Просмотр содержимого документа
«Организация развивающей предметно-пространственной среды как необходимое условие осуществления исследовательской деятельности»
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ И ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА
С УЧЕТОМ ФГОС ДО И САНПИН
Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Малыши по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Согласно ФГОС развивающая предметно-пространственная среда рассматривается как зона ближайшего развития ребёнка. Развивающая среда в детском саду предполагает специально созданные условия, необходимые для полноценного проживания ребенком дошкольного детства: пространственно-временные условия (гибкость и трансформируемость предметного пространства); социальные условия (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей и родителей); деятельностные условия (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствие возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации). Именно грамотно организованная предметно-пространственная среда, помогает педагогам решить поставленные задачи. Материалы, оборудование и инвентарь для организации познавательно-исследовательской деятельности должны быть подобраны в соответствии с учетом возрастных особенностей детей. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное, – она должна работать на развитие самостоятельности ребенка. Все компоненты предметно-развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-пространственный мир детского сада включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Такая среда необходима детям, прежде всего потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию - каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
При организации развивающей предметно-пространственной среды должно быть обеспечено следующее:
поддержка инициативы и самостоятельности детей;
психологический комфорт;
возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
Материалы должны периодически сменяться и обязательно находится в свободном доступе. Педагог – партнер, который всегда рядом. Обязательно имеется картотека экспериментов и центр экспериментирования.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: развитие у воспитанников первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций и формирование умений комплексно обследовать предмет в центрах экспериментирования.
Познавательно-исследовательская деятельность дает детям возможность тесного общения со сверстниками, проявлению самостоятельности, самоорганизации, свободу действий, и в то же время - ответственность.
Познавательно-исследовательская деятельность может быть организована в трех основных направлениях:
самостоятельная деятельность детей;
совместная деятельность педагога с детьми;
специально организованное обучение.
К числу основных методов работы с детьми в центрах активности относится:
решение проблемных ситуаций, в ходе чего формируются умения анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их.
С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, исследовательская деятельность дошкольников получила новый виток в развитии. Создание условий для исследовательской деятельности дошкольников играет важную роль в развитии познавательного интереса, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития, способствует формированию научного мировоззрения. Центр экспериментирования – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения).
Задачи центра: развитие познавательной активности, первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
В центре экспериментальной деятельности должны быть выделены:
1. Место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);
2. Место для приборов, инструментов и приспособлений для опытов с водой, воздухом, светом, магнитами, песком и камнями, растениями.
3. Место для проведения опытов.
4. Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
5. Для поддержки самостоятельности детей необходимо иметь альбом с картинками (памятка) по проведению опытов.
Работа с детьми в уголках требует определенных условий:
- центр должен располагаться так, чтобы легко было проводить уборку и чтобы дети могли подходить к нему со всех четырех сторон;
- необходимо запастись непромокаемыми фартуками.
Приборы и оборудование для мини – лабораторий в младшем дошкольном возрасте:
– книги познавательного характера для младшего возраста;
- различные тематические альбомы;
- коллекции семян, шишек, камешков, ткани;
- песок, глина;
- набор резиновых и пластмассовых игрушек для игр в воде;
- совки, разнообразные формочки, некрупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, кольца и другие геометрические формы разных размеров и цветов) для игр с песком;
- простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды;
- «ящик ощущений» или чудесный мешочек;
- зеркальце для игр с «солнечным зайчиком»;
- контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь которых помещены вещества и травы с различными запахами;
- набор цветных камешков, ракушек, водяные мельницы, лейки, воронки, сито.
На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста, а также могут присутствовать персонажи, от имени которых моделируется проблемная ситуация.
Подводя итоги нервно-психического развития детей в конце учебного года, можно отметить, что дети стали более любознательными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, приобрели начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это явилось предпосылками для восприятия естественно-научных представлений.
Таким образом, систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование позволяет качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы