать знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. И поэтому в создании познавательно- исследовательской деятельности зоны я считаю уместным использование китайской пословицы:
Расскажи - и я забуду,
Покажи – и я запомню;
Дай попробовать – и я пойму.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, непосредственно-образовательную деятельность, прогулку и сон. Ребенок –дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес различного рода исследовательской деятельности, прогулку, сон. Ребенок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. В моей группе создана познавательно-исследовательская лаборатория.
Одним из первых этапов было создание библиотеки методической литературы по познавательно-исследовательской работе. Затем я начала вести работу по оснащению детской лаборатории.
Здесь требуется очень большое оборудование и материалы. Например, микроскопы, увеличительные стекла, микроскопы, магниты, природные материалы, прозрачные и непрозрачные сосуды, бросовые материалы, технические материалы, красители, медицинские материалы и прочие. Кроме того я приобрела контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов, детские халаты, перчатки ,глобус. Следует обратить внимание, что основным условием организации познавательно-исследовательской работы является наличие водоснабжения, и разработка памятки правил безопасного поведения в детской лаборатории.
Цель исследовательской деятельности в лаборатории –способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению. Вся работа строится на проектных методах. Затем я разработала карточки –символы для проведения экспериментов. Большое внимание уделяю темам исследования.
Считаю, что тема должна быть интересной ребенку, должна увлекать его , она должна быть выполнима исследователем, решение ее должно принести реальную пользу участнику исследования. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности (познание начинается с удивления, оригинальность следует понимать, как способность найти что –то необычное ). Кроме того выбирая тему педагогу надо учитывать желание и возможности ребенка ( т.е. необходимые для ее решения средства и материалы).
На сегодняшний день я планирую направить познавательно-исследовательскую деятельность на новый уровень.