Просмотр содержимого документа
«Организация поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию.»
Организация
поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
по нравственно-патриотическому воспитанию.
Выполнила: Волкова Алевтина Викторовна
МБДОУ «Детский сад «Подсолнух» г. Тамбов
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д.С.Лихачёв
В данном вопросе можно дать совершенно утвердительный ответ исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей стране.
А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
В настоящее время Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. И в это же время в обществе наблюдается «дефицит нравственности» как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми, что характеризуется резким падением роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа. Поэтому идея воспитания патриотизма, духовно – нравственных ценностей и гражданственности становится государственной.
Таким образом, актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю.
Поэтому, главная задача – как можно раньше:
- пробудить в детях любовь к родной земле,
- формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны,
- воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице,
- формировать чувство гордости за достижения страны,
- любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов,
- развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Работа над проектом проходит несколько этапов:
1) постановка цели;
2) поиск формы реализации проекта;
3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5) определение практической деятельности;
6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
7) коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.
Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта..
В детском саду разработана и реализуется в работе с дошкольниками программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мы патриоты». Реализация программы предполагает интегрированный подход – включение содержания программы во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. В программу внедрен, обобщен и систематизирован материал многолетней работы с дошкольниками по нравственно-патриотическому воспитанию, который основывался на организации досуговой и совместной деятельности взрослого и ребенка и осуществлялся в четырёх направлениях: воспитатель – дети – родители – общественные организации: см.ниже.
«Формы организации взаимодействия всех участников образовательных отношений»
Родительские собрания, открытые показы, мастер-классы, анкетирование и тестирование родителей, наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ.
ТОГБУК «Тамбовский областной краеведческий музей» - совместные экскурсии;
-детская библиотека № 8 (Мичуринская,114)
На уровне ДОУ было проведено:
экскурсии и целевые прогулки в парк Победы, краеведческий музей, к монументу Вечный огонь, посещение детской библиотеки;
акции «Георгиевская ленточка», «Сирень Победы»; «Окно Победы»;
участие в общественных и календарных праздниках «День города», «День семьи», «День Матери», и др.
Реализованы различные проекты.
Проект «Моя семья»
Цель проекта:
- формировать у детей понятие «семья»; представление детей о семье, семейных и родственных отношениях;
- расширять представления детей о своей семье, семейных традициях; - воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, развивать партнерские отношения с семьёй.
Задачи проекта:
1.Формировать у детей понятие «семья»; расширять представления детей о семье; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.
2. Формировать представления о родственных отношениях.
3. Формировать представления о семейных традициях и праздниках.
4. Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.
5. Воспитывать интерес к своей родословной.
6. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.
Моя семья
Игры детей по теме.
Папа, мама, я – спортивная семья
Конкурс рисунков «Моя семья»
Создание генеалогического древа семьи
Участие в олимпиадах и викторинах по данной теме.
Проект «Защитники Отечества»
Цель проекта:
формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста;
приобщение родителей к участию в жизни детского сада.
Задачи проекта:
дать знания детям о Российской армии, уточнить их представления о родах войск;
развивать у детей познавательную активность, творческие способности;
продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине, гордость за нашу историю;
развивать и обогащать речь детей, повышать эрудицию и интеллект;
проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.
Проект«Мы- патриоты своей Родины»
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это чувство нужно воспитывать с раннего детства, и понятно, что без помощи взрослого ребенок не сможет выделить из окружающей его жизни главное, расставить приоритеты.
Актуальность:
Формирование патриотических чувств – это длительный воспитательный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов, поэтому наша общая задача- сформировать интерес к нашей Родине, гордость за семью, а это можно достигнуть через знакомство с родным городом, вовлекая родителей в общеобразовательный процесс для совместной работы по изучению родного края.
Экскурсия по улицам нашего города .
Уголок «Мы патриоты»
Посещение библиотеки
«Никто не забыт - ничто не забыто»
«ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
Акция «Памятники Победы»
Бессмертный полк…
Акция «Окно Победы»
Люби и знай свой край родной
Родина моя РОССИЯ
Наше счастливое детство!
Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта:
- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
- родители имеют возможность активно учувствовать в процессе;
-дети организуются в соответствии с их интересами,желаниями,потребностями.
Дети, участвующие в проектной деятельности:
проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;
способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;
воспринимают мир природы осознавая его уникальность, красоту, универсальность.
Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:
получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы; смогли реализовать свои творческие способности.
Необходимо и нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Родину.