Опыт 1. Воспитатель предлагает детям посмотреть, что поможет удержать мыльный пузырь в руке. По очереди дети дают возможность опуститься пузырькам на разные поверхности.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что мыльный пузырь «поймала» только шерстяная варежка. Он не лопнул. Почему так произошло? Пленка мыльного пузыря стремиться сохранить форму шара, т.е. в ней есть поверхностное натяжение. Это делает пузырь упругим. На шерстяной варежке есть много ворсинок. Пузырь от них немного отталкивается (подобно мячу) и словно «зависает» в воздухе. Добавление сахара в раствор для пускания мыльных пузырей увеличивает их прочность, т.к. поверхность натяжения увеличивается. Поверхность натяжения – это стремление пленки принять «правильную» форму – форму шара.
Опыт 2. «Мыльный пузырь в холод» Очень интересно выдувать мыльные пузыри на улице при низкой температуре. Пузырь при медленном охлаждении переохлаждается и замерзает примерно при –7°C. Пленка оказывается не хрупкой, какой, казалось бы, должна быть тонкая корочка льда. Если дать возможность мыльному закристаллизовавшемуся пузырю упасть на пол, он не разобьется, не превратится в звенящие осколки, как стеклянный шарик, каким украшают елку. На нем появятся вмятины, отдельные обломки закрутятся в трубочки.
Тема: Насекомые.
Задачи: создать условия для ознакомления детей с миром насекомых; побуждать устанавливать функциональные связи между объектами и явлениями.
Материалы, оборудование: белый и цветной картон, песок, сахар.
Содержание: - Что изменилось с приходом весны? Какая установилась погода? Уточнить что май – это последний весенний месяц. Яркие цветы, сочная зелень, теплый воздух, проснулись насекомые, прилетели птицы – все это говорит о том, что лето скоро вступит в свои права.
Все поет, играет, пляшет.
Наступает месяц май.
Нет его светлей и краше.
Руки к солнцу поднимай!
Над цветком пчела кружиться,
На березке дрозд свистит.
Все живое веселиться,
Нас с тобою веселит.
Т. Керстен
Опыт1. Предложить детям аккуратно поймать разных насекомых (больших и маленьких) насыпать на лист картона песок тонким слоем. Дать пойманным насекомым побегать по песку. Сравнить какие следы оставляют насекомые на песке.
Вывод: чем крупнее насекомое, тем глубже след на песке.
Опыт 2. Найти насекомых в траве, на деревьях. Насыпать сахар в траву. На угощение прибегут муравьи, мошки. Рассмотреть насекомых их форму и окрас. Предложить положить, например, кузнечика, на зеленый картон, а потом на белый лист картона.
Вывод: форма тела и окраска насекомого являются защитными приспособлениями.