kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опыт работы по теме «Возрождение народных игр, обрядов, обычаев в современном детском саду»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. К счастью, десятилетиями внушаемое «отречение от старого мира» кануло в лету. И хочется надеяться, что то уцелевшее, та «старина», которая осталась жить – в танцах, играх, песнях, воспоминаниях, - сохранится для потомков. И молодому поколению будет легче разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину – такой, какая она есть…

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по теме «Возрождение народных игр, обрядов, обычаев в современном детском саду»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 32 «РОСИНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ЩМР МО





















Опыт работы по теме «Возрождение народных игр, обрядов, обычаев в современном детском саду»



















Составила: воспитатель Кисленко Светлана Федоровна

"Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным"
К.Д. Ушинский

Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. К счастью, десятилетиями внушаемое «отречение от старого мира» кануло в лету. И хочется надеяться, что то уцелевшее, та «старина», которая осталась жить – в танцах, играх, песнях, воспоминаниях, - сохранится для потомков. И молодому поколению будет легче разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину – такой, какая она есть…

Детские игры – составная часть традиций каждого народа. Под традициями понимаются явления материальной и духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающиеся от поколения к поколению с целью поддержания жизни этноса. Народные игры – элемент духовного потенциала народа, формировавшегося на протяжении длительного периода.

Исходя из этого, знакомить детей с народными (традиционными) играми в современном детском саду целесообразно во взаимосвязи с историческими, географическими и культурными особенностями региона, в котором они бытуют. Именно такой подход, по моему мнению, приобщит ребенка к традициям, народной культуре, воспитает поколение, осознающее себя в непрерывном контексте истории, людей, связанных с прошлым, настоящим и будущим своей культуры, участников культурно-исторического процесса.

Как же сделать так, чтобы через традиционные игры познакомить современных детей с историей и культурой русского народа? Для решения этой задачи мною разработан проект «Возрождение народных игр, обрядов, обычаев в современном детском саду», основанный на интеграции патриотического, экологического, художественно - эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Данный проект дает широкие возможности в разностороннем развитии детей: воспитывает любовь к Родине, родному краю, природе, людям, историческому прошлому. Для реализации проекта были отобраны педагогические технологии, которые представляют собой модель совместной педагогической деятельности по организации и проведению воспитательно-образовательного процесса с обеспечением комфортных условий для педагогов и детей.

Для начала я обратилась за теоретическими знаниями к известным психологам и педагогам. К сожалению, литературы по исследованию народных игр не так много. А ведь чтобы понять суть народной игры, надо знать ее корни, важно определить значение ее для развития ребенка. Поэтому в работе по исследованию народных игр принял весь коллектив педагогов детского сада № 32 «Росинка» г. Щелково, а также родители наших воспитанников. Работа еще не окончена, но уже сегодня мы имеем результаты, которыми можем поделиться с коллегами.

Внедрение народной игры в жизнь детского сада проходило в несколько этапов.

Этап I – теоретический

  • проведение опроса детей, анкетирование родителей

Результаты анкетирования помогли нам составить план работы, консультаций, семинаров, практических занятий. В процессе исследования были затронуты самые разные темы. Мы составили анкеты специально для родителей, педагогов и даже детей старшего дошкольного возраста. Родители сначала отвечали без желания, тема для некоторых была незнакома. Мы предложили им литературу, посоветовали побеседовать с бабушками и дедушками и получили хорошие результаты. Педагоги отнеслись к опросу с любопытством, ведь всегда детей воспитывали на примерах старшего поколения, положительных героев из книг. Детям помогли ответить родители или воспитатели. Вот примерная тематика анкет: «Что такое народная игра? (для воспитателей)», «Игры моего детства. (для родителей)», «Традиции русской народной культуры. (для детей)»

  • подбор методической литературы, создание библиотеки по народным играм

  • создание предметно-развивающей среды: создание фрагмента русской избы, оформление уголков старины

Этап II – подготовительный

  • составление плана работы, конспектов занятий, праздников, развлечений, с включением в них народных игр

План работы по нравственно-патриотическому воспитанию на основе материалов народного творчества

сентябрь-ноябрь

  1. Создание предметно-развивающей среды

  2. Анкетирование взрослых и детей на тему «Что такое нравственность и патриотизм сегодня?»

  3. Организация праздника «Осенины»

  4. Консультация для родителей на тему «Поэтический фольклор»

  5. Открытые просмотры для родителей и воспитателей: «Сорока-ворона», «Быт людей на Руси», «Мука – это хлеб, каравай, калач», «Пчелка – золотое брюшко»

  6. Неделя игр:

-русские народные, спортивные, дидактические

-с любимыми игрушками

-с мамами и папами

декабрь-февраль

  1. Организация уголков русского быта в группах

  2. Консультация для родителей «Колыбельная для малышей»

  3. Встреча родителей и детей «Какие песни пели наши бабушки и дедушки»

  4. Русские народные игры: «Самый ловкий», «Смелый, ловкий и умелый»

  5. Открытый просмотр во второй младшей группе «В гости к бабушке»

  6. Беседа с детьми старшей группы «Веселье и труд рядом живут»

март-май

  1. Масленица в гостях у ребят

  2. «Посиделки и Василисы» - старшая и подготовительная к школе группы

  3. Знакомство с игрушками Богородских мастеров (младшая, средняя группы)

  4. Картины русских художников на выставке у ребят

  5. Игры-забавы (вторая младшая группа)




Этап III – практический

  • дни открытых дверей для родителей

  • практические занятия, консультации для воспитателей

  • включение народных игр в концерты, посиделки, конкурсы для родителей

Этап IY – заключительный

  • подведение итогов на педагогическом совете

  • обобщение опыта работы по теме «Возрождение народных игр, обрядов, обычаев в современном детском саду

  • совместный праздник для детей и родителей


Работа в данном направлении привела к положительным ожидаемым результатам:

  • обогащение духовного мира ребенка (у детей появился интерес к изучению русской народной культуры)

  • изменение ценностного отношения к истории и традициям своего народа

  • повышение заинтересованности родителей к возрождению народной культуры своего народа

  • обогащение и уточнение знаний ребенка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении

  • формирование этических норм и правил поведения в обществе


Все созданные педагогические условия позволяют детям приобретать новые знания, умения, навыки, представления о народном календаре, земледельческом труде, обрядах, праздниках; знания народных примет, народных календарных игр, пословиц, поговорок, загадок. Дети умеют петь, рассказывать сказки, участвовать в театральных представлениях. (Познавательно-речевое развитие). Дети охотно, заинтересованно участвуют в календарно-обрядовых праздниках, развлечениях, в соблюдении народных традиций. (Художественно-эстетическое развитие). Также расширен круг общения, создана полноценная среда развития каждого ребёнка, каждый стал полноценным членом сообщества, самореализовался. (Социально-личностное развитие).

Таким образом, проанализировав свою педагогическую деятельность, я считаю, что такие достижения моих воспитанников свидетельствуют о том, что я на правильном пути, проведённая работа дала положительные результаты. Созданная  система педагогических условий обеспечила развитие творческих способностей детей, приобщила их к истокам народной культуры. В благодарность за всё дети стали самостоятельными в музыкальной деятельности, способными выдвигать свои идеи, находить своё место в творчестве.

Целью моей дальнейшей работы будет - разработка и реализация системы организационно-содержательных условий по ознакомлению детей с календарно-обрядовыми праздниками. В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, пропаганда народного творчества приобретает более сильное значение.  Сегодня возрастает ценность и значимость деятельности педагогов по приобщению детей к истокам русской культуры, деятельность во имя возрождения в ребёнке чувства своей родной земли, связи со своим народом, ощущение бытия и творчества. Свою деятельность по приобщению детей к народной культуре считаю эффективной и значимой. В будущем я собираюсь продолжать начатую работу, и очень хочется, чтобы в нашем детском саду сохранилась атмосфера увлечённости совместного творчества взрослых и детей.

В ходе работы по приобщению детей к истокам русской национальной культуры, я стараюсь развивать личность каждого ребенка, который, надеюсь, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. Ведь народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кисленко Светлана Федоровна

Дата: 13.01.2016

Номер свидетельства: 276009


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства