Просмотр содержимого документа
«Организация деятельности детского сада и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников»
«Организация деятельности ДОО и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников
в рамках реализации программы
«У истоков ценностей» (из опыта работы)
Хочу поделиться опытом работы с семьями воспитанников по формированию нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках реализации программы «У истоков ценностей»
«Мое особое слово - о детях. Они только начинают жить, и очень важно, чтобы они жили с верой в сердце, потому что вера делает человека добрее, а без добра не может быть счастья», – подчеркнул, в своём обращении к российскому народу, Святейший Патриарх Кирилл. «…С самого раннего детства заботьтесь о духовном воспитании ребенка, и вы привьете ему очень сильный иммунитет от зла, от всего, что разрушает человеческую личность. Именно такое воспитание формирует человека…». Безусловно, без знания своих корней, традиций семьи, своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие народа через включение в культуру и социальную активность.
Одним из основополагающих задач педагогов нашей дошкольной образовательной организации является приобщение обучающихся совместно с родителями к духовному наследию, народным традициям, истории и культуре своего народа, семьи, родному языку, что особенно важно в развитии личности ребенка-дошкольника.
В соответствии с этим необходима комплексная работа через реализацию воспитательно-образовательных мероприятий по духовно-нравственному развитию обучающихся, в том числе с непосредственным участием родителей (законных представителей).
Задачи программы.
Создать условия для приобщения к духовному наследию, ценностям и традициям семьи, общества, православной культуры обучающихся старшего дошкольного возраста.
Расширить представления обучающихся о духовном наследии, о православной культуре, ценностях и традициях семьи, общества (об основных духовно-нравственных понятиях – духовные ценности, вера, надежда, любовь, дружба, уважение, семья, трудолюбие, добро и др.).
Воспитывать готовность к сотрудничеству, прививать любовь и уважение к духовному наследию, ценностям и традициям семьи, общества; развивать способность воспринимать и анализировать объекты и предметы духовного наследия; учить выражать чувства; обогащать словарный запас.
Организовать доверительное взаимодействие между родителями, педагогами и обучающимися, повысить компетентность родителей в вопросе развития духовно-нравственных качеств детей.
Оценить эффективность программы комплекса мероприятий, определить изменения в показателях эмоционально-личностного качеств и показателях успешности усвоения образовательной программы (пролонгированный результат) обучающихся старшего дошкольного возраста.
Программа сдержит вариативные модули воспитательно-образовательных мероприятий: семейные традиции, минутки вхождения, картинная галерея, праздники, народный быт, проекты, социальное партнерство, в которые включены мероприятия со всеми участниками образовательной деятельности, с использованием разнообразных форм работы. Таких как: заседания клуба «Успешная мама», «Клуб отцовства», «Родительские гостиные», «Клуб «Дошколенок» и другие.
Особо хочется выделить активное участие родителей в проектах «А мы делаем так!», «Славные богатыри», «Моя мама-рукодельница», «Русская березка», «Генеалогическое древо моей семьи», «Откуда хлеб пришел» и другие.
Родители с большим удовольствием проводили мастер-классы.
На ярмарках «Народные умельцы» демонстрировали свое умение работы с деревом, инструментами. Проводили масленичные гуляния, народные игры и делились бабушкиными рецептами.
Традиционным мероприятием в нашем саду стало проведение праздника «Дружбы народов» который объединяет культуры разных национальностей. Колорит национальных традиций, обычаев, кулинарных изысков, народных игр способствует единению народностей, воспитывает чувства гордости и уважения к родному краю, Родине.
Одним из важных направлений работы является изучение основ православной культуры, которое невозможно без участия родителей (законных представителей). Для этого нами организован «Воскресный день с родителями», где обучающиеся семьями посещают праздники. Например: «Вербное воскресенье, Пасха, Рождество, празднование Покрова Присвятой Богородицы. Участие в благотворительных акциях, конкурсах .
Изучение истории народа невозможно без знаний о народном быте. Созданная русская изба «Горница» позволяет обучающимся окунуться в прошлое, познакомиться с обустройством быта, историей народного промысла, утварью, кухней, традиционной одеждой русского народа, значением красного уголка. Устраивая посиделки в избе, чаепития дети совместно с родителями расширяют знания о своем народе, сохраняя традиционные ценности из поколения в поколение.
Так же в утренние часы с детьми проводятся минутки вхождения.
Уникальным модулем по приобщению к культуре, искусству является картинная галерея. Произведения сменяются в зависимости от календарно-тематического планирования. Создана картотека для изучения репродукций картин, авторов, жанров.
Реализация каждого модуля программы невозможна без участия социальных партнеров.
Таким образом, хочется отметить, что достигнуты ожидаемые результаты:
Создана целостная система работы, направленная на приобщение обучающихся к духовному наследию, ценностям и традициям семьи, общества, православной культуры в условиях дошкольного образовательного учреждения, включающая диагностический блок отслеживания динамики изменений.
Расширены представления обучающихся о духовном наследии, о православной культуре, ценностях и традициях семьи, общества (об основных духовно-нравственных понятиях – вера, надежда, любовь, дружба, семья, уважение, трудолюбие, добро).
Развита готовность к сотрудничеству; любовь и уважение к своей семье, детскому саду, и окружающим, традициям; способность воспринимать и анализировать объекты, предметы культурного наследия; умение выражать чувства; обогащён словарный запас.
Увеличение количества родителей (законных представителей) как участников программы комплекса воспитательно-образовательных мероприятий «У истоков ценностей».
В своей практике я рекомендую всегда придерживаться девиза:
«Семья-основа государства!»
Как показывает опыт, семьи воспитанников, которые уважают традиции семьи, государства имеют сложившиеся нравственные ценности: отзывчивость, честность, трудолюбие, уважение к старшим, привязанность к Родине, что составляет основу патриотизма, гражданственности.
Демонстрация опыта:
Хочется поделиться опытом проведения минутки вхождения в день по теме «Мой родной город» с использованием мнемотехники. (показ разработанных карточек мнемотаблицы, путеводителя).