Просмотр содержимого документа
«Организация коррекционно-педагогической помощи ребенку с ринолалией в условиях ДОО»»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад № 49 «Родничок»
Скрыпник Лариса Дмитриевна
Учитель-дефектолог
«Организация коррекционно-педагогической помощи ребенку с ринолалией в условиях ДОО»
Формирование речевой деятельности представляет собой процесс взаимодействия ребёнка с окружающими людьми с помощью языковых средств. Речь формируется в процессе существования ребёнка в социальной среде. Её возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности. Противоречия, возникающие в общении, ведут к развитию речевой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи. Овладение ребёнком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия ребёнка в коммуникативном общении и совместной продуктивной деятельности.
У ребёнка с ринолалией значительно нарушена фонетическая сторона речи, это отрицательно влияет на его психическое развитие, отражается на его деятельности, поведении. Ограниченность речевого общения отрицательно влияет на формирование личности этого ребёнка, вызывает специфические особенности эмоционально-волевой сферы.
Ринолалия – это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличаются от нормы. При нормальной фонации во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, у человека происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой. Эти полости разделяются нёбно–глоточным смыканием, вызываемым сокращением мышц мягкого нёба, боковых и задних стенок глотки.
Во время речи мягкое нёбо непрерывно опускается и поднимается на разную высоту в зависимости от произносимых звуков и темпа речи. Сила нёбно-глоточного смыкания зависит от произносимых звуков. Она меньше для гласных, чем для согласных. Самое слабое нёбно-глоточное смыкание наблюдается при произношении согласного звука «В», самое сильное – при произношении звука «С», обычно в 6-7 раз сильнее, чем при произношении гласного звука «А».
У ребёнка с врождённой расщелиной нёба наблюдается сложный комплекс анатомических и функциональных нарушений со стороны жизненно важных систем, требующих ранней коррекционной помощи.
Правильно организованная коррекционная работа делает возможным значительное улучшение тембра голоса и исправление нарушения звукопроизношения, обусловленного анатомо – физиологическими дефектами речевого аппарата.
Главные задачи при проведении коррекционной-педагогической работы:
1.Создание благоприятных условий для интеллектуального и речевого развития ребёнка с ринолалией.
2.Нормализация фонетической стороны речи: формирование артикуляции большинства звуков, устранение назализации.
Главным условием в работе является активизация здоровых отделов речевого аппарата и подготовка нарушенных отделов как база для формирования правильного звукопроизношения.
Психолого-педагогическая характеристика
ребёнка с ринолалией
Тяжесть нарушений речи у ребёнка с ринолалией зависит от совокупности структурных и функциональных изменений и в немалой степени – от социально – психических условий развития ребенка. Как правило, целый ряд нарушений в костно-мышечном аппарате речи: сужение верхней челюсти, твердого неба, деформация верхнего ряда зубов, изменения соотношения базисов челюсти. Так же нарушаются нормальное переплетение и тонус мышц нёба и необходимое их физическое натяжение. Мышцы значительно ослабляются, питающие их сосуды суживаются, что ведет к развитию рубцовой ткани. Слизистая оболочка задней стенки глотки становиться истонченной и атрофичной, при этом глоточный рефлекс снижается. Вялость артикуляторного аппарата (губ, нижней челюсти и языка) проявляется в слабости круговой мышцы рта, вплоть до невозможности удержать губами самые мягкие предметы. Затворы образуются на уровне корня языка, голосовых связок, сжатием и втягиванием крыльев носа. Постепенно устанавливается патологическая связь артикулярных движений с работой мимических мышц. Речь сопровождается движениями крыльев носа, бровей, сужением ноздрей, сокращением лобных мышц и поднятием верхней губы. Чем обширнее дефект, тем большие нарушения претерпевает детский организм в период своего развития.
Наличие расщелин приводит к невозможности грудного вскармливания. Угасание (нарушение) сосательного рефлекса, выпадение губных движений (движения мышц верхней губы либо отсутствуют, либо значительно ослаблены) приводит к ослаблению всей лицевой мускулатуры, обедняется мимика лица. Из-за неправильных анатомических условий не развивается координированная и дифференцированная работа языка. Он практически не участвует в артикулярном акте; формируется необходимость приспособиться к положению языка, при котором корень его поднимается вверх, препятствуя выходу воздуха через рот и еще больше увеличивая назальный оттенок речи и снижая его разборчивость. При этом наблюдается значительное ограничение подвижности языка, смещение его передней части к середине ротовой полости, вялость артикуляции.
У ребёнка с открытой ринолалией ухудшаются условия физиологического дыхания. При норме воздух поступает в носовую полость, во внутренние дыхательные пути согретым и не раздражает слизистую оболочку дыхательного тракта и глотки, предохраняет ребенка от простуды. При открытой ринолалии воздух не согревается и не очищается, отсюда частые простудные заболевания. В результате воспалительные процессы распространяются на верхние дыхательные пути, в области устья слуховых труб, среднем ухе, из-за чего понижается слуховая чувствительность. Функциональные изменения слуха особенно проявляются в том, что дети не воспринимают и не замечают искажений в собственной речи.
У ребёнка с данной патологией вырабатываются неправильные механизмы речевого дыхания: неэкономичное верхнегрудное, или ключечное, при котором происходит движение верхних отделов грудной клетки, плечевого пояса и лопаток.
При поверхностном ключичном дыхании поднимаются вверх плечи, ключицы, лопатки и верхние семь пар ребер. В этом случае диафрагма, следуя за движением легких, подтягивается кверху. Таким образом, вся грудная клетка вытягивается вверх. Такой вид дыхания – самый нерациональный и нездоровый. Грудная клетка кверху уже, чем в середине и в основании: расширение минимально. Вытягивание вверх ключиц, лопаток плеч вызывает довольно большое напряжение. Выдыхаемый воздух при речи расходуется поверхностно, неэкономно, ускоренно.
Вдох во время речи, поверхностный и учащенный, осуществляется через рот. Поднятая грудная клетка сразу опускается, вызывает форсированное и неравномерное распределение воздуха на протяжении произносимого слова или фразы. Уже к середине слова выдох иссякает, звуки получаются слабые и смазанные. Дыхание в потоке речи хаотическое со стертостью фаз вдоха и выдоха. При этом нарушается осанка, появляется сутулость, скованность или чрезмерная вялость мускулатуры.
Наблюдается отставание в развитии общей и мелкой моторики ведущей руки. Мышцы пальцев и кисти слабые, быстро устают, движения недостаточно координированы. Речь нередко сопровождается напряжением растопыренных пальцев обеих кистей. Нервно-мышечный аппарат речи рано приспосабливается к своеобразным условиям глотания и дыхания.
Неполноценность речи при ринолалии сказывается на формировании всех психических функций ребенка и в первую очередь на становлении личности: Развивается замкнутость, застенчивость, раздражительность.
Патологические особенности строения и деятельности речевого аппарата вызывают многообразные отклонения в развитии не только звуковой стороны речи. В разной степени страдают структурные различные компоненты речи. В структуре речевой деятельности при ринолалии дефекты фонетико-фонематического строя является ведущим звеном нарушения. Наиболее существенными проявлениями дефектности фонетического оформления устной речи являются нарушения всех оральных звуков речи за счет подключения носового резонатора и изменения аэродинамических условий фонации. Звуки становятся назальными. Сочетания назализации речи и искажений в артикуляции отдельных звуков весьма разнообразны. Речь ребенка в целом малоразборчива. Нарушение фонетического оформления речи накладывает некоторый отпечаток на формирование лексико-грамматического строения речи, но глубокие качественные изменения его встречаются обычно при сочетании ринолалии с другими речевыми нарушениями.
Содержание работы с ребёнком - ринолаликом
Вид совместной деятельности учителя-логопеда с ребёнком
Количество в неделю
Продолжительность
Дни диагностики
Индивидуальные
«занятия»
2
20 – 25 минут
Сентябрь, май – 2 недели диагностики.
Основные направления работы
Речевая работа предполагает индивидуальный подход и непрерывность, с учетом таких составляющих психического развития, как психические новообразования, кризисы развития, стабильные периоды, социальная ситуация развития и ведущая деятельность. Роль родителей здесь чрезвычайно велика и ответственна. Под руководством логопеда они осуществляют раннее, правильное развитие, воспитание и обучение ребенка. Существует специфический возрастной период развития речи – первые три года. По истечении этого периода процесс слухоречевого развития и обучения резко замедляется и требует больший усилий
Ведущими методами воспитательной системы являются наглядные, словесные, продуктивные, игровые.
Активация мышц мягкого неба
Предварительная подготовка сегментов небной занавески к участию в небно-глоточном смыкании сокращает сроки растормаживания неба и позволяет увеличить его подвижность после операции.
Наиболее физиологичным представляется воспитание смыкания при фонации. При ней легче вырабатывается условно-рефлекторная связь между ощущением подъема небной занавески и звукообразованием за счет участия речедвигательного, речеслухового и кинестетического анализаторов. Ребенок одновременно ощущает подъем сегментов неба, произносит звук и слышит его измененное, улучшенное по сравнению с обычным звучанием.
Особенности артикуляций «а, э» позволяют применять их для развития подвижности сегментов неба.
Звук, а – единственный в русском языке гласный нижнего подъема, при его произнесении корень языка опускается наиболее низко.
Звук, э - среднего подъема, но переднего ряда, поэтому для него характерно наибольшее перемещение стенки языка вперед при умеренном ее подъеме.
При произнесении этих фонем по сравнению с другими гласными наблюдается меньшие плотность смыкания глотки, напряжение мягкого неба и число контактов языка с глоткой, которые бывают при ринолалии. Все это объясняет наименьшую выраженность носового оттенка а и э при слуховом восприятии. Кроме того, оба звука нелабиализованные. Их произнесение с широко открытым ртом обеспечивает визуальный контроль.
Упражнение с гласными «а, э»
Широко открыв рот, ребенок повторяет за логопедом. Произносить звук надо мягко, не на твердой атаке, язык придвинут к зубам. Если язык оттягивается к глотке, то упражнять в выкладывании его на нижнюю губу, потом в дотрагивании кончиком языка до нижних резцов, удерживая его в нижнем положении.
длительное произнесение: а или э
двукратное произнесение а, а (э, э)
трехкратное произнесение а, а, а, (э, э, э)
через 4-5 занятий переходить к слитному и несколько растянутому произнесению сочетаний ааээээаа
Упражнение повторять 2-3 раза подряд 6-8 раз в день. В начале сегменты неба могут оставаться почти неподвижными, наблюдается лишь легкое их подрагивание. Но при регулярных тренировках они начинают подниматься, несколько расходясь при этом в стороны. Растягивание, на которое могут раздвинуться сегменты небной занавески, зависит от тяжести дефекта. Подвижность сегментов неба контролируют визуально. Если наблюдению мешает гипертрофированный корень языка, ребенку нужно высунуть его, а логопеду шпателем слегка прижать книзу.
Подготовка артикуляционного аппарата к правильному звукообразованию
Этот процесс занимает длительное время и включает тренировку подвижности губ и щек, смещение вперед языка, укрепление его кончика и опускание его корня. Изменение положения языка в полости рта влияет на искажение речи больше, чем недостаточность небно-глоточного смыкания. Перемещение языка вперед создает условия постановки правильной артикуляции, понижения носового оттенка голоса, нормализации фонационного дыхания, уменьшения глоточных смыканий. Разъясняя любое упражнение, обязательно уточняют позицию языка и следят за его положением, назначают ряд специальных артикуляционных упражнений (артикуляционная гимнастика, массаж).
Все упражнения выполняют под счет, перед зеркалом 3-4 раза в день по 5 минут.
Поскольку кинестезии у лиц с врожденными расщелинами снижены, одновременно необходимо работать не более чем над тремя видами упражнений, т.к. при большей нагрузке ребёнок может путать задания или выполнять их неточно. Упражнения артикуляционной гимнастики должны быть отобраны с учетом индивидуальных особенностей ребенка и носить строго направленный характер. Рекомендуется избегать быстрых, резких артикуляционных движений. Они требуют большого напряжения и неэффективны, т.к. ребенок не успевает запомнить смену кинестезией и часто смазывает движения. Отмечено, что на первых занятиях проявляется излишнее напряжение мышц лба, крыльев носа, челюстей и шеи, которое передается на гортань и глотку. Чтобы уменьшить его, полезно несколько раз в течение занятия прерывать упражнения кратковременными расслаблениям мышц лица, шеи, глотки, а при тренировках, избегать резких движений.
Упражнения для языка и щек
№
Вид артикуляционных упражнений
1.
Артикуляционная гимнастика – высовывать, убирать, поднимать, опускать, двигать вправо – влево, расслаблять «блинчиком», напрягать «жалом», максимально опираясь на непроизвольные движения.
2.
Дотягиваться языком до носа, до подбородка.
3.
Облизывание намазанных сладким губ (каждую отдельно и по кругу)
4.
Поглаживание щек изнутри, упираясь языком в слизистую оболочку.
5.
Покусывание языка по всей поверхности, постепенно высовывая его и втягивая.
6.
Пошлепывание кончика языка шпателем (расслабление языка)
7.
Вылизывание тарелок и выпуклой стороны столовых ложек всей поверхностью кончика языка.
8.
Слизывание капель с вогнутой поверхности ложки (размер ложки последовательно уменьшают от столовой до ложечки для горчицы – формирование более тонких и точных движений
9.
Почесывание кончика языка о верхние резцы; пересчитывание зубов, упираясь в каждый.
10.
Поглаживание щек, надавливая с силой на внутреннюю сторону; тщательное обведение по кругу предверия полости рта.
11.
Катание (если позволяет строение неба) круглой конфетки, прижимая ее кончиком языка к альвеолам.
II этап
К упражнениям, проводимым на I этапе, добавляются:
1
Поднимание и опускание кончика языка к верхним и нижним зубам при широко открытом рте, а так же касание им правого и левого углов рта, различных точек губ, неба, передней и задней части каждого зуба
2
Укладывание широкой передней части языка (в виде чашечки) с плотным удержанием боковых краев языка и верхних боковых зубов, задувание на переднюю, часть языка и выдувание вибрации («Язык лопаткой положи и од счет его держи – раз, 2, 3, 4, 5. Язык надо расслаблять. Язык широкий положи, а края приподними. Получилось пиала, округленная она. В рот ее мы занесем и бока к зубам прижмем».
3
Скольжение языка вглубь по твердому небу в форме крючка сначала молча, затем с произнесением «о, ы».
4
Длительное удержание широкого языка во рту с лежащим на его спинке леденцом
5
Сжатие жевательными поверхностями зубов боковых краев языка, распластанного вширь, с контролем позиции (перед зеркалом).
6
Расслабление мышц шеи с рефлекторным расслаблением мышц языка: голову уронили вперед, вправо, влево «Ах, слаба у Миши шейка, ниткой ты ее пришей-ка. Не отвалится тогда у Мишутки голова».
Из предложенных методов главное место отводится формированию навыков расслабления, уплощения языка вперед, т.к. спонтанно этого после операции не происходит.
Упражнение для губ
№
Содержание
1
Поднимание и опускание верхней губы – ребенок закусывает нижнюю губу, а затем под счет поднимает и опускает верхнюю 5-6 раз подряд (другие органы лица не двигаются)
2
Несмыкающиеся, вялые губы – удерживание кусочка сухаря, сахара, леденца (чем меньше, круглее и глаже кусочек, тем плотнее смыкаются губы), следить, чтобы губы не вытягивались хоботком.
3
Вытягивание обеих губ в рот (если верхняя губа западает, под нее подкладывают продолговатый валик и стараются навернуть губу на резцы).
II этап
1
Вырывание вибрации губ (кучерское «ппррр»).
2
Опускание и поднимание (поочередное и одновременное) верхней и нижних губ.
3
Оттягивание губ в стороны: «Тянуть губы прямо к ушкам очень нравиться лягушкам. Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца»
4
Расслабление и легкое похлопывание верхней губы о нижнюю губу.
5
Удержание губами тонких трубочек (от чупа-чупса).
6
Имитация полоскания зубов с резким давлением на губы с последующим их расслаблением и выдохом
7
Опускание и поднимание нижней челюсти при плотно сжатых губах.
Развитие речевого дыхания
В норме в речевом выдохе активно участвуют брюшная полость и внутренние межреберные мышцы, которые обеспечивают удлинение выдоха, и достаточное давление воздушной струи. Этим объясняется улучшение речи при обучении ринолаликов диафрагмальному дыханию. Как известно, детям такое дыхание не свойственно, поэтому им целесообразно ставить косто-абдоминальное (диафрагмально-реберное) дыхание. Оно позволяет величить жизненный объем легких, регулировать скорость выдоха диафрагмой и фонировать в грудном регистре, благодаря чему удлиняется выдох и уменьшается назализация.
На этом этапе работы по формированию речевого дыхания ограничивается обучением только длительному ротовому выдоху.
Первоначально следует обучить ребенка направленному дутью, поскольку дети с расщелинами не владеют направленной воздушной струей и воздух при выдохе у них утекает в нос. Направленный воздушный поток обеспечит в дальнейшем достаточное внутриротовое давление воздуха для образования согласных звуков.
Ребёнку необходимо объяснить, что в речеобразовании для правильной работы дыхательного аппарата нужно иметь натренированную дыхательную мускулатуру, и предполагаемая дыхательная гимнастика поможет увеличить жизненную емкость легких, подвижность грудных и брюшных мышц, диафрагмы, разовьет интенсивность и длительность ротового выдоха.
I этап. Формирование усиленного глоточного выдоха при открытом рте
№
Содержание коррекционной работы
1
Нужное давление вызывают от имитации «поплевывания»: ребенок слегка высовывает кончик языка между зубами, а затем старается выплюнуть его. Язык при этом продвинут вперед. А кончик его высунут минимально, что вынуждает сильнее напрягать губы, и создает более тонкие движения. Внимание сосредотачивают на ощущении губ. Одновременно ребенок контролирует температуру, и направление воздушной струи тыльной стороной ладони. На первых занятиях можно пальцами зажимать крылья носа. Упражнение повторяют 6-8 раз подряд 3-4 раза в день.
2
Если «поплевывание» сопровождается напряжением мышц шеи и даже движением передней стенки глотки вперед (получается звук, сходный с к), то прибегают к тактильному контролю передней поверхности шеи, беззвучному «поплевыванию» или выплевыванию мелких крошек. Размер крошек постепенно уменьшается, а нужное движение постепенно усваивается.
3
Замедляя и продлевая «поплевывание», получают легкое дутье, которое закрепляется дыхательными упражнениями с комочком ваты, пухом, полосками бумаги.
До операции целесообразно применять упражнения, требующие повышенных усилий (катать карандаш выдуваемой струей, надувать шарик), т.к. они усиливают напряжение лицевой и глоточной мускулатуры, усиливают гримасы, ускоряют выдох. Главная цель в этот период – получение воздушной струи
II этап. Дифференциация ротового и носового дыхания
Необходимо объяснить ребенку, что существуют различные виды вдоха и выдоха через нос, при открытом рте возможны различные сочетания вдоха и выдоха. Ребенку предлагают проделать конкретные дыхательные упражнения, последовательность их выполнения фиксируется рисунками в таблице в тетради ребенка:
Цель этих упражнений – в процессе разучивания различных видов вдоха и выдоха закрепить диафрагмальный вдох и постепенный, спокойный выдох.
Эти упражнения закладывают основы ритма речевого дыхания с паузой после вдоха. Формирование речевой паузы при дыхании происходит спонтанно, т.к. ребенок задерживает выдох, обращая внимание на то, как его надо осуществить: через нос или рот при переходе от вдоха к выдоху. При дальнейшем обучении произношению гласных и согласных звуков эта пауза будет постепенно увеличиваться и закрепляться.
Во время этих упражнений необходимо приучать ребенка к ощущению проходящей по слизистым оболочкам ротовой и глоточной полости направленной струи воздуха во время вдоха и выдоха.
Направление выдыхаемой через рот струи контролируется движением ватки, положенной на гладкую поверхность (лист бумаги, ладонь), чтобы ребенок мог видеть направление ее движения и корректировать это направление по указанию логопеда. Такой выдох ни в коем случае не отождествляемый с выдуванием, формирует направленность полного, спокойного ротового выдоха.
Для организации правильного ротового выдоха необходимо изменить положение языка в полости рта: при ротовом выдохе кончик языка у нижних резцов, корень опущен, если корень не снижается, можно временно допустить высовывание языка между зубами или нажать на корень языка шпателем (в крайнем случае).
Развитие речеслуховых дифференцировок
Задачи:
Научить различать звуки речи окружающих.
Дифференцированное восприятие собственного произношения.
Звучная речь человека в процессе эволюции формируется для слуха и под непосредственным контролем слуха, поэтому речь и слух – тесно связанные функции. Побуждение ребенка сравнивать свое искаженное произношение с правильным звучанием речи ускоряет овладение нормальным произношением. Систематический тренинг слуха, особенно фонематического, приводит к выработке самоконтроля речи.
В упражнениях акустического дифференцирования следует идти постепенно от простого к сложному, от несходства к сходству, от неречевых звуков к речевым.
№
Содержание работы
Дифференцирование неречевых звуков
1
Ребёнку предлагают задания на распознавание звучащихся инструментов, предметов (связка ключей, монеты в коробке, погремушка, шелест листьев, шуршание бумаги), распознавание действий (хлопанье, скрип, стучание, тиканье часов, журчание воды), голосовых звукоподражаний (имитирование крика вороны, лай, хрюканье), мелодий (угадай, что играют; на чем играют) и др.
Дифференцирование звуков в слове
2
Ребёнку предлагается распознавание слов, близких по слуховому составу (пол, вол, дол, кол); аппозиционных слогов. Слов (фа-ва, па-ба,бетон –бидон, дело – тело, дядя – тетя), определение листа звука в слове, определение звука перед или после выделенного звука, последовательность звуков в слове; определение количества звуков и слогов; выделение слова с нужным звуком из группы слов.
Используют игры «Подскажи звук...», «Какой звук пропущен?». Все это обеспечивает условия для ориентировок исследовательской деятельности ребёнка, развивает и закрепляет запас имеющихся представлений о звукобуквенной стороне слова, формирует умение поставить определенную задачу и решить ее самостоятельно.
Развитие мелодико- и интонационно-слухового опыта
3
Предлагают определить голоса, изменяющие по высоте: «Кто поет (говорит)?» – папа, мама, сын; по силе (средне, громко, тихо). Проверяют умение ориентироваться по силе звука во время поиска спрятанного в игре предмета (тихо – далеко, громко - близко).
Дифференцированное восприятие назализованных и «чистых» звуков
Требования к проведению упражнений на дифференцированное восприятие правильного и искаженного звучания:
4
● при проговаривании логопед закрывает губы экраном;
5
● произносить звуки четко, внятно;
6
●нельзя в дооперационном периоде анализировать слова с согласными близких акустических групп (несколько шипящих, свистящих и т.д.)
7
●значение слов, доступное детям;
8
●ответное проговаривание, если ребенок умеет правильно произносить изучаемую фонему;
9
●если звук не доступен для произношения, то реакция должна быть двигательной (поднятие руки, хлопок ит.д.);
10
●проводить упражнение в течение 7-10 минут, анализируя на одном занятии не более 3-4 слов.
Результаты коррекционно-логопедической работы
Правильно организованная коррекционная работа делает возможным значительное улучшение тембра голоса и исправление нарушения звукопроизношения, обусловленного анатомо – физиологическими дефектами речевого аппарата.
Создание оптимальных условий с учётом индивидуальных особенностей психического и физического развития ребёнка-инвалида и дальнейшее обеспечение максимально возможной нормализации его психических процессов и речи, с целью дальнейшей социализации.
Врожденные расщелины отрицательно влияют на формирование детского организма и развитие высших психических функций. Ребёнок c ринолалией находит своеобразные пути компенсации дефекта, в результате чего формируется неправильная взаимосвязь мышц артикуляционного аппарата. Это – нарушение фонетического обрамления речи, и выступает в структуре дефекта как ведущее расстройство. Это влечет за собой ряд вторичных нарушений в речи и психическом статусе ребёнка.
Речевой дефект с самого рождения обусловлен рядом причин. В первую очередь обеспечение жизненно важных функций дыхания и питания приводит к специфическому положению языка (с чрезмерно поднятым корнем), что ведет к нарушению его функциональных возможностей с одной стороны, и к дефектной компенсации нарушения – с другой стороны (во время речи в артикуляцию вовлекаются мышцы лба, лица, возникают многообразные синкинезии). При ринолалии отмечается формирование атипичного специфического дыхания, развитие гиперназализации и дефекты артикуляции звуков. В картине речевого нарушения ведущим является дефектное звукопроизношение, вторично может страдать лексико-грамматический строй, фонематический слух, письменная речь.
Коррекция дефекта осуществляется средствами медицинского, логопедического и психолого-педагогического воздействия.
Устранение патологической назализации голоса при ринолалии, несмотря на многообразие применяемых приемов, представляет известную трудность. Определяется она в первую очередь тяжестью дефекта и характером хирургического вмешательства. Особенно важными являются профилактические и комплексные коррекционные мероприятия, которые могут ослабить развитие дефекта и способствовать скорейшей социальной реабилитации ребёнка с врождёнными аномалиями нёба.
Для оценки результативности коррекционного процесса разработан мониторинг динамики речевого развития ребёнка с врождённой аномалией нёба (Приложение № 2).
Литература
Алмазова Е.С. «Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей» - М.1973г.
ВансовскаяЛ.И. «Устранение нарушений речи при врожденных расщелинах неба» - СПб, Гиппократ. 2000г.
Вильсон Д.К. «Нарушение голоса у детей» – М.1990г.
Дубов М.Д. «Врожденные расщелины неба» – М. 1960г.
Ермакова И.И. «Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков» /Под.ред. С.П.Таптаповой – М. Просвещение, 1984г.
Жинкин И.И. «Механизмы речи» – М.1958г.
Иншакова О.Б. «Альбом для логопеда» – М. Владос, 2000г.
Ипполитова А.Г. «Открытая ринолалия»
Логопедия /Под.ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской – М. Владос, 2002г.
Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом» – М. Просвещение, 1983г.
Сереброва Н.И. «Из опыта работы с детьми – ринолаликами в послеоперационный период» – В кн. «Нарушения речи у дошкольников» – М. Просвещение, 1969г. стр.113-136.
Смирнова Е.О. «Психология ребенка» – М. Школа – ПРЕСС, 1997г.
Фролова Л.Е. «Врожденные расщелины губы и неба» – М. 1973г.
Хрестоматия по логопедии / Под. ред. Л.С. Волковой, А.И. Селиверстова. – М.1997г., часть 1.
Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. – М. 1989
Приложение № 1
Система работы с родителями
Родители должны знать, что оперативное лечение не обеспечивает нормальную речь, а только создаёт полноценное анатомо – физиологическое условие для воспитания правильного произношения. Необходимо настраивать родителей на каждодневное закрепление всех достигнутых результатов. Нередко, соматическая ослабленность ребёнка с ринолалией вызывает у родителей постоянную тревогу, беспокойство по любому поводу, потребность в чрезмерной опеке ребёнка. Подобное отношение лишь усугубляет дефект, усиливает невротические реакции ребёнка и подрывает у него уверенность в своих силах.
Рекомендации для родителей и педагогов
№
Основные требования при работе с ребёнком-ринолаликом
1
При общении с ребенком произносите слова медленно, четко, с отчетливым звукопроизношением.
2
Развивайте у ребенка внимание, усидчивость в специально созданных игровых ситуациях.
3
Создавайте условия для непринужденного общения в коллективе детей с нормальной речью – посещение массового детского сада, участие в играх, развивающих слуховое, зрительное, кинестетическое восприятие, пребывание на занятиях музыкой и пением.
4
Развивайте речевой праксис, воспитывайте дыхание, тренируйте мелкую моторику в игровой форме.
5
Расширяйте лексику (словарь), развивайте способность к обобщениям и образованию понятий.
Приложение № 2.
Мониторинг сформированности речи
ребёнка дошкольного возраста с ринолалией
Фамилия, имя ребёнка ______________________________________________________
Возраст ____________________________________________________________________