kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опытно-исследовательская деятельность "Свойства воздуха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программное содержание:

Цель: опытническим путем закрепить знания детей о воздухе.

Задачи:

  • обучающие – обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах: прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, плотность, он есть повсюду.
  • развивающие  – развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи, делать выводы; учить, на основе выявленных свойств, устанавливать закономерности.
  • воспитательные – воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.

Методы и приёмы: словесные (беседа, рассказ) ; практические (проведение опытов).

Предварительная работа:
Наблюдения во время прогулки за ветром, облаками.
Изготовление с детьми вееров из бумаги. 
Чтение: С.Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри»,
Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть».

Словарная работа:
Лаборатория, прозрачный, бесцветный, невидимый.

Материал и оборудование: целлофановый пакет, миски с водой, стаканы с водой, трубочки, веера на каждого ребенка.
 

Ход НОД:

Воспитатель: Дети, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух!

Воспитатель: Что вы знаете о воздухе?

Дети: Он невидим, прозрачный, бесцветный.

Воспитатель: Откуда же вы тогда узнали, что в комнате находится воздух? Дети:  Если бы не было воздуха, мы не смогли бы дышать.

-Воспитатель: Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем.

Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. - Как вы думаете, что мы с вами вдохнули? А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно?

Дети: плохо.

Воспитатель:  Какой вывод можно сделать?

Дети вывод: Человек не может жить без воздуха.

Воспитатель: Молодцы! Сейчас, представьте, что вы ученые, а они работают в лабораториях, и мы  будем делать опыты, как настоящие учёные.

Коллеги, заседание научной лаборатории позвольте считать открытым. На повестке дня следующая задача: постараться в своей лаборатории с помощью опытов обнаружить воздух, а затем - это доказать.

Воспитатель: Коллеги, давайте докажем что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать.

Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом.

Воспитатель: Вот полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его.

Воспитатель: Что теперь находится в пакете?

Дети:  Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете.

Воспитатель: Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что случилось с пакетом?

Дети: Пакет опять стал тоненьким.

Воспитатель: Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети  вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Воспитатель: Летом на море можно увидеть как люди используют запертый воздух. Как вы думаете как?

Дети: Надувной матрас, спасательный круг.

Воспитатель: А вот у меня есть детские спасательные нарукавники. Давайте из них выпустим воздух. Воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает! Сейчас мы это проверим.

Опыт 2. «Тонет - не тонет». (Ребенок выходит, достает из приготовленной коробки камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и кладет в миску с водой).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Что мы с вами узнали?

Дети:  Что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.

Воспитатель: А как мы можем доказать, что воздух есть в каждом предмете?

Опыт 3. Камень.

Воспитатель: А сейчас мы это проверим. (Достает камень и опускает в воду.) Что мы видим в воде?

Дети: Из камня выходят пузыри.

Воспитатель: А если есть пузыри, то значит, есть что?

Дети: Воздух!

Опыт 4. Есть ли воздух в стаканчике?

- Внимание. Соблюдаем тишину. Идёт эксперимент. На дно стаканчика приклеиваем на пластилин салфетку, тщательно её прижимаем к дну стаканчика.

Переворачиваем стаканчик вверх дном, держим его прямо вертикально и опускаем в ёмкость с водой, до дна ёмкости.

Затем стаканчик вынимаем из воды. Посмотрим, намокнет ли салфетка. Проделываем опыт. Что же случилось с салфеткой?

Дети: Она сухая.

Воспитатель: Почему? Как вы считаете?

Дети вывод: Вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в стаканчике, он не пускал туда воду.

Воспитатель: а теперь  снова опустим стакан в миску с водой, но теперь немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись?

Дети: Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Воспитатель: Уважаемые коллеги, предлагаю вам немного отдохнуть и встряхнуться.

Физкультминутка

Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)

Рукава засучим смело (засучиваем рукава)

Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)

Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)

Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)

И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)

Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте)

Опыт 5. Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой.

Дети  берут трубочку, опускают один конец в воду, а в другой дуют.

Воспитатель: Что вы увидели?

Дети: Пузырьки воздуха.

Воспитатель:  Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

Опыт 6. Чувствуем воздух.

Воспитатель: Возьмите веера. Помашите ими, что чувствуете?

Дети: воздух, холодок.

Воспитатель: А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете?

Дети: воздух, струю воздуха.

Дети вывод: обнаружили воздух — почувствовали его

Воспитатель: Как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух?

Дети: Да.

Воспитатель: При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? Дети: При помощи веера, дули на ладошки.

Воспитатель: Коллеги, поднесите ладошку ко рту, затем к носу и подышите. Что чувствуете?

 Дети: тепло.

Воспитатель: А теперь помашите рукой. Что теперь вы чувствуете? А мы видим воздух?

Дети: нет.

Опыт 7. Вкус воздуха.

Воспитатель: Скажите, а воздух имеет вкус?

Дети: нет.

Воспитатель: Мы можем его попробовать?

Дети: да.

Воспитатель: Откройте рот и вдохните. Что-нибудь чувствуете?

Дети: нет.

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? Воздух имеет вкус?

Дети вывод: значит воздух не имеет вкуса.

 Воспитатель: А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?

Дети: Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи.

Воспитатель: Чем может пахнуть воздух?

Дети: свежестью после дождя, сосновой смолой, дымом, если по близости горит костер и т.д.

Воспитатель:  Предлагаю в этом убедиться.

В стаканчике  был предмет с сильным запахом. Я его убрала. Попробуйте по запаху определить, что было в стаканчике.

Дети вывод: - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Воспитатель: Коллеги, посмотрите это что?

Дети: Муз. инструменты.

Воспитатель: Что с ними делают.

Дети: Играют.

Воспитатель: Это духовые инструменты, когда артист играет, он дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, и получаются звуки.

Дети вывод: Когда воздух дрожит, возникают звуки. Звуки бывают только там, где есть воздух.

Воспитатель: Коллеги, наше научное заседание подходит к концу. Давайте ещё раз расскажем об открытиях, которые мы сделали.

Дети: - что воздух постоянно нас окружает;

- что воздух легче воды;

- что воздух есть внутри предметов;

- что воздух есть внутри людей;

- что без воздуха не возможна жизнь;

- что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;

- что ветер - движение воздуха.

Воспитатель: Коллеги, вы все молодцы! Я поздравляю вас с открытиями. Нобелевская премия нам с вами обеспечена! Всем спасибо за продуктивную работу. Заседание нашей лаборатории разрешите считать закрытым.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опытно-исследовательская деятельность "Свойства воздуха"»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №29»









Конспект НОД

«Свойства воздуха».

Подготовительная группа.











Подготовила: воспитатель Романова С.Н.











Саранск 2015




Программное содержание:

Цель: опытническим путем закрепить знания детей о воздухе.

Задачи:

  • обучающие – обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах: прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, плотность, он есть повсюду.

  • развивающие – развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи, делать выводы; учить, на основе выявленных свойств, устанавливать закономерности.

  • воспитательные – воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.

Методы и приёмы: словесные (беседа, рассказ) ; практические (проведение опытов).

Предварительная работа:
Наблюдения во время прогулки за ветром, облаками.
Изготовление с детьми вееров из бумаги. 
Чтение: С.Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри»,
Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть».

Словарная работа:
Лаборатория, прозрачный, бесцветный, невидимый.

Материал и оборудование: целлофановый пакет, миски с водой, стаканы с водой, трубочки, веера на каждого ребенка.














Ход НОД:

Воспитатель: Дети, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух!

Воспитатель: Что вы знаете о воздухе?

Дети: Он невидим, прозрачный, бесцветный.

Воспитатель: Откуда же вы тогда узнали, что в комнате находится воздух? Дети: Если бы не было воздуха, мы не смогли бы дышать.

-Воспитатель: Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем.

Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. - Как вы думаете, что мы с вами вдохнули? А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно?

Дети: плохо.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети вывод: Человек не может жить без воздуха.

Воспитатель: Молодцы! Сейчас, представьте, что вы ученые, а они работают в лабораториях, и мы будем делать опыты, как настоящие учёные.

Коллеги, заседание научной лаборатории позвольте считать открытым. На повестке дня следующая задача: постараться в своей лаборатории с помощью опытов обнаружить воздух, а затем - это доказать.

Воспитатель: Коллеги, давайте докажем что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать.

Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом.

Воспитатель: Вот полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его.

Воспитатель: Что теперь находится в пакете?

Дети: Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете.

Воспитатель: Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что случилось с пакетом?

Дети: Пакет опять стал тоненьким.

Воспитатель: Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Воспитатель: Летом на море можно увидеть как люди используют запертый воздух. Как вы думаете как?

Дети: Надувной матрас, спасательный круг.

Воспитатель: А вот у меня есть детские спасательные нарукавники. Давайте из них выпустим воздух. Воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает! Сейчас мы это проверим.

Опыт 2. «Тонет - не тонет». (Ребенок выходит, достает из приготовленной коробки камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и кладет в миску с водой).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Что мы с вами узнали?

Дети: Что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.

Воспитатель: А как мы можем доказать, что воздух есть в каждом предмете?

Опыт 3. Камень.

Воспитатель: А сейчас мы это проверим. (Достает камень и опускает в воду.) Что мы видим в воде?

Дети: Из камня выходят пузыри.

Воспитатель: А если есть пузыри, то значит, есть что?

Дети: Воздух!

Опыт 4. Есть ли воздух в стаканчике?

- Внимание. Соблюдаем тишину. Идёт эксперимент. На дно стаканчика приклеиваем на пластилин салфетку, тщательно её прижимаем к дну стаканчика.

Переворачиваем стаканчик вверх дном, держим его прямо вертикально и опускаем в ёмкость с водой, до дна ёмкости.

Затем стаканчик вынимаем из воды. Посмотрим, намокнет ли салфетка. Проделываем опыт. Что же случилось с салфеткой?

Дети: Она сухая.

Воспитатель: Почему? Как вы считаете?

Дети вывод: Вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в стаканчике, он не пускал туда воду.

Воспитатель: а теперь снова опустим стакан в миску с водой, но теперь немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись?

Дети: Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Воспитатель: Уважаемые коллеги, предлагаю вам немного отдохнуть и встряхнуться.

Физкультминутка

Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)

Рукава засучим смело (засучиваем рукава)

Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)

Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)

Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)

И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)

Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте)

Опыт 5. Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой.

Дети берут трубочку, опускают один конец в воду, а в другой дуют.

Воспитатель: Что вы увидели?

Дети: Пузырьки воздуха.

Воспитатель: Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

Опыт 6. Чувствуем воздух.

Воспитатель: Возьмите веера. Помашите ими, что чувствуете?

Дети: воздух, холодок.

Воспитатель: А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете?

Дети: воздух, струю воздуха.

Дети вывод: обнаружили воздух — почувствовали его

Воспитатель: Как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух?

Дети: Да.

Воспитатель: При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? Дети: При помощи веера, дули на ладошки.

Воспитатель: Коллеги, поднесите ладошку ко рту, затем к носу и подышите. Что чувствуете?

Дети: тепло.

Воспитатель: А теперь помашите рукой. Что теперь вы чувствуете? А мы видим воздух?

Дети: нет.

Опыт 7. Вкус воздуха.

Воспитатель: Скажите, а воздух имеет вкус?

Дети: нет.

Воспитатель: Мы можем его попробовать?

Дети: да.

Воспитатель: Откройте рот и вдохните. Что-нибудь чувствуете?

Дети: нет.

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? Воздух имеет вкус?

Дети вывод: значит воздух не имеет вкуса.

 Воспитатель: А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?

Дети: Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи.

Воспитатель: Чем может пахнуть воздух?

Дети: свежестью после дождя, сосновой смолой, дымом, если по близости горит костер и т.д.

Воспитатель: Предлагаю в этом убедиться.

В стаканчике был предмет с сильным запахом. Я его убрала. Попробуйте по запаху определить, что было в стаканчике.

Дети вывод: - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.


Воспитатель: Коллеги, посмотрите это что?

Дети: Муз. инструменты.

Воспитатель: Что с ними делают.

Дети: Играют.

Воспитатель: Это духовые инструменты, когда артист играет, он дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, и получаются звуки.

Дети вывод: Когда воздух дрожит, возникают звуки. Звуки бывают только там, где есть воздух.

Воспитатель: Коллеги, наше научное заседание подходит к концу. Давайте ещё раз расскажем об открытиях, которые мы сделали.

Дети: - что воздух постоянно нас окружает;

- что воздух легче воды;

- что воздух есть внутри предметов;

- что воздух есть внутри людей;

- что без воздуха не возможна жизнь;

- что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;

- что ветер - движение воздуха.

Воспитатель: Коллеги, вы все молодцы! Я поздравляю вас с открытиями. Нобелевская премия нам с вами обеспечена! Всем спасибо за продуктивную работу. Заседание нашей лаборатории разрешите считать закрытым.








































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Опытно-исследовательская деятельность "Свойства воздуха"

Автор: Романова Светлана Николаевна

Дата: 23.02.2016

Номер свидетельства: 297896


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства