kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«организация работы по образовательной области «художественно-эстетическое развитие» ( изодеятельность)

Нажмите, чтобы узнать подробности

«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

( ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««организация работы по образовательной области «художественно-эстетическое развитие» ( изодеятельность)»






У ПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ОРЕНБУРГА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

ПРОМЫШЛЕННОГО РАЙОНА








«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

( ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)





Подготовил педагог :

Поспелова М.А.

Отдел : «Гармония»





г. Оренбург 2022



СОДЕРЖАНИЕ



Пояснительная записка


Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

Важной составляющей художественно-эстетического развития является формирование (развитие) у детей художественного вкуса (зрительского, слухового), умения общаться с искусством, активно проявлять себя в творчестве, создавать свою предметно-развивающую художественную среду.

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического развития - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.

Система работы по художественно-эстетическому развитию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

  • обновление содержания образования (выбор программ и технологий);

  • создание условий для художественно-эстетического  развития (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);

  • организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);

  • координация работы с другими учреждениями и организациями.

«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».


Основные цели и задачи

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.

Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.

Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. Многочисленными педагогическими и психологическими исследованиями подтверждено, что раннее приобщение ребёнка к миру художественных образов благотворно влияет на формирование мыслительных процессов, создание положительной мотивации к творческой деятельности. Дети первых лет жизни эмоционально откликаются на прослушивание музыкальных композиций, чтение сказок и стихотворений, простые эксперименты с красками и пластичной массой.

Большую роль в развитии творческих способностей играет обучение дошкольников рисованию, лепке, аппликации, конструктивно-модельной деятельности.

В предложенных методических рекомендациях собран материал для организации работы по изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста. Методические рекомендации станут хорошим подспорьем для молодых и опытных воспитателей при организации работы по изодеятельности.

Раскрыты задачи по направлениям изобразительной деятельности, представлена структура организованной образовательной деятельности, содержание программы по изобразительной и конструктивно-модельной деятельности, картотека тем по изодеятельности, игры и упражнения для развития творческих способностей.

Для диагностического исследования предложена таблица «Оценка уровня художественно-эстетического развития ребёнка».

В приложениях воспитатели найдут схемы рисования животных, комплексно-тематическое планирование работы с детьми по изодеятельности в подготовительной к школе группе(6-7 лет), буклеты по решению задач изодеятельности.




ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ И РУКОВОДСТВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ



Задачи по обучению дошкольников изобразительной деятельности подразделяют на изобразительные (что изображать) и технические (как изображать).


Изобразительные:

- Учить детей образно отражать простейшие явления и предметы окружающей действительности, располагая изображение на всем листе бумаги мазками, штрихами, горизонтальными и вертикальными линиями, округлыми формами, расположенными в пространстве;

-учить изображать предметы индивидуально и в сотворчестве с воспитателем;

-украшать элементарные силуэты;

-учить «читать» свой рисунок, т.е. рассказывать, что на нем изображено.

Технические задачи:

-познакомить с бумагой, карандашом, краской (гуашью) и кисточкой;

-развивать движения руки в рисовании мазков, штрихов, вертикальных, горизонтальных и округлых линий.

Из творческих задач (самостоятельность, активность, инициативность) в наибольшей степени, по мнению Н.Я. Шибановой в этом возрасте решается задача развития самостоятельности.


Формирование образа в рисунках детей в младшей гр.

Изобразительные задачи:

- учить образно, отражать простые (I-мл. - простейшие) предметы и явления окружающей действительности, передавая форму, величину, строение, цвет ритмом мазков, штрихов, линий, округлыми формами и путем сочетания округлых форм с прямыми линиями, округлых форм с прямоугольными;

-учить изображать предметы прямоугольной формы;

-учить подбирать цвет, соответствующий реальной окраске предмета, выбирать понравившейся цвет, познакомить детей с оттенками цветов: розовый, голубой, серый (через тонированную бумагу).

- учить относительно правильно передавать пропорции предметов

-формировать умение участвовать в коллективных композициях.

Технические задачи:

-учить детей правильно держать карандаш, кисть, не слишком сжимая, свободно вести по бумаге без лишнего нажима. При этом необходимо сопровождать показ следующими комментариями: «Когда ведем линию карандашом, то рука находится под линией» или «Когда мы рисуем кистью, то рисуем только по ворсу». Если вертикальные линии проводим карандашом, то обращаем внимание детей на то, что «кисть руки идет сбоку». При этом нельзя злоупотреблять рисованием каким-либо одним изобразительным инструментом (кистью или карандашом), т.к. двигательные навыки, которые лежат в основе использования того или другого инструмента различные.

- учить детей аккуратно пользоваться краской – лишнюю отжимать о край банки, затем промывать кисть и осушать ее, прикладывая к тряпочке.

- учить проводить линии в разных направлениях – длинные и короткие, пересекающиеся, широкие и тонкие (в первой мл. гр. учили проводить линии прямые, непересекающиеся и одинаковой ширины).


Задачи обучения детей рисованию

Изобразительные задачи:

- учить изображать овальную, треугольную форму;

• учить создавать выразительный образ, передавая некоторые характерные особенности предмета, изображать несколько предметов, располагать их в ряд на одной линии и по всему листу, связывая единым содержанием;

• учить передавать элементарные движения.

В декоративном рисовании необходимо:

- учить рисовать элементы геометрического узора по мотивам народных игрушек, составлять узоры (дымка, каргопольская роспись, удмуртский национальный орнамент в нашем регионе);

Технические задачи:

• учить детей закрашивать, не выходя за пределы контура;

• проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии, точки – концом кисти;

• учить использовать краски нескольких цветов и оттенков, смешивая основной цвет с белилами, применять их для передачи выразительного образа.

• учить технике примакивания.

Задачи обучения (с усложнением)

Изобразительные задачи:

• учить рисовать с натуры и по представлению

• учить создавать выразительный образ предмета, передавать его характерные признаки, пропорции, конструкцию;

• учить передавать несложные движения людей, животных;

• учить передавать несложные сюжеты, располагая изображение на всем листе, на одной линии, на широкой полосе неба и земли;

• знакомить с произведениями живописи, скульптурой малых форм, с иллюстрациями, выделяя простые выразительные средства, присущие этим видам искусства;

Технические задачи:

• учить получать новый цвет, путем смешивания 2-3-х красок, подбирать фон бумаги;

• учить технике работы с акварелью;

• учить наносить контур простым карандашом, пользоваться углем, сангиной, пастелью, восковым карандашом.

Задачи обучения детей рисованию (с усложнением)

Изобразительные задачи:

- учить выделять в рисунке главное, существенное цветом, формой, расположением на листе, величиной изображения;

- учить создавать изображение по представлению, по памяти и с натуры, по мотивам литературных произведений и на темы окружающей действительности;

- закреплять передачу трехплановой композиции в сюжетном рисунке, располагая персонажей на всем листе, на широкой полосе, располагая их ближе, дальше;

- учить передавать индивидуальные признаки предмета.

Технические задачи:

- закреплять умение смешивать краски разными способами, и смешивать различные изобразительные материалы (например, смешивают гуашевые краски с акварелью);

• учить новым техникам рисования: способом размыва, по сырому фону;

• учить создавать графические и тоновые рисунки.


ЗАДАЧИ КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ АППЛИКАЦИИ

  • составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы;

  • составлять изображения предмета из отдельных частей;

  • изображать сюжет;

  • овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезание разными приемами, обрывание, плетение, а также техникой приклеивания, пришивания;

  • формировать чувства цвета и их оттенки, овладевать умениями, составлять гармоничные цветовые сочетания;

  • формировать чувство формы, пропорций, композиции.

  • Задачи и содержание обучения аппликации конкретизируются с учетом накопления опыта и развития ребенка. Приобщение к аппликации начинается с первой младшей группы.


ЗАДАЧИ ПО ЛЕПКЕ

Технические задачи :

  • Закрепить все технические приемы, усвоенные в первой младшей группе.

  • Учить раскатывать конусообразную форму между ладонями (морковка).

  • Учить украшать формы точками, насечками с помощью палочки (стеки).

  • Учить защипывать края формы кончиками пальцев (клюв, плавник, хвостик, тарелочка, батон, пирожок).

  • Учить аккуратно пользоваться глиной на дощечке, не разбрасывая ее и не пачкая дощечку.


Изобразительные задачи:

  • Учить лепить, образно отражая действительность, правильно передавая форму, величину, строение, пропорции частей, относительно основной части, передавая отдельные характерные признаки предмета, располагая их на дощечке.

  • Подводить к правильному изображению персонажей в действии, обращая внимание на позу (кошка лежит, сидит, птица пьет, поет, летит).

  • Учить замечать выразительность формы и передавать это в лепке. (туловище не круглое, а в виде овала, у собаки есть морда, у яблока - углубление и.т.д.).

  • учить работать с пластилином вне занятий.


Технические задачи:

  • Учить оттягивать детали от основной формы (клюв, хвост).

  • Учить сглаживать поверхность формы пальцами, примазывая одну часть к другой.

  • Учить лепить предметы овальной формы в виде овонда (овоид из шара или цилиндра оформляют пальцами).

  • Учить приему вдавливания для получения полой формы (кружка), загибать края расплющенной и вдавленной формы.

  • Учить лепить конусообразную форму, путем вытягивания одной из сторон пальчиками.

  • Учить украшать поделку способом налепа, стекой, добиваясь выразительности образа (оперение, чешуя и.т.п.).


Изобразительные задачи:

  • Учить лепить знакомые предметы с натуры и по представлению, выразительно передавая очертания форм, характерные признаки, правильно передавая форму, строение, величину, фактуру стекой, рельефом; учить передавать несложные движения.

  • Учить детей лепить человека комбинированным способом, передавая несложные движения (подняты руки - танцуют) и персонажей по типу дымковской барышни.

  • Учить переносить выразительные средства со скульптуры малых форм при рассматривании на свои лепные работы (форма, пластика, фактура материала и т.п.).

  • Учить планировать свою работу.

  • Учить работать с пластилином на занятиях.

  • Сюжетная лепка.
    Учить  передавать  в лепке разнообразные  сюжеты на темы окружающей жизни, на темы литературных произведений, располагая предметы на подставке, используя доступные детям средства  выразительности (композицию,форму, динамику).

  • Передавать действенную связь между событиями и относительную величину предметов между собой – дочка не может быть больше, чем мама; и внешнюю характеристику ( как передать злость собаки – лает, пасть открыта).

  • Декоративная лепка.
    Учить лепить птиц, человека, животных по типу народных игрушек (каргопольская, дымковская, богородская игрушки и т.д.), расписывая вылепленные изделия ангобом.


МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Гжель, Хохлома, Жостов, Мезенская роспись, с керамическими изделиями и народными игрушками, лаковая миниатюра.

1. Знать разные виды изобразительного искусства.
2. Называть основные выразительные средства.
3. Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства.


РИСОВАНИЕ



1.Продолжать формировать представления о том, что карандашами, фломастерами, красками рисуют.
2. Закреплять названия цветов (красный, синий, жёлтый, белый, чёрный)
3. Познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый)

1.Совершенствовать умения держать карандаш и кисточку.
2. Проводить горизонтальные и вертикальные линии, замыкать контур предмета.
3. Учить ритмичному нанесению штрихов.
4. Умение создавать несложные композиции - ёлочки на участке, насекомые на травке.

1. Продолжать обучение приёмам примакивания.
2. Удержание направления движения по прямой и окружности.
3. Останавливать движения в нужной точке.

1.Формировать технику рисования.
2. Полоски, заборчик, рельсы, клетчатый платочек и т.д.
3.Неваляшка, цыплёнок, тележка, вагончик.

1. Знать, что карандашами, красками можно рисовать.
2. Различать основные цвета и оттенки.
3. Радоваться своим рисункам.
4. Знать название таких игрушек как дымковская, матрёшка.
5. Уметь создавать несложные сюжеты, создавать образ из нескольких деталей.



ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

( рекомендации для родителей)


Упражнений и игр, которые направлены на развитие творческих способностей дошкольников, существует множество.

Для того чтобы занятия давали положительный эффект, а малыш не терялся в правилах, достаточно выбрать пару-тройку игр и упражнений, постепенно усложняя и дополняя их.

Когда маленький человек полностью освоится с предложенными задачами (и наверняка начнет терять к ним интерес), список игр следует сменить, открывая для ребенка новые вершины, к покорению которых нужно будет стремиться.



«Четыре цвета»

Упражнение для развития творческих способностей и художественного восприятия у дошкольников. Малышу нужно выбрать четыре любые краски и полностью заполнить ими чистый лист бумаги. После кроха может рассказать, что он хотел выразить, и что означают отдельные детали рисунка.

«Волшебная клякса»

Упражнение для развития творческих способностей и умения находить похожие черты между расплывающимся изображением и реальными объектами у дошкольников. Ребенку предлагают капнуть краску в центр листа, после чего бумагу необходимо сложить пополам. Когда лист разворачивается, на нем остается клякса с неясными очертаниями. Что или кого малыш видит в этой кляксе?

«Танец»

Игра для развития творческих способностей и эмоциональности у дошкольников.

Предложите пофантазировать и придумать образ (возможны подсказки– «ласковый щенок», «распускающийся подснежник», «летний ливень», «веселая обезьянка»).

Под музыку образ необходимо передать посредством танца. Эту игру можно усложнить, попросив передать в танце определенное чувство («огорчение», «радость», «удивление»).

«Две феи»

Упражнение для развития творческих способностей дошкольников. Для выполнения этого упражнения необходимо подготовить два листа с одинаковыми фигурами.

Ребенку с помощью карандашей следует одну фигуру превратить в добрую фею, а другую в злую. Причем предварительно беседовать с малышом не нужно.

Пусть сам подумает, как это сделать, и пофантазирует, что плохого совершила злая фея, а что хорошего – добрая.

«Фантазия-реальность»

Упражнение для развития творческих способностей и умения отличать вымысел от реальности у дошкольников. Родители читают ребенку сказку и разбирают с ним, где выдумка чистой воды, а где то, что могло произойти в действительности. В результате получаются две абсолютно разные истории: одна – сказка, другая – реальность.

«Что это такое?»

Игра для обучения детей созданию новых образов на основе восприятия предметов-заместителей. Для этой игры необходимо подобрать разноцветные круги и полоски разной длины. Малышу предлагается сначала описать какой-то из предметов, а после рассказать, что он напоминает. Каждому предмету должен соответствовать свой собственный образ.

«О чем говорит музыка»

(упражнение для развития творческих способностей дошкольников). Звучит яркое классическое музыкальное произведение («Марш Черномора» Глинки, «Полет Валькирий» Вагнера, «Танец с саблями» Хачатуряна, «Картинки с выставки» Мусоргского). Малышу с закрытыми глазами нужно представить, о чем рассказывается в музыкальном произведении. После можно нарисовать свои фантазии и описать их.



Литература

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 368с.

  2. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду / З.А. Богатеева - М.: Просвещение, 2019. - 244с.

  3. Григорьева Г.Г.

  4. Методика изобразительной деятельности и конструированию /Под редакцией Т.С. Комаровой - М.: Просвещение, 2019.

  5. Мухоморина Л. Г.,Кемилева Э. Ф.,Тригуб Л.М.,Феклистова Е. В. Региональная парциальная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Крыму Крымский веночек./ Л.Г.Мухоморина, Э.Ф.Кемилева, Л.М.Тригуб, Е.В.Феклистова – Симферополь, 2016


11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Поспелова Марина Александровна

Дата: 30.03.2022

Номер свидетельства: 603722


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства